Умение правильно употреблять формы слов – признак хорошей, грамотной речи. Ничто так не разрушает имидж человека, как промелькнувшие в его речи «более светлее» или «пара сапогов». Ошибки в форме – неправильное падежное или родовое окончание, неправильная форма множественного числа существительных, повелительного наклонения глагола и т.п. – изживаются, если, готовясь к ЕГЭ, потратить определенное время на отработку задания А3.
Что чаще всего в нем проверяется (а значит, надо выучить и отработать):
1. Числительные
А. Как склоняются порядковые и количественные числительные.
У порядковых меняется только последнее слово, все другие остаются неизменными (Родился (в каком?) в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году. Это случилось (в каком?) в две тысячи восьмом году.
Весьма частая ошибка – шедевры типа «в двухтысяче(и)пятом году» . Поэтому следующее замечание с примерами прочтем при полном внимании:
У порядковых – не меняется ничего, кроме последнего слова (Это случилось в тысяча восемьсот девяносто шестом году.)
У количественных меняется каждое слово, более того – каждая часть слова Напечатано (около скольких?) около тысячи девятисот пяти книг. Подобраны комментарии (к скольким?) к двум тысячам восьми книгам).
Поскольку при склонении русских числительных далеко не лучшие к ним чувства испытывают ученики всех времен, применяются разные подсказки.
Подсказка 1 – у числительных двести, триста и т.п. падежное окончание обычно совпадает с окончанием существительного (нет двухсот(нулевое ) книг(нулевое ); дать двумстам книгам , доволен двумястами книгами ).
Подсказка 2 – у числительных, обозначающих сотни (200-900), Р.п. – всегда на –сот: двухсот, шестисот, восьмисот. Но: если сотня одна (сто) Р.р. и все остальные, кроме И.п. и В.п. – ста: нет ста человек, подойти к ста ученикам, доволен ста работами.
Подсказка 3 – числительные 40,90 склоняются так же, как и одиночное 100 (см. подсказку 2), то есть имеют только две формы: сорок, девяносто, сто (И.п. и В.п.) и сорока, девяноста, ста (все остальные падежи): например: полка со ста книгами (с сорока книгами, с девяноста книгами) .
Б. Как и с чем употребляются собирательные числительные.
– Двое, трое, четверо и другие собирательные числительные употребляются только с 3 группами слов:
1) лица мужского пола (не предметы мужского
рода!)
(трое мужчин, семеро человек)
2) парные предметы (двое брюк, трое очков)
3) детеныши
(пятеро волчат, трое
лисят, двое ребят)
!Подсказка – с женщинами и взрослым животными – не употреблять! (то есть нельзя: двое девушек, трое тигров, – можно: две девушки, три тигра).
– Оба или обе?
С существительными м.р. и ср.р. – оба (оба мальчика, оба учебника, оба стола . Соответственно – обоих мальчиков, обоим учебникам, обоими столами ). С существительными ж.р. – обе (обе девочки, обе книги, обе парты. Соответственно – обеих девочек, обеим книгам, обеими партами ).
2. Степени сравнения прилагательных и наречий
Наиболее частая ошибка – соединяются простая и составная формы.
Правильная сравнительная степень:
Формы более светлее или менее выше – НЕПРАВИЛЬНЫ!
Правильная превосходная степень:
простая форма – светлейший, высочайший,
наибольший
(из 1 слова);
составная форма – самый светлый, наиболее
светлый, светлее всего (светлее всех)
– у
прилагательных.
Формы самый светлейший, самый наисветлейший – ОШИБОЧНЫ!
Превосходная степень наречия – этот камень преткновения на ЕГЭ – в обычной речи интуитивно употребляется верно: выше всех (выше всего) (от наречия «высоко»).
3. Повелительное наклонение глаголов
Правильные формы повелительного наклонения глагола ЕЗДИТЬ – ЕЗДИ, а ЕХАТЬ – ПОЕЗЖАЙ (***никаких ездий, едь, ехай! ). Соответственно я ЕЗЖУ, ЕДУ , он ЕЗДИТ, ЕДЕТ (***и никаких я ездию , он ездиет !).
