Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Всем известно, что впервые войти в незнакомое помещение сложно, тем более в православный храм. На классном часе можно провести виртуальную экскурсию по храму, рассказать, как он устроен, как себя вести войдя в храм и этим помочь переступить его порог.
Не секрет, что многие люди, попав в храм (особенно в незнакомый), теряются. Кому-то может показаться, что все храмы разные. На самом же деле, все храмы строятся по похожему принципу и расположение основных храмовых элементов также одинаково.
Представленный материал не претендует на всю полноту раскрытия этого большого и сложного вопроса, а представляет лишь конспект первого знакомства.
Слайд 3
Храм предназначен непосредственно для верующих.
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.
Слайд 4
Главнейшая часть храма - это алтарь , место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю.
Слово "алтарь " значит возвышенный жертвенник.
Алтарь - место сугубого пребывания господа Иисуса Христа.
Слайд 5
Алтарь возвышается над средней частью и отделяется от храма иконостасом.
Слайд 6
Алтарь в храме Христа спасителя.
Слайд 7, 8
Главная святыня храма - ПРЕСТОЛ особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица, возвышающийся посреди него.
Дарохранительница - это ящичек в виде небольшой церковки. Здесь хранятся святые дары для причащения больных. А на дом к ним для причащения священник ходит с дароносицей.
Слайд 9
Антиминс - главный священный предмет храма, освященный архиереем шелковый плат, с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и обязательно с зашитой на другой его стороне частицей мощей какого-либо святого.
В первые века христианства литургия всегда совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Без антиминса службу совершать нельзя. Недаром само слово антиминс переводится с греческого как “вместопрестолие”. Обыкновенно антиминс завернут в другой плат - илитон, напоминающий повязку на голове Христа в гробу.
Слайд 10
На престоле таинственно, невидимо присутствует cам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.
Слайд 11
На алтаре, у северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником . Здесь готовятся хлеб и вино для причастия. Для их торжественного приготовления во время обряда (проскомидии) на жертвеннике находятся: потир - святая чаша, в которую вливается вино с водою (символ крови Христа); дискос - блюдо на подставке для причастного хлеба (символ тела Христа); звездица - две дуги, соединенные крестом, чтобы ставить их на дискос и покров не касался частиц просфор (звездица - символ звезды Вифлеемской); копие - острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой - воздухом.
Слайд 12
Место за престолом у восточной стены специально делается немного возвышенным, называется “горним местом ” и считается самым святым местом даже на алтаре. Здесь ставится сидение (трон), предназначенное для архиерея и фланкированное сопрестолиями (симметричные скамьи, примыкающие к внутренней восточной стене алтаря по обе стороны от горнего места).
Здесь традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.
Кроме того, за алтарной преградой хранятся: кадильница , хранятся: кадильница , дикирий (двусвечник) и трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при освящении их).
Слайд 13
Иконостас
Отделяет алтарь от остального храма иконостас . Правда, некоторая часть алтаря находится перед иконостасом. Ее называют солеей (греч. “возвышение посреди храма”), а ее середину солеи - амвоном (греч. “восхожу”). С амвона священник произносит самые значительные слова при совершении службы. Амвон - символически очень значим. Это и гора, с которой проповедовал Христос; и вифлеемская пещера, где он родился; и камень, с которого ангел возвестил женам о возненсении Христа. По краям солеи у стен храма устраивают клиросы - места для певцов и чтецов. Само название клиросов происходит от названия певчих-священников “клирошане”, то есть певчие из священнослужителей, клира (греч. “жребий, надел”). У самых клиросов обыкновенно ставят хоругви - иконы на материи, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен. Их носят во время крестных ходов.
В иконостасе, отделяющем храм от алтаря, устроены три двери. Средние - самые большие - носят название царских врат. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Кроме дверей царские врата перекрывает завеса, как правило красного цвета. Сами царские врата украшены иконами Благовешения и изображениями четырех евангелистов. А над ними помещают икону с изображением Тайной вечери.
В больших соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое:
Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше Деисуса, или его совсем может не быть.
Слайд 14
Если мы войдем в Храм Христа Спасителя через западные двери, то увидим, прежде всего, алтарь с иконостасом. Главный иконостас Храма - это восьмигранная часовня из белого мрамора, с орнаментом и инкрустацией цветными породами мрамора, сложнейшей резьбой по камню. В работе использован каррарский мрамор из Италии, отечественные камни лабрадорит, красный гранит, порфир, яшма.
