Многообразие путей познания мира обществознание. Многообразие путей человеческого познания. Обществознание, профильный уровень

Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей. При всей своей фантастичности миф выполнял важные функции: в рамках своих возможностей он истолковывал вопросы происхождения мира и человека и объяснял природные явления, удовлетворяя тем самым стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.

2. Религиозное познание
Религиозное познание представляет собой мышление на основе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта, оказала значительное воздействие на развитие человечества.

3. Обыденно-практическое познание

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую такую деятельность, рассудком.

4. Художественное познание

Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре — тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы.Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) — личностно-окрашенную его составляющую.

5. Философское познание

Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, но «понятиями-образами», или концептами. С одной стороны, эти концепты близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой — к художественным образам, поскольку эти понятия не так строги и однозначны, как в науке; скорее, они символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не требует от человека веры в сверхъестественное.

6. Паранаука
В отличие от этих видов научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. При этом наука не полностью противопоставлена обыденно-практическому познанию, принимая некоторые элементы опыта, а сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки.

Под путями познания понимают способы получения знаний. В ходе общественного развития знание передается из поколения в поколение, прирастает и уточняется в многообразных, но взаимосвязанных социально-культурных формах. Разграничи­вают научные (основанное на рациональности и логике) и нена­учное (основанное на чувственно-образном восприятии окру­жающей действительности). Наука - опытно-экспериментальное знание. Она появилась лишь в XVH веке. Частью научного по­знания является социальное познание. Научное познание такого объекта, как общество, включает в себя социальное знание (со­циологический подход) и гуманитарное знание (общечеловече­ский подход).

Ненаучный путь познания представлен в следующих фор­мах:

- обыденно-практическое (житейское);

- игровое;

- художественное (искусство);

- мифологическое;

- религиозное;

- народная мудрость и здравый смысл;

- самопознание;

- паранаука (околонаучное знание)

Исторически первой формой знания было мифологическое знание.

Миф - самый ранний способ понимания природной и обще­ственной действительности (т.е. рассказ древнего человека о мироздании). Мифологическое познание - это первая попытка человечества в фантастических образах обобщить и объяснить различные явления природы и общества, своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Мифологическое познание тесно связано с религиозным, поскольку в нём отрази­лись элементы религии и представления о сверхъестественном. Из мифа выделились религиозная и философская формы знания.

Обыденно-практическое, или житейское, познание («И опыт, сын ошибок трудных...») формируется на основе жизненной практики, опыта повседневной жизни, которые дос­тавляют элементарные сведения о природе и окружающей дей­ствительности и представляют простой набор полезных сведе­ний, приметы, наказы старших, личный опыт. Мы многое узнаем уже на уровне нашего обычного здравого смысла. Однако жи­тейское познание субъективно ииндивидуально. Житейское по­знание сельского и городского жителя будет различаться в обы­денных вещах (откуда берётся вода, сколько минут надо идти от дома до школы и т.д.).

Народная мудрость и здравый смысл - это обобщенные практические знания целых поколений.

Возрастание объема и усложнение деятельности людей, на­правленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в ви­де описаний. Причем такие описания содержали собранный во­едино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщенного опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы Большинство положений народной муд­рости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельностью («Куй железо, пока горячо»). Родилось это суждение из наблюдения, что металл следует обрабатывать в таком состоя­нии, когда он легче поддается воздействию. Это суждение озна­чает призыв делать что-либо своевременно, пока условия спо­собствуют деятельности.


Отличительной чертой народной мудрости как своеобразно­го свода рецептов поведения для разных случаев является то, что она неоднородна, противоречива. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлени­ям, поступкам. В своде народной мудрости можно отыскать прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу. Например: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать се­годня» и «Утро вечера мудренее».

Словарь определяет здравый смысл как стихийно склады­вающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды лю­дей на окружающую действительность и самих себя; эти взгля­ды являются основанием для практической деятельности и мо­рали. Здравый смысл включает определенные сведения, усвоен­ные стихийно, без специальной познавательной деятельности Эти знания усваиваются в той мере, в какой человек овладевает живым, непосредственным опытом современников, навыками человеческой жизнедеятельности. Он составляет так называемое природное мышление и присущ каждому здоровому человеку. Так, с точки зрения здравого смысла, если не знаешь как поль­зоваться каким-либо прибором, целесообразно спросить у знаю­щего, а если такового нет - не трогать прибор без крайней нужды. Здравый смысл подсказывает, что лучше не делать того, что может повредить другим и самому себе.