Просторечные формы езжай (вместо ПОЕЗЖАЙ ), выдь (вместо ВЫЙДИ ), положь (вместо ПОЛОЖИ ) в литературной речи (А на ЕГЭ проверяется именно она) лучше не употреблять.
В формах глаголов с приставкой ВЫ- (высуни – высунь, выстави – выставь, выправи– выправь), а также почисти – почисть, не порти – не порть, не корчи – не корчь, не морщи – не морщь допустимы оба варианта, но только в ед.ч. Во мн.ч. – правильна одна форма – на -ИТЕ (высуните, выставите и т.д.)!
О чередовании согласных в глаголах ХОТЕТЬ (ед.ч. – хочу, хочешь, хочет, но мн.ч. – хотим, хотите, хотят) и БЕЖАТЬ (бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут) говорить излишне. Формы беги, бегите – это повелительное наклонение. Так что внимательнее к контексту!
Частые ошибки – в глаголах колебать, дремать, щипать, махать. Правильные формы – КОЛЕБЛЕТ, ДРЕМЛЕТ, ЩИПЛЕТ, МАШЕТ (***всякие колебает, дремает, щипает, махает – ОШИБКИ!).
4. Окончания некоторых существительных в И.п. мн.ч.
Обычно для разныхсуществительныхиспользуется одна из форм:
на -И(-Ы) или на -А(-Я).
Здесь надо просто смотреть в словарь и запоминать. Иногда в словах допустимы оба варианта, но предпочтение лучше отдавать литературному (разговорный вариант ЕГЭ не любит!)
5. Окончания существительных в Р.п. мн.ч.
Возможны3 типа окончаний: нулевое,
-ОВ(-ЕВ) и -ЕЙ.
Трудно запомнить все, но можно выучить хотя бы
наиболее часто употребляемые слова.
Итак, формы:
В заключение надо сказать, что все усилия, приложенные к тому, чтобы запомнить правильные формы, окажутся безуспешными, если делать это лишь с мыслью об экзамене. А вот постоянный контроль собственной речи куда более эффективен, особенно если договориться с приятелями или одноклассниками замечать ошибки друг друга.
данная
ошибок
Завсегда (вм. всегда)
Я люблю Азербайджанию (вм. Азербайджан)
торта (вм. торты),
шофера (вм. шофёры),
договора (вм. договоры)
туфель порвался (вм. туфля)
вкусное кофе (вм. вкусный)
легкая тюль (вм. легкий)
мальчик был круглой сиротой (вм. круглым)
Фильм снят по мотивам повести Аркадия и Георгия Вайнер (вм. Вайнеров)
Доволен новыми дверями (вм. дверьми)
Ему свойственен оптимизм (вм. свойствен)
Более тяжелее перенесла разлуку Наташа (вм. более тяжело)
Младшую дочь ему было жальчее (нет нормативной формы сравнительной степени)
Он хорошее меня (вм. лучше)
Сестра старше него (вм. его)
Разница между ей и подругами очень большая (вм. ней)
В стах метрах (вм. в ста)
Ехали двадцать два суток (ненормативное употребление)
С шестидесятью рублями (вм. с шестьюдесятью)
Ампутация обоих ног (вм. обеих)
Ими двигает чувство сострадания (вм. движет)
Ляжь (вм. ляг)
Изделия, выпускающиеся в России, известны и за рубежом (вм. выпускаемые)
Пиша диктант, нужно быть внимательным (нет литературной формы деепричастия)
Остановите здеся
Стая лебедей летели (вм. летела)
Там жила старая бабушка и ее внук
(вм. там жили)
Летать вертолетом (вм. на вертолете)
Плыть лодкой (вм. на лодке)
Согласно приказа (вм. приказу)
Была организована выставка работ детей из природного материала (вм. выставка детских работ из природного материала).
В зоопарке мы видели птиц, страусов, слонов.
Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении
Отсутствие последовательности в мыслях
Использование структурно однообразных предложений
Основная часть содержит ненужные, не имеющие отношения к теме сведения
содержит смысловые повторы
Простакова всячески издевалась над крепостными. Она заботилась о воспитании и обучении Митрофанушки.
