Экономическое учение томаса мальтуса. Томас Мальтус. Закон народонаселения. Теории стоимости и реализации Как называется первая публикация т мальтуса

21.11.2023 Болезни

МАЛЬТУС (Malthus) Томас Роберт (17 февраля 1766 - 23 декабря 1834) - английский экономист. Родился в Рукери близ Доркинга в Суррее в семье помещика.

Отец ученого Дэниел Мальтус был последователем Давида Юма и Жан-Жака Руссо (с обоими он был лично знаком). В 1784 М. поступил в Джизус-колледж Кембриджского университета, где успешно изучал математику, риторику, латынь и греческий язык, и окончил его в 1788. В том же году он был посвящен в духовный сан англиканской церкви. В 1793 получил ученую богословскую степень и начал предпринимательскую деятельность. В 1797-1803 был викарием в городке Олбери в графстве Суррей. В 1804 Мальтус женился, в этом браке родилось трое детей. В 1805-34 - профессор кафедры современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании в Хейлибере (графство Хартфордшир), где исполнял также обязанности священника.

В 1798 М. опубликовал книгу «Опыт о законе народонаселения» (полное название - «Опыт о законе народонаселения и его влиянии на будущее улучшение общества, с замечаниями на размышления г-на Годвина, месье Кондорсе и других сочинителей» (An Essay on the Principle of Population as it Affects the Future Improvement of Society, with Remarks on the Speculations of Mr. Godwin, M. Condorcet, and Other Writers))¾¾, которая сразу же сделала ее автора знаменитым. Труд этот вырос из дискуссий с отцом относительно идей авторов, перечисленных в названии книги, а также на основе изучения ряда трудов, не указанных в книге. Из-за этого К. Маркс называет М. в 4-м томе «Капитала» плагиатором. В течение ряда лет эта книга дополнялась автором и издавалась еще не раз. Три основных тезиса «Опыта...»: 1) из-за биологической способности человека к продолжению рода его физические способности используются для увеличения своих продовольственных ресурсов; 2) народонаселение строго ограничено средствами существования; 3) рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию, или несчастьями (войны, эпидемии, голод).

Также М. приходит к выводу, что народонаселение растет в геометрической прогрессии, а средства существования - в арифметической.

С современной точки зрения подвергнуты критике следующие положения: 1) М. использовал некорректную миграционную статистику (не учитывает эмигрантов); 2) закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.

В своих работах «Исследование о природе и возрастании земельной ренты» (An Inquiry into the Nature and Progress of Rent, and the Principles by which it is Regulated, 1815) и «Основания для мнения относительно запрета импорта иностранного хлеба» (Grounds of an Opinion of the Policy of Restricting the Importation of Foreign Corn, 1815) М. попытался раскрыть природу земельной ренты и механизм ее формирования.

К 1811 относится начало его дружбы с Д. Рикардо. В 1819 М. был избран членом Королевского общества, в 1833 - членом Французской академии. В 1831 он основал Клуб политической экономии, в 1834 содействовал созданию Лондонского (впоследствии Королевского) статистического общества.

Трактат М. «Опыт о законе народонаселения» является предметом дискуссии и в настоящее время. Диапазон оценок в этих дискуссиях предельно широк: от «гениального предвидения» до «антинаучного бреда». М. был не первым, кто писал о демографических проблемах, но, пожалуй, был первым, кто попытался предложить теорию, описывающую закономерности изменения численности населения. Что касается его системы доказательств и статистических иллюстраций, то к ним уже в те времена была предъявлена масса претензий. В XVIII-XIX вв. теория М. стала известна главным образом благодаря тому, что ее автор впервые предложил опровержение широко распространенного тезиса о том, что путем социального реформирования человеческое общество может быть усовершенствовано.

Для экономической науки трактат М. ценен теми аналитическими выводами, которые были впоследствии использованы другими теоретиками классической и некоторых других школ. Например, А. Смит исходил из того, что материальное богатство общества представляет собой соотношение между объемом предметов потребления и численностью населения. Главное внимание основатель классической школы уделял изучению закономерностей и условий роста объема производства, вопросы же, связанные с закономерностями изменения численности населения, им практически не рассматривались.

Эту задачу и взял на себя М. С его точки зрения, существует противоречие между «инстинктом продолжения рода» и ограниченностью земель, пригодных для сельскохозяйственного производства. Инстинкты заставляют человечество размножаться с очень высокой скоростью, «в геометрической прогрессии». В свою очередь, земледелие, а только оно производит необходимые для людей продукты питания, способно производить эти продукты с гораздо меньшей скоростью, «в арифметической прогрессии».

Следовательно, любое увеличение объема производства продуктов питания будет раньше или позже поглощено увеличением численности населения.

Таким образом, причиной бедности является соотношение темпов прироста населения и темпов прироста жизненных благ. Любая попытка улучшить условия жизни путем социального реформирования сводится тем самым на нет возрастающей людской массой.