Часовня увенчана бронзовым позолоченным шатром, суживающимся кверху и заканчивающимся главой, напоминающей одну из глав Покровского собора. Огромное внутреннее пространство под куполом Храма как бы символически олицетворяет Красную площадь - центр Москвы и России, хранимой Христом Спасителем.
Иконостас состоит из четырех ярусов, предназначенных для размещения икон. Внутри находится престол. Свод иконостаса-часовни возвышается над третьим, а бронзовый позолоченный шатер - над четвертым ярусом. С лицевой его стороны имеется пролет для Царских врат. Высота уникального иконостаса составляет вместе с шатром 26,6 м. Он выше шестиэтажного дома.
Слайд 14
Новый иконостас в ските на ВАЛААМЕ
Слайд 15
Средняя часть храма
эта часть храма знаменует также область земного бытия, мир людей, но уже оправданный освященный, обоженый.
Слайд 16
В центре храма всегда находится икона праздника, или, как ее еще иногда называют, Праздничная икона.
Она находится на аналое (специальном столике с наклонной крышкой). По этой иконе легко узнать, какой праздник чествуется в этот день. В воскресенье кладется икона Воскресения Христова, в большие праздники – икона празднуемого события. В обычный день – икона месяцесловная (обычно маленького размера), то есть показывающая святых этой недели, а то и календарного месяца.
Можно вместо одной иконы (в центре храма) иметь всегда две. На одной будет икона праздника, а на другой – икона того святого (или Господа, или Божией Матери), в честь которых освящен храм.
Слайд 17
В средней части храма вместе с другими иконами считается обязательным иметь образ Голгофы - большой деревянный Крест с образом распятого Спасителя, часто сделанный в натуральную величину - в рост человека.
Голгофой называется изображение Распятия Христова. Канун – специальный столик, на который ставятся свечи с поминанием усопших.
Именно возле Распятия мы молимся за усопших, служим панихиды, заочные отпевания.
Слайд 18
В средней части храма, обычно у северной стены, ставится стол с кануном (каноном) - четырехугольной мраморной или металлической доской со множеством ячеек для свечей и небольшим Распятием.
Слайд 19
Притвор – это преддверие к храму.
Символическое значение притвора – место соприкосновения божественного с землёй.
Это мир людей. В первые века христианства в притворе стояли кающиеся и оглашенные.
Сегодня в притворах устраиваются свечные или книжные лавки. Хотя, делая покупку, мы совершаем ее в специально предназначенном для того месте – притворе, а не в самом храме, следует сохранять благоговение и тишину. Если в древности притвор отделялся от храма глухой стеной, сегодня притвор – часть храма.
Источники
1. Фотоальбом священника Константина Пархоменко http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/
2. “Азбука православия” познавательный видеофильм. Студия Анастасии Дадыко “Интересное кино”.
3. Архитектура храма http://www.golddomes.ru/cerkov/cerkov1.shtml
4. Александр Петров. Устройство православного храма http://ourways.ru/article/article-24.html
Храм – это освящённое здание, в котором собираются верующие для молитвы Богу. Большие храмы крупных городов называются соборными или просто соборами. Храмы завершаются главами (куполами), увенчанными крестами - для напоминания о том, что спасение наше совершилось страданиями Господа на Кресте.
Храмы могут иметь Одну главу – в честь единого Бога; Одну главу – в честь единого Бога; Три главы – в честь Святой Троицы (очень редко, такие церковные здания уникальны); Три главы – в честь Святой Троицы (очень редко, такие церковные здания уникальны); Пять глав – в честь Спасителя и 4-х евангелистов;Пять глав – в честь Спасителя и 4-х евангелистов; Семь глав – в честь 7 церковных Таинств и 7 Вселенских соборов;Семь глав – в честь 7 церковных Таинств и 7 Вселенских соборов; Тринадцать глав – в честь Спасителя и 12 апостолов.Тринадцать глав – в честь Спасителя и 12 апостолов. 33 главы 24 главы
Внутри храм, как правило, разделяется на 3 части: 1 часть от входа – притвор;1 часть от входа – притвор; 2 часть – средняя – предназначена для молящихся;2 часть – средняя – предназначена для молящихся; 3 часть – восточная, отделённая от средней части иконостасом, предназначена для священнослужителей – алтарь.3 часть – восточная, отделённая от средней части иконостасом, предназначена для священнослужителей – алтарь. Алтарь символизирует духовное Небо, рай, место особенного пребывания Божия.