Простакова воспитала из Митрофанушки грубияна. Комедия Фонвизина имеет большое значение в наши дни.
Я провел лето в деревне. Я помогал бабушке. Мы собирали грибы и ягоды. Мы купались в речке.
Вместо рассуждения о проблеме текста, поднятой его авторм Михалковым: «Автором данного текста является Михалков. Как известно, он известный писатель, писавший стихи, басни, рассказы, повести. Они пользовались большой популярностью у детей…
Проблема, поставленная в тексте… Итак, проблема заключается в том, что…
(Ср.: Вдали виднелись сосны, покрытые снегом, который сверкал на солнце, играющем своими лучами)
(Ср.: В тексте подняты вопросы, которые очень важны, связанные с ценностями русского народа)
(Ср.: Когда Пушкин находился в Болдине, он окончил…)
Описание поведения Кутузова свидетельствует о том, что он ведает о настроениях генералов, собравшихся в Филях..
Уходя от войск Наполеона, помещики эвакуировали свои семьи.
Хрен с ним, со старым маразматиком.
Ему его мать на фиг не нужна.
Да он просто придурок.
За это его надо как следует отфигачить.
Я ненавижу всех хачиков.
накопитель (помещение для ожидания посадки в самолет)
Раскольников типа раскаялся
Мы как бы умные люди
Мы посетили музей и вынесли из него все самое лучшее
Ребенок требует ухода матери
На костре – лучшие люди села.
Студентам из Африки сдать хвосты на третьем этаже.
Выбейте мне печенку (о покупке печени)
Археологи заметили, что покойники ил южного захоронения перекликаются с покойниками северного захоронения.
Прочитав роман Достоевского «Преступление и наказание», я понял, как надо решать свои проблемы
Их тыщи, а нас рать [насрат’ ]
Пока, Кать [покакат’ ]
И шаг твой землю тяготил [ишак твой]
Наташа с Соней говорили по поводу того, как прекрасна летняя ночь.
Жуковский осуществил перевод «Слова о полку Игореве».
Обильное общение (обильным может быть полив грядок, а не общение)
Одержать поражение (вм. победу)
Павка Корчагин был политически активен в быту и в личной жизни.
Капитан надел нарядный китель (вм. парадный)
Его имя знакомо во многих странах (вм. известно)
Одень пальто (вм. надень)
Скрипка в этом произведении – сольный инструмент (вм. солирующий)
Памятный сувенир (достаточно: сувенир)
Моя автобиография (достаточно: автобиография)
Труп мертвеца (достаточно: труп)
С одним моряком случился случай
Надо сказать следующее
А. Блок – мастер звукозаписи.
(неязыковые ошибки, заключающиеся в том, что говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по теме, приводит факты, не соответствующие действительности)
В томике Пушкина я прочитала: «Белеет парус одинокий…»
«Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам…» Каждый образованный человек скажет тебе, что это строки из «Слова о полку Игореве».
Вспоминаются замечательные строчки: «Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, словно голубые…»
У Юрия Лермонтова была няня Ирина Родионовна.
Имя существительное
Род является постоянной категорией для существительных. Сложности при употреблении возникают у существительных иностранного происхождения, у которых род зафиксирован в словарях.
Несклоняемые одушевленные существительные относятся к м.р., если обозначают лиц мужского пола, и к ж.р., если называют лиц женского пола. Наименования профессий относятся к м.р., но в языке могут существовать словообразовательные пары. Синтаксически (с помощью прилагательных) род может уточняться.
Несклоняемые неодушевленные существительные могут относиться ко всем трем родам. У них род определяется по словарю.
Собственные несклоняемые существительные имеют тот же род, что и слова , являющиеся родовым наименованием.
Слова тюль, толь, шампунь, студень м.р.
У склоняемых аббревиатур род определяется по окончанию. Иногда род определяется по роду главного слова.
Падеж является второй категорией существительного, которая может вызывать трудности словоупотребления.