Относительно низкие темпы прироста продуктов питания М. связывает с действием так называемого закона убывающего плодородия почв. Смысл этого закона состоит в том, что количество земельных угодий, пригодных для сельскохозяйственного производства, ограничено. Объем производства может расти лишь за счет экстенсивных факторов, и каждый следующий земельный участок включается в хозяйственный оборот все с большим количеством затрат: естественное плодородие каждого следующего земельного участка ниже, чем предыдущего, а поэтому общий уровень плодородия всего земельного фонда в целом имеет тенденцию к снижению. Иными словами, каждое дополнительное вложение капитала и труда в землю дает меньший по сравнению с предыдущим вложением эффект, а после некоего предела всякий дополнительный эффект становится невозможным.

Прогресс в области технологии сельскохозяйственного производства вообще идет очень медленно и не способен компенсировать снижение плодородия.

Таким образом, наделяя людей способностью к безграничному размножению, природа через экономические процессы налагает на род человеческий ограничители, которые регулируют рост численности. Среди этих ограничителей М. выделяет ограничители морального характера и слабость здоровья, которые приводят к снижению рождаемости, а также порочную жизнь и нищету, которые приводят к росту смертности. Снижение же рождаемости и рост смертности в конечном итоге определяются ограниченностью средств к существованию. Из такой постановки проблемы в принципе можно сделать совершенно различные выводы. Некоторые комментаторы и толкователи М. увидели в его теории человеконенавистническую доктрину, которая оправдывает нищету и призывает к войнам как методу ликвидации излишнего населения. Другие считают, что М. заложил теоретические основы политики «планирования семьи», которая широко используется в последние 30 лет во многих государствах мира. Сам же М. лишь всячески подчеркивал одно - необходимо каждому человеку заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою непредусмотрительность.

Таким образом, основные положения теории народонаселения состоят в следующем: а) способность человека к воспроизводству по темпам прироста значительно превосходит способность роста продовольственных ресурсов потому, что население растет в геометрической прогрессии, а запасы ресурсов - в арифметической; б) рост народонаселения жестко ограничивается средствами существования.

В природе, по М., соответствие между численностью населения и количеством средств существования достигается эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, истребляющими огромные массы людей.

Проблему чрезмерного роста населения М. решал через изменение заработной платы. Рост населения ведет к падению заработной платы и ограничивает рост населения в будущем.

Иными словами, низкий уровень жизни рабочих определяется биологическими законами, а не социальными проблемами.

М. выступал против государственной поддержки нищих, так как видел в этом поощрение неблагоразумных за счет взимания налогов с трудолюбивых граждан. Критически относился автор «Опыта...» и к идее уравнивания доходов. Деление на богатых и бедных полезно, потому как возможность улучшения своего состояния и боязнь понижения являются двигателем улучшения благосостояния общества.

Проблему ограниченности ресурсов М. видел в следующем: ресурсы земли ограничены; из-за вовлечения в оборот худших земель отдача вложенного труда и капитала будет снижаться.

М. в своих экономических взглядах представлял интересы крупной земельной аристократии (лендлордов). Теория прибыли М. повторяет воззрения Д. Рикардо. Прибыль определяется как разница между стоимостью товара и издержками труда и капитала в производстве.

Томас Роберт Мальтус (англ. Thomas Robert Malthus , своё среднее имя он обычно опускал; 1766-1834) - английский священник и учёный, демограф и экономист, автор теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле.

Томас Мальтус родился 13 февраля 1766 года в имении Рукери («Грачевник»), Доркинг (английское графство Суррей), близ города Гилдфорд, в состоятельной дворянской семье. Отец учёного, Дэниел Мальтус, был последователем Давида Юма и Жан-Жака Руссо (с обоими он был лично знаком). В 1784 году Томас поступил в Джизус-колледж Оксфордского университета, где успешно изучал математику, риторику, латынь и греческий язык. После окончания колледжа некоторое время был в нем членом совета и адъюнкт-профессором. В 1788 году он был посвящён в духовный сан англиканской церкви, что в те времена не требовало даже формальной веры в бога. В 1796 он стал священником в городке Олбери (Суррей), в Англии тех лет это означало всего лишь государственную должность со скромной зарплатой и не особо обременительными обязанностями. В 1804 году Мальтус женился - в этом браке родилось трое детей. Мальтус скончался 23 декабря 1834 года и был похоронен в аббатстве города Бат. На протяжении всей своей жизни Мальтус жил очень скромно, чтобы не сказать бедно, но последовательно и принципиально отказывался как от высоких государственных должностей, которые ему предлагало правительство, так и от церковной карьеры, считая главным делом своей жизни научную работу. Он был избран одновременно членом Королевского общества и членом Французской Академии (честь, которой удостаивались немногие учёные), стал основателем Клуба Политической Экономии и одним из основателей Лондонского статистического общества.