Религиозное познание - это совокупность религиозных чувств, взглядов и представлений о Боге, бессмертии души т.д. Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Религиозное познание исходит из того, что мир создан вечной и неизменной духовной сущностью - Богом. Познание божественной сущности с точки зрения религиозного познания и есть познание мира. Бог сотворил этот мир и все его законы, а значит, может изменять их. Таким образом, не имеет смысла изучать закономерности мира, а следует лишь познавать Бога.

Познавательная сторона искусства заключается в том, что восприятие художественного образа влечет за собой расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настояще­го, и сферу прошлого, а иногда и будущего. Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа. Конечно, искусство не ограничивается познанием мира, его назначение значительно шире. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительно­сти. Жизненный опыт - при посредстве художественной фор­мы - не только расширяется, но и углубляется: человек ощущает свою связь с современниками и прошлыми поколениями. Этот опыт не только познание ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира душевных переживаний, нравственных и иных мировоззренческих проблем, продумыва­ние с новых точек зрения прежних жизненных решений. Искус­ство позволяет через единичные, уникальные явления и факты познавать типичное и универсальное. В своё время литератур­ный критик В.Г. Белинский называл роман А.С. Пушкина «Ев­гений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Действительно, через жизнеописание Онегина перед читателем проходят самые разные стороны жизни русского общества начала XIX в.

Некоторое исследователи в качестве особой формы выде­ляют игровую форму знания. Игровое познание строится на ос­нове условных правил, целей и игровых норм. Оно носит обу­чающий характер, выявляет качества и возможности человека. Его относят к первым формам познания.

Особое место в познавательной деятельности занимает са­мопознание, или рефлексия.

Самопознание - это познание особого объекта, т е. самого себя. Оно происходит на основе формирования образа «я» (от­ношение к собственной внешности и представление о своих спо­собностях), которое затем переходит в самооценку. Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу. «Я талантлив» или «Я бездарность». Образ «я» не оста­ется неизменным на протяжении жизни. Важным средством по­знания является самоисповедь - полный внутренний отчёт перед собой. Изучение себя может осуществляться и в процессе другой деятельности - общения, игры, труда, познавательной деятельности, но в некоторых сложных ситуациях требует специальных усилий и знаний.

Паранаучное (дословно с лат. околонаучное) знание внеш­ние подражает научному. Однако в паранауке много туманных, и недоказанных положений, нет объективности и проверяемости, например в уфологии, астрологии и т.д. Иногда к паранауке относят знания, которые не находят пока ясного и стройного объяснения в рамках существующих научных теорий.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 444 Фрунзенского административного района

Санкт-Петербурга

Конспект урока на тему

«Многообразие путей познания мира»

Вороновой

Татьяны Федоровны,

учителя обществознания

Санкт-Петербург

2012

Пояснительная записка к уроку

Урок составлен в соответствии с программой Л.Н. Боголюбова «Обществознание», (базовый уровень) и может быть проведен в 10 классе при изучении раздела «Человек и общество». Тема «Познание и знание».

Это интегрированный урок (Обществознание и Мировая Художественная Культура), урок закрепления и обобщения полученных знаний по теме: «Многообразие путей познания мира», их систематизации, а также формирования умений и навыков читать и интерпретировать различные тексты культуры.

Данная форма организации урока способствует тому, чтобы ученики учились одновременно применять имеющиеся знания в несколько измененной ситуации . Урок разработан с использованием многоканальной модели освоения культурного наследия, метода открытых вопросов и элементов технологии критического мышления.

Проведение данного урока целесообразно после изучения таких основополагающих понятий курса обществознания как общество, человек, человек, как духовное существо, многообразие видов деятельности человека, различные способы познания мира, а также рассмотрения важных философских и дискуссионных вопросов: «Что такое человек?», «Цели и смыслы жизни человека», «Истина», «Способы и пути познавательной деятельности человека», « о своеобразии различных способов познания мира»…

Уроки, посвященные проблемам познания, гносеологии кроме важного информационного значения не менее значимы с мировоззренческой точки зрения, поскольку и сегодня многие аспекты гносеологии по-прежнему не имеют однозначного ответа и носят дискуссионный характер. Кроме этого, особенно в последние годы, нередко происходит так называемое «социальное конструирование реальности» , в котором огромную роль играют многочисленные СМИ, растет влияние различных мифологических практик, околонаучных теорий, появляется много других способов манипулирования сознанием и поэтому достаточно остро стоит проблема осознанного восприятия и критической переработки массивов разнообразной информации.