При склонении нужно учитывать следующие правила:
Славянские имена на –о склоняются по 2 склонению.
Фамилии на –аго, -яго, -их, -ых не склоняются.
Иноязычные фамилии, оканчивающиеся на гласную, не склоняются.
Фамилии на –ко не склоняются.
Существительные м.р. обладают вариантным окончанием в форме Им.П. мн.ч. вариантное окончание –А встречается в следующих случаях:
В односложных словах,
В двух- и трехсложных словах с ударением на первом слоге,
В словах латинского происхождения, обозначающих одушевленные предметы и получивших широкое распространение,
Существуют варианты падежных окончаний в Р.П. мн.ч. у следующих групп существительных:
Нулевое окончание имеют существительные, обозначающие парные предметы, искл. Пара носков,
Нулевое окончание имеют существительные, обозначающие национальности с основой на –н или –р,
Нулевое окончание имеют существительные, обозначающие название воинских групп, искл. Минеров, саперов,
Нулевое окончание имеют существительные, обозначающие названия некоторых единиц измерения,
Нулевое окончание имеют существительные, обозначающие названия некоторых плодов.
Окончание –ов встречается у существительных помидоров, томатов, апельсинов, мандаринов.
Упражнение 3. Образуйте форму мн.ч. им.п. у следующих существительных:
Директор -а"
Доктор -а"
Инспектор -а"
Отпуск -а"
Паспорт -а"
Профессор -а"
Сторож -а"
Бухгалтер –ы
Выбор –ы
Инженер –ы
Лектор –ы
По"рт –ы
Приговор –ы
Редактор –ы
То"рт –ы
Шофер –ы
Упражнение 5. Образуйте форму Р.П. мн.ч. у следующих существительных:
(ПАРА) ботинки (ботинок), погоны (погон), сапоги (сапог), чулки (чулок), носки (-ов), апельсины (-ов), гектары (-ов), фильмы (-ов).
СРЕДИ армяне (армян), калмыки (-ов), киргизы (-ов), грузины (грузин), башкиры (башкир), монголы (-ов), таджики (-ов), татары (татар), турки (турок), якуты (-ов), цыгане (цыган).
НЕСКОЛЬКО амперы (ампер), граммы (-ов), ватты (ватт), вольты (вольт), килограммы (-ов).
ОТРЯД солдаты (солдат), партизаны (партизан), гусары (гусар), минеры (-ов), саперы (-ов).
НЕСКОЛЬКО басня (басен), туфля (туфель), кочерга (кочерёг), свадьба (свадеб), простыня (простынь), яблоня (яблонь), доля (долей), пригоршня (пригоршней), свеча (свечей), (но игра не стоит свеч).
НЕТ устье (устьев), платье (платьев), побережье (побережий), яблоко (яблок), личико (личиков), болотце (болотцев), полотенце (полотенец), одеяльце (одеялец).
Имя прилагательное
У прилагательных на –енный при образовании краткой формы возникают 2 варианта: на –ен, -енен. Нормативной формой является 1.
Степень сравнения образуется тоже только у качественных прилагательных и имеет 2 разновидности:
сравнительная:
простая образуется с помощью суффиксов –е, -ше, -ее, -ей (разговорная)
составная образуется сочетанием частиц более, менее с прилагательным.
превосходная:
простая образуется с помощью суффиксов –айш-, -ейш-,
составная образуется с помощью местоимений самый с прилагательным, всех с простой сравнительной степенью.
В литературном языке приняты такие формы сравнительной степени прилагательных: бойче, звонче, ловче, слаще, хлёстче.
Формы «более лучший» и «более худший» не употребляются, т.к. второе слово само выражает значение сравнительной степени.
Упражнение 1. Образуйте краткую форму у прилагательных:
Добрый –добр, большущий, светлый – светел, маленький, хитрый – хитер, теплый – тепел, горелый, деловой, острый – остер, полный – полон, золотой, больной – болен, молодой – молод, вороной, коричневый, естественный – естествен, горячий – горяч, бесчисленный – бесчислен, величественный – величествен, способный – способен, многочисленный – многочислен, легкомысленный – легкомыслен.