Научные достижения

  • Из-за биологической способности человека к продолжению рода его физические способности используются для увеличения своих продовольственных ресурсов.
  • Народонаселение строго ограничено средствами существования.
  • Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод).

Также Мальтус приходит к выводу, что народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования - в арифметической.

Минусы теории с современной точки зрения:

  • Мальтус использовал некорректную миграционную статистику (не учитывает эмигрантов).
  • Мальтус не принимает во внимание механизмы саморегуляции численности человечества, приводящие к демографическому переходу. Однако во времена Мальтуса это явление наблюдалось только в крупных городах, в которых проживало меньшинство населения, тогда как в настоящее время оно охватило целые континенты (в том числе все без исключения развитые страны).
  • Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.

Вместе с тем, теория Мальтуса достаточно корректно описывает закономерности экономико-демографической динамики доиндустриальных обществ.

Идеи Мальтуса оказали мощное позитивное воздействие на развитие биологии, во-первых, через их влияние на Дарвина, а, во-вторых, через развитие на их основе математических моделей популяционной биологии, начиная с логистической модели Ферхюльста.

Применительно к человеческому обществу мнение Мальтуса о том, что сокращение численности населения ведет к увеличению среднего дохода на душу населения, повлекло за собой формирование в 1920-x теории оптимальной численности населения, при котором доход на душу населения максимален. Однако в настоящее время теория малоприменима в решении реальных социально-экономических задач, но хороша в аналитике, так как позволяет судить о недо- или перенаселении.

Современные последователи Мальтуса, неомальтузианцы, так говорят о современных малоразвитых странах: «Рождаемость в них высокая, как в аграрных странах, а смертность низкая, как в индустриальных из-за медицинской помощи более развитых стран». Считают, что прежде, чем помогать им, надо решить проблему контроля рождаемости.

В целом, теория Мальтуса продемонстрировала свою высокую объясняющую способность применительно к доиндустриальным обществам, хотя никто не ставит под сомнения того факта, что для эффективного использования её для объяснения динамики современных общества (даже в странах Третьего мира), она нуждается в самых серьёзных модификациях; впрочем, с другой стороны, теория Мальтуса продемонстрировала самую высокую способность адаптироваться к подобным модификациям и встраиваться в них.

Идеи Мальтуса были частично использованы Карлом Хаусхофером в его работах по геополитике и теории «жизненного пространства».

Научные труды

  • Опыт о законе народонаселения или изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на благоденствие человеческого рода, с приложением нескольких исследований о надежде на отстранение или смягчение причиняемого им зла. Спб.: типография И. И. Глазунова, 1868.
  • Опыт о законе народонаселения. Петрозаводск: Петроком, 1993 (Шедевры мировой экономической мысли. Т. 4).

  • Томас Роберт Мальтус является крупным исследователем экономической науки в Англии. Его труды были изданы в начале XIX века, и вызвали немало противоречий в научных кругах. Однако в некоторой степени его воззрения не потеряли своей актуальности и до сих пор.

    Начало исследований Мальтуса

    Томас Роберт Мальтус родился в зажиточной семье помещика недалеко от Лондона. Его отец был весьма интеллигентным и образованным человеком, который общался со многими философами и экономистами своего времени. Поскольку Томас был младшим ребенком в семье, то по традиции он должен был вступить на путь духовной карьеры. Отучившись в колледже при Кембриджском университете, он принимает духовный сан и становится местным священником.

    Несмотря на это, Томас Мальтус, всегда бывший неравнодушным к научным изысканиям, начинает одновременно работать преподавателем колледжа. Практически весь свой досуг он проводит в беседах с отцом, которые посвящаются взаимосвязи природных условий и экономики.

    Что изучал Мальтус?

    Как и другие исследователи прошлого в области экономики, предметом своего изучения Мальтус видел механизмы приумножения богатства, способы развития материального производства. Он пытается связать между собой вопросы экономики и роста народонаселения.

    Закон народонаселения Томаса Мальтуса стал основой для трудов таких ученых, как Ч. Дарвин, и других. Сама концепция в дальнейшем была изложена Мальтусом в его книге. Главная идея его теории состоит в том, что количество народонаселения оказывает прямое влияние на благосостояние общества.

    Численность вида Homo Sapiens, говорит Мальтус, стала возрастать лишь около 8 тысячелетий назад, когда охоту и собирательство сменил На тот момент на всей земле насчитывается около 10 млн. человек. Затем количество начинает стремительно расти. Уже в 1820 году эта цифра достигает миллиарда человек. К 1959 году был число жителей Земли составляет уже порядка трех миллиардов. Всего лишь через 13 лет родился пятимиллиардный человек.

    Краткая формулировка концепции

    Закон Томаса Мальтуса гласит, что инстинкт, который имеется во всех живых существах, заставляет их стремительно размножаться - быстрее, чем это может быть допущено имеющимся в распоряжении общества количеством пищи и материальных благ. Последствиям этого закона и посвящен его труд.