Алтарь В центре алтаря находится Престол – главная святыня храма. Это место особенно благодатного присутствия Всережителя. Алтарь отделяется от основного пространства храма иконостасом, который состоит из 1 или нескольких рядов икон. В нём делается трое дверей. Централь, состоящие из 2-х створок, именуются Царскими вратами, потому что через них во время Божественной литургии походит Царь Славы – Христос.
Иконостас В самом нижнем ряду иконостаса помещаются иконы Спасителя и Божией матери. Храмовая икона с изображением святого в честь которого храм именуется. Во 2-ом снизу ярусе помещаются иконы двух праздников. В 3-ем ряду – иконы апостолов, ангелов и святых. В 4 ряду – иконы ветхозаветных пророков. В 5 ряду – иконы ветхозаветных прародителей рода человеческого. Верх иконостаса венчает крест.
Перед иконами устанавливаются лампады – масляные светильники, а также подсвечники, на которые ставятся свечи. Перед иконами устанавливаются лампады – масляные светильники, а также подсвечники, на которые ставятся свечи. В центре храма ставится высокий наклонный столик – аналой. Здесь обычно располагается храмовая икона или икона ныне празднуемого церковного события.
Канун Особое место в храме отводится для поминовения усопших. Оно называется канун и представляет собой 4-х угольный столик с изображением Распятия и ячейками для поставления свеч о упокоении. Рядом столик для продуктов, которые приносят верующие в храм для пожертвований. Канун располагается в левой стороне (от входа) средней части храма.
Приходя в храм, мы часто видим на пороге храма знакомых нам людей, соседей. Они не входят туда только потому, что им незнакомы самые элементарные правила поведения в храме. Об этом пишет свои стихи игумен Виссарион из Троице-Сергиевской Лавры, легко рассказывая о совсем не простых вещах. Давайте взглянем на эти простые правила, чтобы убедиться, правильно ли мы себя ведём в храме.
Памятка Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони: Не нужны тебе они. Никого не осуждай, Помощь нищему подай, Поставь свечку и потом Осени себя крестом. Богомыслие храни, Лень подальше прогони, Душой с Богом примирись, О всём мире помолись. Богомольцев не толкай, К чину в храме привыкай, Не гляди по сторонам: Не полезно это нам. Хоть старушка, хоть девица – Не посматривай на лица, Очи в землю опусти, О грехах своих грусти. Со смиреньем, как мытарь, На святой взирай алтарь, Где Дух Божий обитает, Благодатью нас питает.
Памятка Слушай пение и службу, Разорви с бесами дружбу, Козни их не принимай, Слову Божию внимай. И скажу я от души: Выйти с храма не спеши, Стой на службе до конца, Слушай проповедь отца. Приложись потом к кресту, Обещанье дать христу, Что исправиться намерен, И пребудь обетам верен. Даром время не губи, Службу Божью полюби. И пока душа в груди, На молитву приходи.
Основные принципы архитектуры храма, его внутреннего устройства и росписи передаются в церковном предании. Основные принципы архитектуры храма, его внутреннего устройства и росписи передаются в церковном предании. Детальное раскрытие символика храма получает в IV–VIII вв. в трудах святых отцов – творцов канонов: Максима Исповедника, Софрония, Германа, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Симеона Солунского. Детальное раскрытие символика храма получает в IV–VIII вв. в трудах святых отцов – творцов канонов: Максима Исповедника, Софрония, Германа, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Симеона Солунского.
Храм – «дом Господень» Храм – это священное место, где члены Церкви приобщаются Божественной жизни в таинствах. Храм – это священное место, где члены Церкви приобщаются Божественной жизни в таинствах. Храм – это образ всего Божественного Царства, к которому Церковь ведет весь мир. Храм – это образ всего Божественного Царства, к которому Церковь ведет весь мир. Храм – это мир, вселенная, смысл которой придает соучастие в деле Спасения. Храм – это мир, вселенная, смысл которой придает соучастие в деле Спасения.
Храм есть образ мира В основании полагается камень с изображением храма и 12 других камней, в ознаменование того, что Церковь покоится на Христе и 12 апостолах. В основании полагается камень с изображением храма и 12 других камней, в ознаменование того, что Церковь покоится на Христе и 12 апостолах. Храм имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света, они строятся равновеликими и образуют куб. Храм имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света, они строятся равновеликими и образуют куб. Стены означают народы; их четыре, потому что они принимают сходящихся с четырех сторон Стены означают народы; их четыре, потому что они принимают сходящихся с четырех сторон Петр Карнатский (XII в.) Петр Карнатский (XII в.)