Упражнение 3. Допишите имена прилагательные, поставив их в краткую форму:
Прием был очень торжест… (торжествен). Суров и величест….(величествен) вид на цепь снеговых гор. Этот метод лечения действ….(действен) и безболезн…(безболезнен). Ответ двусмысл…(двусмыслен).
Имя числительное
При употреблении числительных главная сложность заключается в правильном образовании падежных форм сложных (состоящих из двух корней) и составных (состоящих из нескольких слов) числительных:
При склонении сложных и составных числительных каждая их часть ставится в нужном падеже.
Числительные 40, 90, 100 имеют только 2 падежные формы: им.п. в.п. - сорок, девяносто , сто, остальные падежи – сорока, девяноста, ста.
Числительное оба сочетается с существительными м.р., обе – ж.р.
Числительное полтора сочетается с существительными м.р., ср.р., числительное полторы – ж.р.
Составные числительные, оканчивающиеся на 2,3,4, сочетаются с существительными в ед.ч.
В сложных словах, первая часть которых является числительным, эта часть употребляется в форме р.п., искл. 90,100 – в им.п.
Склонение числительных от пятидесяти до восьмидесяти, от пятисот до девятисот, двести, триста, четыреста
Падежи |
От 50 до 80 |
От 500 до 800 |
200, 300,400 |
Им. |
Пятьдесят |
Пятьсот |
Двести |
Род. |
Пятидесяти |
Пятисот |
Двухсот |
Дат. |
Пятидесяти |
Пятистам |
Двумстам |
Вин. |
Пятьдесят |
Пятьсот |
Двести |
Твор. |
Пятьюдесятью |
Пятьюстами |
Двумястами |
Предл. |
(о) пятидесяти |
(о) пятистах |
(о) двухстах |
Падежи |
Составное числительное 1986 |
Им. |
Одна тысяча девятьсот восемьдесят шесть |
Род. |
Одной тысячи девятисот восьмидесяти шести |
Дат. |
Одной тысяче девятистам восьмидесяти шести |
Вин. |
Одну тысячу девятьсот восемьдесят шесть |
Твор. |
Одной тысячей девятьюстами восьмьюдесятью шестью |
Предл. |
(об) одной тысяче девятистах восьмидесяти шести |
Падежи |
Двое |
Трое |
Четверо |
Оба |
Обе |
Им. |
Двое |
Трое |
Четверо |
Оба |
Обе |
Род. |
Двоих |
Троих |
Четверых |
Обоих |
Обеих |
Дат. |
Двоим |
Троим |
Четверым |
Обоим |
Обеим |
Вин. |
Как Им. или Род. |
Как Им. или Род. |
Как Им. или Род. |
Как Им. или Род. |
Как Им. или Род. |
Твор. |
Двоими |
Троими |
Четверыми |
Обоими |
Обеими |
Предл. |
(о) двоих |
(о) троих |
(о) четверых |
(об) обоих |
(об) обеих |
Существуют следующие сложности, связанные с употреблением глаголов:
Недостаточные глаголы не образуют отдельные формы (1л. Ед.ч.). В этом случае необходимо использовать описательные обороты, например, смогу убедить.
Изобилующие глаголы образуют по две грамматические формы одного типа. Одна из них литературная, другая – разговорная, например, плещут – плескают.
Существуют пары глаголов – лазать – лазить – второе имеет разговорную окраску.
В качестве однородных членов предложения обычно употребляются глаголы одного вида.
Алеша подружил со сторожем. Ребята игрались в комнате. Инструмент надо ложить в ящик. Марусе стало все хуже и хуже. Необходимо сосредотачивать внимание на серьезных вопросах. Я победю в этом соревновании. Мне необходимо прочесть эту книгу.