    Мальтус отмечает, что, несмотря на инстинктивные побуждения, у человека также срабатывает голос разума. Ведь возможно, он не будет в состоянии прокормить всех своих детей. Если человек прислушается к этому рациональному зерну, то это, как выражается Томас Мальтус, произойдет «в ущерб добродетели». Если же он прислушается к голосу инстинкта и наплодит потомства - население будет возрастать быстрее, чем это позволено имеющимися средствами, а, стало быть, начнет уменьшаться. Ученый отмечает, что недостаток пропитания должен регулировать количество народных масс.

    Первая книга, которую выпустил Томас Мальтус, была анонимной. Она увидела свет в 1798 году, и вызвала немало нареканий и нападок. Для того чтобы улучшить свое творение, Мальтус отправляется в путешествие по городам Европы. По прошествии пяти лет он снова выпускает это издание - но уже под своим именем. Всего же при жизни Мальтуса его книга выходила пять раз, и всякий раз тираж был все большим.

    Простота мальтузианства

    Его концепции получили большой резонанс уже по той причине, что были простыми и не требовали обработки сложных фактов или сопоставления теорий. Все, что было сделано Мальтусом - это наблюдение за жизненными реалиями. Его выводы казались очевидными: ведь не является ли истинным положение, что человек может размножаться лишь постольку, поскольку способен прокормить потомство? Томас Мальтус отмечал, что прирост населения обычно выражается в тогда как увеличение экономических благ - в арифметической.

    Ресурсы к существованию Мальтус отождествлял с продуктами питания. По логике его эпохи, стремительно увеличивать производственную мощность не представлялось возможным. Ведь усовершенствование техники тогда еще происходило слишком медленными темпами, а природные богатства всегда являются ограниченными.

    Минусы теории

    При этом Мальтус был уверен, что даже прирост капитала ни при каких условиях не мог бы компенсировать все время убывающий коэффициент плодородия почв. Страх голода - это единственное условие, которое сдерживает человека от бесконтрольного размножения, считает Томас Мальтус. Теория народонаселения при этом имела немало недочетов и взаимоисключающих пунктов. Например, противозачаточные средства исследователь считал «безнравственными», и их применение называл «недопустимым при любых обстоятельствах». Многие ученые считают, что статистические выкладки его теории не выдерживали никакого столкновения с эмпирическими показателями тех времен.

    в наши дни

    Считается, что концепция Томаса Мальтуса может быть полезной для общего развития. Однако для решения острых социальных вопросов, к сожалению, она практически бесполезна. Как полагают современные исследователи, проблема перенаселения сегодня не состоит в том, чтобы убрать разрыв между фактическим и оптимальным количеством населения. Необходимые шаги в социальной политике должны касаться урегулирования траектории рождаемости. Кроме того, современные исследования показывают, что прирост населения является необходимым условием и для роста материальных благ.

    Одним из ярких представителей классической политической экономии является английский пастор и экономист Томас Роберт Мальтус (1766–1834) . В 1798 г. он опубликовал книгу "Опыт о законе народонаселения". В ней он впервые употребил термин "борьба за существование", который впоследствии использовал Ч. Дарвин в теории эволюции видов.

    Теория народонаселения. По мысли Мальтуса, "природа щедрою рукою рассыпала зародыши жизни... но она бережлива, что касается места и пищи" . Поэтому, считал Т. Р. Мальтус, "человек подчинен наравне с прочими живыми существами". Согласно его расчетам население Земли удваивается каждые 25 лет в геометрической прогрессии. Продовольствие же может расти в арифметической прогрессии. Отсюда им был сделан вывод о том, что именно этот разрыв в темпах прироста населения и необходимых средств существования и является причиной нищеты, что нищета прямо пропорциональна численности населения, а бедность (пауперизм) – вечный закон природы.

    Данное утверждение было направлено против социалистических теорий, утверждавших, что основная причина бедности больших групп населения состоит в несправедливом распределении национального дохода. Если бы богатство распределялось равномерно по всем слоям населения, то его хватило бы на всех. Рассматривая закон народонаселения как закон природы, Т. Р. Мальтус доказывал, что предотвратить массовую бедность можно только методами ограничения роста населения.

    Анализируя факторы, препятствующие росту населения, он выделил, прежде всего, недостаток пищи. Остальные факторы, считал Т. Р. Мальтус, состоят из "всех злоупотреблений и всех страданий, которые могут быть вызваны недостаточными средствами существования". Препятствия к размножению постоянно действуют с большей или меньшей силой и поддерживают численность населения на уровне существования. Полагая, что выдвинутая им теория представляет закон природы, которому следует, безусловно, подчиняться, Т. Р. Мальтус считал единственными субъективными факторами благоразумие и предусмотрительность. Предотвратить массовую бедность можно только нравственным воспитанием населения. Вступать в брак следует лишь в том случае, если уверен в будущем и способен прокормить детей. Каждый должен рассчитывать только на себя и нести ответственность за свое легкомыслие. При этом всякая благотворительность, а тем более государственные субсидии лишь ослабляют естественные ограничения роста населения.