Объективные трудности путей познания для ребят старших классов дополнительно усложняются субъективными. Это происходит в силу психологических особенностей подросткового возраста, социальной незрелости, большинству из них свойственен критический взгляд на мир, категоричность, иногда и безапелляционность суждений. Нередко молодые люди, желая до конца разобраться и познать то, что для них личностно значимо сегодня, наталкиваются на противоречивость, сложность, необъяснимость истины, которую они хотят узнать. Как удержаться от крайностей, дает ли современная наука абсолютные истины, почему до сих пор спорят «физики» и «лирики», что объединяет познание разных сторон окружающего мира и своего собственного «Я»? Эти вопросы, несомненно, вызывают неподдельный интерес у современных старшеклассников. Поэтому, представляется целесообразным акцентировать внимание учащихся на том, что, действительно, человеческое знание, в своем развитии прошло очень нелегкий путь и современные проблемы и загадки появились не сейчас, а сопровождают человечество на всем пути общественного развития. Сложно и, порой противоречиво сосуществуют, взаимодействуют и и оказывают влияние друг на друга научное и инонаучное знание.

Сложен, противоречив и неоднозначен путь познания. Сложность состоит том, что познание представляет собой разноплановый, многостадийный процесс, обусловленный многочисленными, не всегда объяснимыми причинами и условиями, которые постоянно происходят в пространстве и во времени. « Противоречивость познания проявляется уже в том, что оно переводит материальное в свою противоположность идеальное. В процессе отражения физическое (внешний мир, его действительные свойства и отношения) преобразуется в физиологическое (работа нервной системы, мозга) и, наконец, в психическое в факт сознания, мысленные образы вещей, событий, процессов. Противоречивость познания проявляется также в специфике его форм, в характере связей этих форм между собой».

Итогом познания является получение объективных знаний, необходимых каждому человеку для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, планировать и реализовывать свою деятельность, понимать происходящие события, прогнозировать будущее. Знания служат средством преобразования действительности, они возникают в процессе познания, состоящем из множества различных форм, этапов, уровней. В теории познания ученые выделяют, чувственное и рациональное познание, учитывают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального. Кроме этого научные сведения находятся в тесной взаимосвязи с житейскими представлениями, практическим опытом, народной мудростью, элементами мифологии, а также данными паранауки. Отдельной разновидностью познания является познание средствами искусства. Вся эта многоцветная палитра мира знаний существует и действует во взаимосвязи и взаимовлиянии. Учащимся предлагается, заранее, предварительно разделившись на группы, исследовать различные виды знания, которые можно прочесть из аутентичного текста культуры – фрески работы , (созданной в 1495 1498 г.г. в в ), изображающей сцену со своими .

Ребятам рекомендуется использовать знания, полученные при изучении этого произведения искусства на уроках мировой художественной культуры, а также воспользоваться литературными источниками, Интернет-ресурсами и публикациями в СМИ.


Схематическая прорисовка «Тайной вечери»
Леонардо да Винчи с именами апостолов

Цель урока:

    Проиллюстрировать на примере одного произведения искусства многообразие путей познания мира, сложность формирования и взаимовлияния научного и инонаучного знания.

Задачи:

Образовательные

    Обобщить, повторить и закрепить полученные знания по теме

    Показать значимость изучаемой темы (актуализация знаний) для следующей познавательной деятельности учащихся

Развивающие

    Содействовать развитию умений читать и интерпретировать различные тексты культуры

    Способствовать формированию навыков критичности восприятия информации из различных источников

    Формировать умения применять знания, полученные при изучении разных источников в контексте задания .

    Совершенствовать умения применять обществоведческие термины в контексте ответов

Воспитывающие

    Способствовать созданию условий для развития коммуникативных навыков при работе в группе

    Содействовать формированию положительного отношения к изучаемому вопросу

    Помочь учащимся в поиске собственной позиции в современных спорах о познавательной деятельности во всем ее многообразии и противоречии

Оборудование: мультимедийная установка, репродукция фрески « Тайная вечеря», схематическая прорисовка «Тайной вечери» Леонардо да Винчи с именами апостолов, схема «Формы познания».

Опережающее задание: каждая группа, после консультации учителя готовит представление своего ответа на задание, (презентация, подготовка сообщений), написание синквейна.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Тема урока: «Многообразие путей познания мира».