Православный храм Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. алтарь область бытия Божия, алтарь область бытия Божия, собственно храм область ангельского мира собственно храм область ангельского мира притвор- область земного бытия. притвор- область земного бытия.
Алтарь Алтарь, наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник». Алтарь, наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник». Он символически изображает место, где восседает на престоле с апостолами Христос. Он символически изображает место, где восседает на престоле с апостолами Христос.
Солея, амвон Солея – «возвышение» на запад, к молящимся. Это место для певцов и чтецов, которые символизируют ангелов, воспевающих хвалу Богу. Солея – «возвышение» на запад, к молящимся. Это место для певцов и чтецов, которые символизируют ангелов, воспевающих хвалу Богу. Амвон – полукруглый выступ солеи, знаменует собой и гору или корабль, с которых проповедовал Господь Иисус Христос. Амвон – полукруглый выступ солеи, знаменует собой и гору или корабль, с которых проповедовал Господь Иисус Христос.
Иконостас Иконоста́с - алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон Иконоста́с - алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени.
Иконостас верхний ряд – праотеческий, представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева верхний ряд – праотеческий, представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева Второй ряд – это лица, стоящие под законом, это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа Второй ряд – это лица, стоящие под законом, это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа Третий ряд – праздничный, здесь изображена земная жизнь Христа Третий ряд – праздничный, здесь изображена земная жизнь Христа Четвертый ряд – символизирует моление Церкви за весь мир. Четвертый ряд – символизирует моление Церкви за весь мир. Нижний (местный) ряд – изображения местночтимых святых, а также икона того праздника, которому посвящена церковь. Нижний (местный) ряд – изображения местночтимых святых, а также икона того праздника, которому посвящена церковь.
Средняя часть храма Средняя часть храма, «корабль», представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь (молящиеся). Средняя часть храма, «корабль», представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь (молящиеся).
Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» и ад. На этой стороне, как правило, хоронили умерших – внутри или снаружи храма Притвор– символ мира еще лежащего во грехе, даже сам ад. Поэтому притвор находится в западной части храма, противоположной алтарю – символу рая.
Своды, столпы, купол. Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод, обычно в виде полусферы, подобно тому как над четырьмя сторонами света простирается небо. Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод, обычно в виде полусферы, подобно тому как над четырьмя сторонами света простирается небо. Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие, христианскую веру, Истинные столпы Церкви – апостолы, епископы, подвижники, мученики. Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие, христианскую веру, Истинные столпы Церкви – апостолы, епископы, подвижники, мученики. В куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель. В куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель.
Символика архитектуры храма Верх храма состоит из основания, которое иногда называют «трибун», а также «шеи», главы, состоящей из «маковицы» и креста. Верх храма состоит из основания, которое иногда называют «трибун», а также «шеи», главы, состоящей из «маковицы» и креста.
Крест Крест – главный христианский символ Самого Христа и символ крестного пути. Вид креста указывает и на таинство Троицы: Крест – главный христианский символ Самого Христа и символ крестного пути. Вид креста указывает и на таинство Троицы: своей вертикалью он указывает нам на Бога Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа своей вертикалью он указывает нам на Бога Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа
Форма главы – полусфера – образ ровного сияния или света Бога, сходящего с неба. Образ пламени – символ молитв, обращенных верующими к Богу форма главы – полусфера – образ ровного сияния или света Бога, сходящего с неба. Образ пламени – символ молитв, обращенных верующими к Богу
Многоглавие храмов Одна глава знаменует единство Бога. Одна глава знаменует единство Бога. Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа. Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа. Три главы знаменуют Святую Троицу. Три главы знаменуют Святую Троицу. Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света. Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света. Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов. Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов. Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов. Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов. Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма. Тридцать три главы – число земных лет Спасителя. Тридцать три главы – число земных лет Спасителя.
Символика материала Камень – символ прежде всего Самого Христа. Камень – символ прежде всего Самого Христа. Дерево – символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души. Дерево – символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души.
Литература 1. Кудрявцев М.П. Русский храм // К Свету С Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Русский православный храм: Символический язык архитектурных форм // К Свету С Троицкий Н. Христианский православный храм в его идее // К Свету С Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., С Мокеев Г.Я., Кудрявцев М.П. О типичном русском храме XVII в. // Архитектурное наследство С. 70–79 6. Троицкий Н.И. Иконостас и его символика // Православное обозрение Кн. 4