    Таким образом, Т. Р. Мальтус в отличие от А. Смита выдвинул положение, согласно которому рост населения является не основой богатства, а его тормозом из-за невозможности обеспечить все население жизненными благами. Эта теория разделялась многими представителями классической школы, например, Дж. С. Миллем. Но впоследствии был выявлен целый ряд ошибок Т. Р. Мальтуса. В частности, он придавал большое значение соотношению браков и рождений и не брал во внимание снижение смертности. Кроме того, с повышением уровня жизни народа рождаемость снижается.

    Несмотря на отдельные неточности, проблема, поставленная Т. Р. Мальтусом, нс была надуманной. Она не потеряла своей актуальности и сегодня, особенно для так называемых периферийных стран, где из-за низкой эффективности экономики сохраняется низкий уровень жизни и традиционно не используются меры искусственного ограничения рождаемости.

    Теория ценности и реализации. Т. Р. Мальтус занимался исследованиями в области теории ценности. При этом он отверг трудовую теорию ценности Д. Рикардо на том основании, что она не в состоянии объяснить, каким образом капиталы с разной структурой, т.е. с разной долей вложения в труд, приносят одинаковую норму прибыли. Кроме того, если заработная плата рабочего является лишь частью ценности, создаваемой трудом, то покупка труда рабочего капиталистом представляет собой неэквивалентный обмен, нарушение законов рыночного, товарного хозяйства.

    Т. Р. Мальтус развивал "нетрудовой" вариант смитовской теории ценности. Ценность товара по его теории определяется не только затратами "живого труда", но и прочими издержками производства, к которым он отнес "овеществленный труд", т.е. затраты, связанные с использованием средств производства, а также прибыль на вложенный капитал.

    Тема ценности стала тесно увязываться с проблемой реализации и перепроизводства. К трактовке этой проблемы ученый подходил следующим образом. Он обозначил издержки, связанные с использованием "живого" труда, символом X, издержки, связанные с использованием средств производства, – у, а прибыль – z. При реализации товаров X оплачивается рабочим, у – капиталистом. Но кто оплатит z ? Если z не будет оплачено, то, естественно, часть товаров не будет куплена, и возникнет кризис перепроизводства.

    Т. Р. Мальтус считал, что z будет оплачена так называемыми "третьими лицами", т.е. людьми, которые только потребляют, ничего при этом не производя. К ним он причислял военных, государственных должностных лиц, священников, землевладельцев и т.д. Он считал, что их существование необходимо для поддержания рыночной, капиталистической экономики.

    "Ахиллесова пята" теории реализации Т. Р. Мальтуса состоит в том, что он не объяснил, откуда "третьи лица" возьмут финансовые средства для оплаты z. Если, например, предположить, что такие средства поступят им в виде рейты, налогов, десятины и т.п., то это означает ничто иное, как вычет из доходов рабочих и капиталистов. Но величина суммарного спроса или величина совокупного спроса при этом не изменится.

    Вклад, внесенный Т. Р. Мальтусом в экономическую науку, состоит в разработке им "теории народонаселения", в которой он связал экономические и демографические факторы. При этом зависимость оказывается двусторонней: как экономика влияет на изменение численности населения, так и численность населения оказывает воздействие на экономику.

    Заслуга Т. Р. Мальтуса состоит в постановке проблемы реализации и перепроизводства. Он первым в истории экономической мысли поставил эту проблему.

    • Томас Мальтус родился 13 февраля 1766 г. в дворянской семье. После окончания колледжа некоторое время был в нем членом совета и адъюнкт-профессором. В 1796 г. стал священником. В Англии тех лет это означало всего лишь государственную должность со скромной зарплатой и не особо обременительными обязанностями. Мальтус являлся членом Королевского общества и членом Французской Академии, основателем Клуба политической экономии и одним из основателей Лондонского статистического общества. Скончался 23 декабря 1834 г.
    • Мальтус Т. Р. Опыт о законе народонаселения // Антология экономической классики: в 2 т. М.: ЭКОНОВ, 1993. Т. 2. С. 10.

    Выдающимся представителем классической политической экономии в Англии был Томас Мальтус (1766-1834). Он родился в дворянской семье, но как младший сын не мог рассчитывать на наследство и поэтому ему была уготована духовная карьера. После окончания колледжа при Кембриджском университете работал сельским священником, а с 1793 года после получения богословского степени одновременно и преподавателем этого колледжа. Там проявился его интерес к философии и политэкономии

    Творчество этого незаурядного исследователя относится к первой четверти XIX в., но результаты Его научных изысканий имеют ценность и для современной экономической науки.