«Сперва изучай науку»

«а затем на практике следуй указаниям, данным тебе наукой»…

«Один опыт, чистый эмпиризм – недостаточен:

опыт должен опираться на размышление.

«Художники, прежде всего, изучайте науку»

Вступительное слово учителя:

Познавательная деятельность весьма разнообразна. Она не может быть представлена, как восходящее стремление к абсолютной истине, в ходе которого появляются все новые и новые истины. На пути познания человека ждут и заблуждения, и разочарования и ошибки. Передовые научные знания существуют одновременно невежеством, а часто даже с предрассудками. Поэтому, не уменьшая огромного значения научного познания, признано, что многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требует и многообразия познания действительности, сочетания разных способов и форм познавательной деятельности. Наука, в своем развитии прошла очень сложный путь. Во все времена были и открытия и ошибки и откаты и заблуждения, нередко на пути к получению достоверного знания встречалась ложь, но во все времена рождались и творили гении, появлялись новаторские приемы, бессмертные произведения, которые не оставляют людей равнодушными до сих пор.

Леонардо да Винчи является одним из величайших деятелей эпохи Возрождения, а также – всей истории человечества. Широко известны его достижения в области изобразительного искусства, инженерно-технические разработки, открытия в естествознании. Однако помимо всего этого, Леонардо да Винчи внес значительный вклад в осмысление общих принципов научного познания. Его философские идеи могут эффективно использоваться в рамках современной методологии научного знания, приобретают особую актуальность в свете тех дискуссий, которые ведутся в начале нового тысячелетия.

Многообразие интересов Леонардо - художника, экспериментатора, изобретателя, одновременное изучение множества разнообразных явлений природы порождены стремлением познать истинный облик вещей, проникнуть в их подлинную сущность. Самое главное в незавершенных поисках Леонардо – попытка создания нового метода познания.

Вы заранее, разделившись на группы, должны были исследовать различные виды знания, которые можно прочесть из известного произведения искусства эпохи Возрождения, фрески работы . Вам рекомендовалось использовать знания, полученные при изучении фрески «Тайная вечеря» на уроках мировой художественной культуры, представления о методах и способах научного познания, полученные Вами при изучении таких школьных предметов, как физика, биология, химия, математика и обществознание. Вы имели возможность получить необходимые консультации учителей Мировой художественной культуры и обществознания, воспользоваться Интернет-ресурсами и литературными источниками, публикациями в СМИ.

Группа 1. Научное знание

Задание:

    Почему р оспись стала вехой в истории ? Какие научные знания – открытия несет в себе это произведение искусства? В чем принципиальная новизна организации пространства в этом творении Леонардо?

    В чем состоит особенность техники написания Фрески? Какие методы научного познания использовал автор при создании своего произведения? Какие уровни научного познания подтверждает и показывает своей работой Леонардо?

    Принцип «Золотого сечения» в «Тайной вечере», Леонардо? Какие методы рационального познания декларировал и использовал в своей деятельности Леонардо до Винчи?

    Какие утверждения, касающиеся получения истинного знания, сформулированные Леонардо актуальны и сегодня?

    В чем сложность и противоречивость научного знания Леонардо?

    Составьте синквейн по теме « Научное знание».

Группа 2. Искусство.

Задание:

    Почему так важна эта фреска для современного человека, и для молодого человека Вашего возраста?

    Какие «вечные» вопросы, касающиеся каждого человека, молодого человека Вашего возраста ставит Леонардо да Винчи в этой работе?

    Что придает неповторимый характер "Тайной вечере”?

    В чем уникальность композиции фрески?

    Составьте синквейн по теме « Познание мира средствами искусства».

Группа 3. Религиозное знание

Задание:

    Какое событие Евангелия, согласно библейскому знанию изображено на Тайной вечере Леонардо да Винчи?

    Об установлении какого главного таинства на Тайной вечере достаточно подробно свидетельствует Евангелие от Матфея?

    Какие еще чины совершаются в Православной Церкви в Великий четверг?

    Только ли религиозное таинство изображено на фреске Леонардо?

    Составьте синквейн по теме «Религиозное знание».

Группа 4. Паранаучное знание

Задание:

    Какие предсказания, по мнению современных исследователей наследия Леонардо, зашифрованы в картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»?

    Какой математико-астрологический шифр, составленный Леонардо, разгадывают современные исследователи его творчества?

    Что приписывается символике отдельных деталей изображения? Какие еще гипотезы, по мнению современных исследователей творчества Леонардо да Винчи, ждут своего подтверждения?