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более пятиста человек
2) инженеры
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) к две тысячи пятому году
2) жгёт костер
3) пачка макарон
4) фильм интереснее
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) молодые бухгалтеры
2) ихней работы
3) в течение тридцати пяти минут
4) дамских туфель
4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) прочитая рассказ
2) менее значительный
3) в две тысячи пятом году
4) поезжай домой
5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) с пятидесятью
2) оденьтесь теплее
3) высохла
4) спелых абрикосов
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
3) платьев
4) блюдцев
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) в тысяче девятьсот восемьдесят пятом году
2) выдвинуть сто четыре кандидата
3) около четырех миллионов трехсот тысяч
4) по семьдесят лет
8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара ботинок
2) пара носок
3) пара чулок
4) много баклажанов
9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) глубочайшее озеро
2) положи на место
3) повары вкусно готовили
4) трое суток
10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) много облаков
2) хорошо проповедовает
3) поезжай
4) с двумястами тридцатью рублями
11. Запишите словосочетания , исправив ошибки, если нужно.
Более нужнее, обои брата, испеки пироги.
Белый тюль, большой мазоль, ихний брат.
Скучаю по вас, вкусные торта, ягода эта слаже.
Нет местов, согласно приказа, трое детей.
Более моложе, тонна помидоров, килограмм яблоков.
Кладите на место, обоих книг, десять грамм.
Более красивее, скоро выбора, договоры подписаны.
Не махай руками, около двухсот человек, четверо кошек.
Шесть пар носок, извиняюсь за своё поведение, лягте здесь.
Ляжь отдохни, пять яблоков, песни цыган.
Пирожок с повидлой, нет сапогов, беги назад.
Положь на стол, в обеих сумках,сыпет весь день дождь,
Их дети, более шестиста книг, обожгётесь.
В двухтысяч шестом году,грущу по вам, пара ботинок.
Много поместьев, самый счастливейший человек, двое ножниц.
Пара туфель, мы хочем, сколько сейчас время.
Блюда болгаров, я победю, трое медвежат.
Более лучший, более честный, более грамотнее.
Задание 7 проверяет:
1) Формы существительных (И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных.
2) Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень).
3) Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам.
4) Склонение местоимений по падежам.
5) Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени).
6) Формы образования причастий.
7) Формы образования деепричастий.
Материалы для подготовки к :
Правильный ответ: ОБЕИМ
Умение правильно употреблять формы слов – признак хорошей, грамотной речи. Ничто так не разрушает имидж человека, как промелькнувшие в его речи «более светлее» или «пара сапогов». Ошибки в форме – неправильное падежное или родовое окончание, неправильная форма множественного числа существительных, повелительного наклонения глагола и т.п. – изживаются, если, готовясь к ЕГЭ, потратить определенное время на отработку задания А3.
Что чаще всего в нем проверяется (а значит, надо выучить и отработать):
1. Числительные
А. Как склоняются порядковые и количественные числительные.
У порядковых меняется только последнее слово, все другие остаются неизменными (Родился (в каком?) в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году. Это случилось (в каком?) в две тысячи восьмом году.
Весьма частая ошибка – шедевры типа «в двухтысяче(и)пятом году» . Поэтому следующее замечание с примерами прочтем при полном внимании:
У порядковых – не меняется ничего, кроме последнего слова (Это случилось в тысяча восемьсот девяносто шестом году.)
У количественных меняется каждое слово, более того – каждая часть слова Напечатано (около скольких?) около тысячи девятисот пяти книг. Подобраны комментарии (к скольким?) к двум тысячам восьми книгам).
Поскольку при склонении русских числительных далеко не лучшие к ним чувства испытывают ученики всех времен, применяются разные подсказки.
Подсказка 1 – у числительных двести, триста и т.п. падежное окончание обычно совпадает с окончанием существительного (нет двухсот(нулевое ) книг(нулевое ); дать двумстам книгам , доволен двумястами книгами ).
Подсказка 2 – у числительных, обозначающих сотни (200-900), Р.п. – всегда на –сот: двухсот, шестисот, восьмисот. Но: если сотня одна (сто) Р.р. и все остальные, кроме И.п. и В.п. – ста: нет ста человек, подойти к ста ученикам, доволен ста работами.
Подсказка 3 – числительные 40,90 склоняются так же, как и одиночное 100 (см. подсказку 2), то есть имеют только две формы: сорок, девяносто, сто (И.п. и В.п.) и сорока, девяноста, ста (все остальные падежи): например: полка со ста книгами (с сорока книгами, с девяноста книгами) .