    Первая работа Мальтуса - "Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества" (1798), где он изложил некоторые свои взгляды на закономерности и взаимозависимости экономического и демографического процессов - была опубликованная им анонимно. Она вызвала бурную, в основном негативную реакцию, подвергалась нападкам со стороны многих ученых, политиков, общественных деятелей. В частности, современник Мальтуса писатель Томас Карлейль. прочитав ее, назвал экономику "мрачной наукой". Для улучшения своего труда Мальтус в 1799-1802 годах совершил поездку по странам Европы, а через некоторое время (в 1803 году) подготовил второе, исправленное издание своей книги, на этот раз под своим именем. За его жизнь было совершено еще несколько переизданий этой пращей, которая из небольшого памфлета превратилась в немалый трактат, а его автора превратила в одиозную личность.

    Кроме "Опыта", который сделал его автора известным и даже знаменитым, Т. Мальтус написал еще несколько значительных трудов, среди которых нужно выделить "Исследование о природе и рост земельной ренты" (1815), "Теоретические основы политики ограничения ввоза иностранного хлеба" (1815), "Понятие политической экономии" (1827). Однако главной работой ученого стали "Принципы политической экономии, рассмотренные в плане их применения" (1820). Современники считали Мальтуса выдающимся экономистом за его исследования многих основополагающих проблем экономической теории. Однако в истории экономической мысли он вошел прежде всего как автор теории народонаселения.

    Работа "Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества" была посвящена критике утопических теорий социалиста Годвина и одного из идеологов французской буржуазной революции Кондорсе, в которых доказывалась возможность построения общества идеальной ровности при условии государственного вмешательства в сферу распределения общественных доходов.

    Мальтус рассматривает общественное развитие во взаимодействии и взаимозависимости экономических и природных факторов. К природным факторам он относит и народонаселения, влияние которого на стабильность общественного развития и рассматривается в его работе. Теория народонаселения опровергала представление о возможности усовершенствования общества с помощью социального законодательства и регулирующего вмешательства государства, а также создала предпосылки для разработки ряда экономических и социальных доктрин основатели классической экономической теории (Петти, Смит) в росте трудоспособного населении видели предпосылку богатства страны. Мальтус не отрицает, что многочисленное население - одно из условий богатства, но при этом видит и обратную сторону роста численности населения.

    Он исходил из следующих основных положений:

    1) общество находится в равновесном состоянии, когда производит достаточное количество продовольствия для потребления соответствующей численности населения;

    2) в случае нарушения этого равновесия в обществе возникают силы, возвращающие его к равновесному состоянию;

    3) цены всех товаров определяются соотношением спроса и предложения;

    4) существует закон народонаселения, по которому и население, и продовольствие при отсутствии препятствий неограниченно растут, но скорость роста населения выше, чем скорость роста продуктов питания.

    в Частности, при благоприятных обстоятельствах населения будет расти в геометрической прогрессии (1, 2,4,8,16, 32,64 и т.д.), а производство продовольствия - в арифметической (1,2,3,4, 5,6, 7,8 и т.д.). Из этого следует, что если население удваивается каждые 20-25 лет, то производство продуктов питания за этот же период возрастает всего на 20-25%. В результате через два столетия количество населения будет співвідноситись к средствам существования как 256 к 9, через три столетия - как 4096 к С.

    Именно в перенаселении английский пастор усматривал основную причину роста разврата, болезней, нищеты, голода и безработицы и других бед общества. "из-За перенаселения, - писал Мальтус, - бедность может стать жалким и горькой судьбой всего человечества". Поэтому эта книга является анализом того, как достичь желаемого равновесия между населением и производством достаточного количества продуктов питания.

    Мальтус соглашался со Смитом, что рост богатства может происходить неограниченно, однако подчеркивал, что тормозом этого процесса может стать более быстрый рост населения. Он не возражал против роста населения, но предлагал "установить между населением и продовольствием такое отношение, которое бы не вызвало борьбы между ними". То есть он доказывает, что прирост населения саморегулируется прежде всего ограниченностью средств существования. Как только количество этих средств растет, увеличивается и население, если этому возрастанию не будут препятствовать чрезвычайные обстоятельства. Необычайными он считает моральные преграды, пороки и несчастья, которые не имеют объективно-экономической природы, но которые, в свою очередь, могут быть следствием чрезмерного роста населения. Речь идет о достижении состояния экономического равновесия общества.

    Именно методы и способы достижения экономического равновесия и определили суть его закона народонаселения. В его основу были положены две составляющие:

    Биологическая способность человека к продолжению рода, которую считал естественным инстинктом;

    Действие закон убывающей плодородия земли.