    Какие мифы сопровождают и сегодня Тайную вечерю Леонардо да Винчи?

    «Код да Винчи» Дэна Брауна и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи?

    Кто из исследователей наследия Леонардо в России претендует на то, что именно он разгадал тайну «Джоконды» и придумал термин «Код да Винчи»

    Составьте синквейн по теме «Паранаучное знание».

3 . Подведение итогов:

При подведении итогов школьникам предлагается проанализировать свои наблюдения о специфике познания мира с помощью художественного образа, сделать акцент на искусстве, как одном из важнейших способов познания мира, а также понять, как сложен, многообразен и противоречив путь познания. При представлении работы, при ответах на вопросы учителя и одноклассников необходимо обязательное использование основных понятий темы, обществоведческих терминов в контексте ответа.

Заключительное слово учителя .

Наша совместная работа показала, насколько сложно и противоречиво познание мира, какой долгий и нелегкий путь проходит человечество, на пути постижения истинного знания. И как сложно постичь и достичь абсолютную истину. Сегодняшний наш урок подтверждает что, действительно, человеческое знание, в своем развитии прошло очень нелегкий путь и современные проблемы и загадки появились не сейчас, а сопровождают человечество на всем пути общественного развития. Очевидна значимость всех методов познания, и при этом сложно переоценить значение познания методами искусства. Какой огромный вклад вносят творения великих мастеров в осознание мира, и творчество великого Леонардо да Винчи ярчайший этому пример.

Удивительно, как часто, сегодня, современные деятели культуры, науки и искусства обращаются к творческому наследию Леонардо.

В литературе, в современном романе Дэна Брауна « » анализ фрески помогает в решении загадки убийства Жака Соньера. Литературная версия продолжается в кинематографе: в художественном фильме « ». Главные герои находят свои лица на фреске в документальном фильме « ». Сюжет фрески пародируется в мультсериале « ». В киноверсии рок оперы , участники тайной вечери повторяют позы апостолов . Фреска показана в документальном сериале « ». Во вступлении фильма « », в прощальной вечеринке воссоздаётся Тайная вечеря. Все эти современные произведения созданы с 2003 по 2009год. Фреска не оставляет равнодушными ни деятелей культуры и искусства, ни обычных людей, которые жаждут прикоснуться к этому произведению, ни многочисленных во всем мире исследователей творческого наследия великого Леонардо. А самый главный результат нашего урока, это то, что Вы поняли и сравнили, как мало Вы могли сказать о фреске Леонардо до начала нашей работы, и сколько нового и интересного Вы узнали и можете теперь рассказать об этой работе.

4. Домашнее задание:

Написать эссе на тему любого высказывания

1. «Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, входящий на корабль без руля или компаса: он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории. Наукаполководец, а практика - солдаты».

2. «Художники, прежде всего, изучайте науку».

Список используемой литературы

    Мировая художественная культура в современной школе. Рекомендации. Наблюдения. Размышления. Научно-методический сборник. – СПб, Невский Диалект. 2006. –400с. Илл. Составитель А.Д. Раппопорт. Общая редакция Л.М. Ванюшкина

    Обществознание. Базовый уровень 10 класс. Методические рекомендации: пособие для учителя Л.Н. Боголюбов. М. Просвещение, 2008.–237с.

    Обществознание. Базовый уровень 10 класс. Учебник для образовательных учреждений. Л.Н. Боголюбов. М. Просвещение, 2010.– 351с.

    Обществознание. Базовый уровень 10-11 класс. Учебник для образовательных учреждений. Л.Н.Лазебникова. М. OO О Астрель. 2004.– 398 с.

    Обществознание. Профильный уровень 10 класс. Учебник для образовательных учреждений. Л.Н. Боголюбов. М. Просвещение,2007.– 406 с.

    Аникин М.А. « Леонардо да Винчи или богословие в красках » (СПб. 2000 г.)

    Аникин М.А. « О скрытых сюжетах и смыслах в европейском изобразительном искусстве» (СПб. 2011)

    Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М.: Искусство, 1990. – 415с. Илл.

    Гастев А.Л. Леонардо да Винчи. М., 1984

    Гелб, М. Дж. Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи. М., 1961.

    Гуковский М.А., Леонардо да Винчи, Л. - М., 1967.

    Зубов В.П., Леонардо да Винчи, М. - Л.1961.

    Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Переводы, статьи, комментарии. В 2 т. Т.1.- СПб., М., 2000, с. 89

    Манфред Христ. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи и «новое открытие христианства».