Б. Как и с чем употребляются собирательные числительные.
– Двое, трое, четверо и другие собирательные числительные употребляются только с 3 группами слов:
1) лица мужского пола (не предметы мужского
рода!)
(трое мужчин, семеро человек)
2) парные предметы (двое брюк, трое очков)
3) детеныши
(пятеро волчат, трое
лисят, двое ребят)
!Подсказка – с женщинами и взрослым животными – не употреблять! (то есть нельзя: двое девушек, трое тигров, – можно: две девушки, три тигра).
– Оба или обе?
С существительными м.р. и ср.р. – оба (оба мальчика, оба учебника, оба стола . Соответственно – обоих мальчиков, обоим учебникам, обоими столами ). С существительными ж.р. – обе (обе девочки, обе книги, обе парты. Соответственно – обеих девочек, обеим книгам, обеими партами ).
2. Степени сравнения прилагательных и наречий
Наиболее частая ошибка – соединяются простая и составная формы.
Правильная сравнительная степень:
Формы более светлее или менее выше – НЕПРАВИЛЬНЫ!
Правильная превосходная степень:
простая форма – светлейший, высочайший,
наибольший
(из 1 слова);
составная форма – самый светлый, наиболее
светлый, светлее всего (светлее всех)
– у
прилагательных.
Формы самый светлейший, самый наисветлейший – ОШИБОЧНЫ!
Превосходная степень наречия – этот камень преткновения на ЕГЭ – в обычной речи интуитивно употребляется верно: выше всех (выше всего) (от наречия «высоко»).
3. Повелительное наклонение глаголов
Правильные формы повелительного наклонения глагола ЕЗДИТЬ – ЕЗДИ, а ЕХАТЬ – ПОЕЗЖАЙ (***никаких ездий, едь, ехай! ). Соответственно я ЕЗЖУ, ЕДУ , он ЕЗДИТ, ЕДЕТ (***и никаких я ездию , он ездиет !).
Просторечные формы езжай (вместо ПОЕЗЖАЙ ), выдь (вместо ВЫЙДИ ), положь (вместо ПОЛОЖИ ) в литературной речи (А на ЕГЭ проверяется именно она) лучше не употреблять.
В формах глаголов с приставкой ВЫ- (высуни – высунь, выстави – выставь, выправи– выправь), а также почисти – почисть, не порти – не порть, не корчи – не корчь, не морщи – не морщь допустимы оба варианта, но только в ед.ч. Во мн.ч. – правильна одна форма – на -ИТЕ (высуните, выставите и т.д.)!
О чередовании согласных в глаголах ХОТЕТЬ (ед.ч. – хочу, хочешь, хочет, но мн.ч. – хотим, хотите, хотят) и БЕЖАТЬ (бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут) говорить излишне. Формы беги, бегите – это повелительное наклонение. Так что внимательнее к контексту!
Частые ошибки – в глаголах колебать, дремать, щипать, махать. Правильные формы – КОЛЕБЛЕТ, ДРЕМЛЕТ, ЩИПЛЕТ, МАШЕТ (***всякие колебает, дремает, щипает, махает – ОШИБКИ!).
4. Окончания некоторых существительных в И.п. мн.ч.
Обычно для разныхсуществительныхиспользуется одна из форм:
на -И(-Ы) или на -А(-Я).
Здесь надо просто смотреть в словарь и запоминать. Иногда в словах допустимы оба варианта, но предпочтение лучше отдавать литературному (разговорный вариант ЕГЭ не любит!)
5. Окончания существительных в Р.п. мн.ч.
Возможны3 типа окончаний: нулевое,
-ОВ(-ЕВ) и -ЕЙ.
Трудно запомнить все, но можно выучить хотя бы
наиболее часто употребляемые слова.
Итак, формы:
В заключение надо сказать, что все усилия, приложенные к тому, чтобы запомнить правильные формы, окажутся безуспешными, если делать это лишь с мыслью об экзамене. А вот постоянный контроль собственной речи куда более эффективен, особенно если договориться с приятелями или одноклассниками замечать ошибки друг друга.