    Мальтус отмечал, что природная страсть к быстрому размножению наталкивалась на действие закона убывающей плодородия земли и, как следствие, к ограниченности ресурсов для производства предметов потребления. Этим объясняется бедность и страдания народа. Поэтому для сохранения равновесия необходимо, чтобы размножение постоянно задерживалось. В примитивных обществах это достигалось через болезни, голод и войны, а в рыночном обществе - через регулирование заработной платы и "моральное сдерживание" рождаемости. Регулирование заработной платы происходит автоматически в том смысле, что чрезмерный рост населения снижает заработную плату и тем самым ограничивает рост населения в следующем поколении. Наоборот, рост заработной платы приводит к росту населения и тем самым - к росту бедности следующего поколения. В частности, богатый урожай повлечет следующий голод: "изобилие, поощряя браки, порождает избыток в населении, потребности которого уже не могут довольствоваться урожаем обычного года."

    Мальтус считал, что человек, который не способен прокормить семью, должна отложить свой брак, а если такая готовность не наступит никогда - вообще отказаться от него. Он часто повторял, что попытки побороть нищету с помощью государственных субсидий или частной благотворительности, могут только помешать каждому самому заботиться о себе. Никто из способных к труду не масс "права на пропитание, если он не может прокормить себя собственным трудом". При этом бедный человек не может посягать на собственность богатых, ведь частная собственность необходима для роста производства потребительских товаров и тем самым для улучшения положения бедных.

    Британский ученый осуждал разделение общества на очень богатых и очень бедных, однако понимал, что и социальное равенство людей невозможна. Поэтому основой роста населения без бедности считал роста производства и "среднего класса", который должен стать основой общества. "Не чрезмерные роскоши небольшого количества людей, а умеренные роскоши всех классов общества, - подчеркивал Мальтус, - составляют богатство и благосостояние народа". Вместе с тем, по мнению Мальтуса, в обществе должна быть умеренная социальное неравенство. "Если отнять у человека надежду на повышение и опасность снижения, то не было бы тех усердия и рвения, которые заставляют каждого человека улучшать свое положение и которые являются главным двигателем общественного благосостояния", - резонно отмечал ученый.

    Подытоживая, отметим, что идеи Мальтуса в принципе справедливы и актуальны. Научное предвидение британца впоследствии подтвердились, хотя, к счастью, его мрачные прогнозы не оправдались. Это объясняется игнорированием Мальтусом научно-технического прогресса, который оказался способным значительно повысить производительность труда, в частности в сельском хозяйстве.

    Такая система взглядов на народонаселение получила в экономической науке название мальтузіанства. Современных сторонников теории народонаселения Мальтуса называют неомальтузіанцями.

    Теория народонаселения породила справедливые обвинения в пессимизме, но для Мальтуса она стала основой обстоятельного исследования различных взаимосвязанных экономических проблем.

    Важное значение в экономической системе Т. Мальтуса занимала теория заработной платы, которая вытекала из его закона народонаселения. Зарплату он определял минимальной стоимостью средств Существования рабочего. Но ученый отмечал, что этот минимум в разных странах существенно отличается. В Англии основу питания рабочих составляет пшеница, а я Ирландии - картофель, - приводит пример Мальтус. - Поскольку рыночная цена пшеницы выше рыночной цены картофеля, то и заработная плата английского рабочего выше, чем ирландского, результатом чего является "ирландские лачуги и лохмотья".

    Мальтус особенно отличает не номинальную, а реальную заработную плату, которую он определял цене продовольствия. Поэтому считал, что бедность не удастся преодолеть денежной помощью, поскольку нехватка определенного товара приведет к повышенной цены на него. Когда чувствуется недостаток в продовольствии, сравнительно с населением, то совершенно все равно, какую денежную помощь будут получать низшие классы - "два шиллинга или пять".

    Мальтус Выступал против закона о помощи бедным, поскольку это приводит к уравниловке в доходах: "Равенство не создает достаточно сильного мотива к труду и не способствует победе над природными ленью... Неизбежна бедность, к которой очень быстро должно привести любая система равенства..." - не без оснований утверждал англичанин. Из этого следует, что лишь минимальный уровень заработной платы обеспечит оптимальную пропорцию между ростом населения и увеличением производства предметов потребления. В этом и заключается суть закона заработной платы Т. Мальтуса, Поэтому заработная плата в обществе не может расти, неизменно оставаясь на низком уровне.

    Наиболее плодотворным в теоретической наследии английского пастора была теория издержек производства. С дуалистической трактовки стоимости Смита Мальтус отвергает тезис великого шотландца о том, что стоимость создается лишь трудом, а пристает к другой тезисы своего учителя - величина стоимости товара определяется издержками его производства. Именно на этом утверждении и построена теория издержек производства Мальтуса, которую впоследствии положительно восприняли большинство западных экономистов. Среди ее сторонников был и выдающийся британский экономист XX века. Дж. М. Кейнс.