В русском языке существует множество слов, изменяемых по падежам, числам, временам, - именно поэтому наш родной язык так сложен для изучения иностранцами. Однако многие русскоязычные люди с детства привыкают к тем или иным формам, например, к падежам и временам и обычно не совершают никаких глупых ошибок. Есть и такие формы, в которых путаются как дети, так и взрослые. Именно поэтому ошибка в образовании является довольно распространенной на ЕГЭ (едином государственном экзамене), который в наше время пишут выпускники одиннадцатого класса.
В задании шестом (задание 6) ЕГЭ по русскому нужно найти ошибку в образовании формы слова, записать его правильно. Это задание не сложное, если его разобрать, а формы слова как следует запомнить. Однако в шестом задании сдающие экзамен довольно часто совершают промахи, которые заметно уменьшают им балл по русскому языку.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Здесь и взрослые, и дети совершают самые разные ошибки. Например, в образовании множественного числа существительных. Директора или директоры? Мандаринов или мандарин? Давайте приведем список форм существительных, в которых чаще всего делают различные ошибки. Рекомендуем их просто запомнить, говорить и писать правильно, ведь важно знать свой родной язык.
Довольно часто при образовании такой формы люди делают ошибки как в устной, так и в письменной речи.
В этом случае есть целых три варианта форм слова: нулевое окончание, окончание -ов (-ев) или окончание -ей.
Сначала разберем нулевое окончание.
Теперь окончание -ов (-ев).
И окончания на -ей: простыней, врачей, будней, граблей, долей, яслей.
Еще одно важная ошибка в образовании формы слова: образование и составление степеней сравнения прилагательных. Давайте разберем правила еще раз.
Степень сравнения | Как образовать степень? | Пример |
Сравнительная простая | Основа прилагательного в именительном падеже и суффиксы -ее (ей), -е, -ше, которые показывают сравнение с чем-либо. | Красивее (кстати, ударение в слове на И), лучше, холоднее, больше, выше, теплее. |
Сравнительная составная | Прилагательное и более, менее. | Более темный, менее холодный, более здоровый, менее высокий. |
Превосходная простая | Основа прилагательного в именительном падеже с добавлением суффиксов -айш, -ейш для того, чтобы показать превосходство чего-либо. | Красивейший, тончайший, вкуснейший |
Превосходная составная | Прилагательное и вспомогательные слова наиболее, наименее. | Наиболее вкусный, наименее подходящий, наиболее тонкий. |
Примером с ошибкой в образовании формы слова прилагательных и степеней сравнения будет считаться соединение одновременно простой и составной формы. Нельзя сказать: "более лучше" или "более вкуснее". Вместо этого можно сказать: более хороший, лучше или более вкусный, вкуснее.
В числительных легко запутаться. Есть группы этой части речи, в которых довольно часто совершают разнообразные грамматические ошибки в образовании форм слова: сложные и составные, а также собирательные числительные, в употреблении которых есть свои определенные правила.
Чтобы правильно записать склоняйте каждую часть числительного отдельно. В таблице представлены склонения по падежам составных числительных разных групп - шаблон, на который можно ориентироваться.
А также склонение некоторых других числительных: их нужно просто запомнить и склонять правильно.
Собирательные числительные - например, двое, пятеро, шестеро. Есть некоторые случаи, в которых они употребляются.
Запомните, что нельзя сказать: «пятеро девочек». Только: «пять девочек».
Как правильно склонять "в 1954 году?". В таких числительных склоняется только последнее число: "В тысяча девятьсот пятьдесят четвертом году". Ни в коем случае не стоит склонять каждое числительное - это будет считаться ошибкой.
Слова, в которых можно запутаться. Чтобы не сделать глупой ошибки в шестом задании экзамена по русскому языку, советуем вам просто запомнить склонение этих числительных.
Слово "оба" употребляется с существительными мужского и среднего рода, а "обе" - с существительными женского.
Есть несколько слов в русском языке, которые довольно часто употребляют неверно.