    Достаточно противоречивым, исходя из теории издержек производства, стало трактовки Мальтусом прибыли, который он определял как избыток стоимости над потерями производства, который возникает не в производстве, как утверждали Смит и Рикардо, а в обороте-при реализации товаров по ценам, превышающим издержки производства. Такой своеобразный и весьма сомнительный подход привел Мальтуса к необходимости формулировать собственную теорию реализации. ведь необходимо было объяснять проблему полной реализации произведенного продукта, которая не возможна при такой трактовке прибыли.

    Ученый рассуждал, что наемные рабочие вследствие низкой заработной платы не в состоянии закупить все произведенные товары, поэтому к их реализации должны иметь отношение другие группы населения. Большое количество продукции потребляют сами капиталисты, но размеры непроизводительного потребления ограничены стремлением капиталиста к накоплению, расширение производства. Проблему реализации избытке, по мнению Мальтуса, решает росте непроизводительного потребления так называемых "третьих лиц", к которым он относит потребителей, не участвующих в производстве товаров, но получают доходы, например, землевладельцев и их прислужников, торговцев, офицеров, попов и тому подобное. Самое непродуктивное потребление невиробляючими классами в обществе, по его мнению, является основой обеспечения спроса и стабильности экономического развития.

    Только при таком условии будет выкуплен весь продукт, в котором воплощен прибыль. Эта сомнительная и плохо обоснована тезис неожиданно привела Мальтуса до гениального утверждения, оцененного значительно позже Кейнсом. Он утверждал, опять же отрицая Смита, что существует еще одна граница роста капитала (первой чертой, напомним, рассматривался перенаселения страны) - недостаточный спрос на товары. "Капитализировать доход тогда, когда нет достаточного спроса на продукты, - - писал Мальтус, - так же нелепо, как нелепо поощрять браки и размножение населения, когда нет спроса на рабочие руки и фонда для прокорма нового населения".

    Этим утверждением Мальтус подверг сомнению казалось бы неоспоримое тезис своих предшественников и современников, создателей классической политической экономии, что источником роста богатства является бережливость, а производство всегда должно превышать потребление. В целом соглашаясь с этими выводами, он отмечал, что чрезмерная бережливость подрывает стимулы к производству: "Если бы каждый довольствовался простой пищей, самым скромным одеждой и жильем, то, очевидно, и не существовало бы никаких других видов пищи, одежды и жилья...".

    В современной экономической литературе Мальтуса называют ученым, который на века раньше Кейнса открыл закон эффективного спроса, опираясь на определение ограниченности ресурсов в обществе. "Если бы Мальтус, а не Рикардо, был основоположником политической экономии XIX века,- писал сам Кейнс,- насколько мудрее и богаче был бы сейчас мир".

    Выдающимся стал также вклад Мальтуса в формировании закон убывающей отдачи ресурсов, который относится к триаде фундаментальных экономических законов, куда еще относят закон спроса и предложения и закон убывающей полезности. Его суть заключается в том, что каждый дополнительный прирост одного из производственных ресурсов - капитала, труда или земли - при неизменном количестве других с определенного момента приводит к уменьшению прироста произведенного продукта.

    Действие этого закона он ярко проиллюстрировал, анализируя плодородие почв, в частности в работе "Исследование о природе и рост ренты". Этот анализ дал основания сформулировать закон падения плодородия почв. Суть его заключается в том, что основой производства продуктов потребления является наличие земельных ресурсов, плодородие земли и производительность труда в сельском хозяйстве. Поскольку существует ограниченность земельных участков с достаточным уровнем плодородия почвы, то под давлением растущего народонаселения до обращения включаются земли с низким уровнем отдачи. Расходы же капиталов на возделывание таких земель в менее продуктивные, а последовательные дополнительные затраты капитала ведут к уменьшению их отдачи, то есть происходит относительное снижение их производительности. Следовательно, производительность труда в сельском хозяйстве имеет не только физическую, как следствие заложенного в земле потенциала, а также и экономическую границу, что приводит к росту цен на сельскохозяйственную продукцию.

    В результате образуется разница в доходах на землях неодинаковой плодородия, которая стала основой земельной ренты. Особое внимание Мальтус уделяет анализу дифференциальная ренты, которая, по мнению ученого, возникает в связи с переходом к обработке худших земель, который является следствием роста народонаселения. Исследуя природу ренты, ученый понимает, что она возникает также в результате экономической деятельности, то есть дополнительных вложений капиталов с целью искусственного улучшения качества почв (речь идет о дифференциальную ренту ). Однако эффективность использования капиталов в земледелии также имеет свой предел, поскольку согласно закону убывающей отдачи ресурсов, всякое последующее вложение капитала дает меньшую отдачу, чем предыдущее, прирост плодородия почв относительно прироста инвестиций снижается.

    Закон убывающей отдачи показывает, что возрастающая отдача ресурсов, то есть увеличение их полезного эффекта, возможна только при условии их качественного улучшения и роста эффективности применения. Впрочем, этот вывод сделали последователи Мальтуса уже значительно позже.