Слайд 1

МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2

В истории науки о знании и познании рассматривались различные виды знаний. 1. В античные времена было установлено различие между знанием и мнением. 2. Средневековье особенно волновал вопрос о соотношении знания и веры. 3. Успехи естественных наук в Новое время привели к отождествлению знания и науки. Научное знание становилось основным объектом гносеологии - теории познания.

Слайд 3

До того, как сформировалась наука, существовали и иные способы познавательного отношения к миру. Но и сегодня, в начале XXI в., большинство людей черпают многие сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Наряду с наукой существуют и другие пути познания.

Слайд 4

МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Самым ранним способом понимания действительности был миф. Миф (др.-греч. μῦθος - речь, слово; сказание, предание) - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах, героях. В отличие от науки, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его частей.

Слайд 5

В мифах утверждалась и принятая в данном обществе система правил и ценностей. Главная задача мифа – задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф давал возможность человеку обрести смысл в жизни.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 6

Космогонические мифы - мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Служат для объяснения происхождения мира и жизни на Земле. Одним из распространённых сюжетов космогонических мифов является рождение мира из мирового яйца.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Уильям Блейк «Великий архитектор»

Слайд 7

Антропогонические, или мифы о сотворении человека, мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п. Космогонические и антропогонические мифы часто взаимосвязаны, часто одни и те же боги ответственны как за создание мира, так и за создание человека.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Сотворение человека Прометеем.

Слайд 8

Эсхатологические мифы – это мифы о конце света, они существуют наряду с космогоническими мифами и связаны с противостоянием сил хаоса и космоса. Разновидностью таких мифов являются мифы о предполагаемом конце света в будущем, например германский миф о Рагнарёке.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 9

Календарные мифы – это мифологизация смены временных циклов - дня и ночи, зимы и лета, вплоть до космических циклов. Они связаны с астрономическими наблюдениями, астрологией, празднованием Нового года, праздниками урожая и другими календарными событиями.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Ярило
Ра

Слайд 10

Героические мифы - это мифы о героях, которые могут быть или детьми богов от смертной женщины, либо просто легендарными фигурами эпоса. Особую категорию героев составляют культурные герои –мифические герои, внёсшие серьёзный вклад в культуру народа. Часто культурный герой является демиургом, участвуя в творении наравне с богами, или добывает или изобретает для людей различные предметы культуры.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Прометей

Слайд 11

Одним из древнейших верований, сохранившихся у некоторых народов до настоящего времени, является тотемизм. Некоторые учёные считают, что именно из веры в кровное родство людей и животных возникли мифы об оборотнях - легенды о перевоплощении человека в волка, тигра, медведя и др.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Небо в виде коровы Нут

Слайд 12

Весьма часто в тотемических мифах встречается тема брака зооморфного существа и обычного человека. Как правило, так объясняется происхождение народностей. Это есть у киргизов, орочей, корейцев. Отсюда образы сказок о царевне-лягушке или Финисте Ясном Соколе.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 13

Астральные мифы близки к космогоническим, рассказывающие о происхождении звезд и планет (именно на них основана астрология). Созвездия – это трансформированные животные, растения и даже люди.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Млечный путь
Водолей

Слайд 14

Культовые мифы повествуют о первопричине какого-либо действа. Классический пример – вакханалии, устраиваемые в честь древнегреческого бога Диониса.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 15

Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам. К мифам же восходит и древний героический эпос, т. е. сказание о прошлом, содержащее целостную картину жизни народа. Самыми известными примерами героического эпоса, тесно связанного с мифологией, являются «Илиада», «Одиссея», «Рамаяна» и т.д.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Одиссей
Сита и Рама Рамаяна

Слайд 16

Исследования мифов в XX веке Ритуализм: виднейшим представителем его был Дж. Фрезер. Считал мифы ритуальными текстами, в которых все не случайно, всему свое место и время. От этих текстов нельзя отступать, а их истинный смысл доступен немногим.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Функционализм: Леви Брюль видел в мифе способ поддержания определенного порядка, который связывает воедино не только общность людей, живущих в одно время и в одном месте, но и их предков. (преемственность культуры народа).

Слайд 17

Но некоторые черты мифологического сознания сохраняются и поныне. Многие из нас по-прежнему верят, что с помощью нескольких простых идей можно объяснить все многообразие мира.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
1. Мифы политической и общественной жизни, которые создаются политиками, партиями, журналистами: «чистоты рас», «государства всеобщего благоденствия»
2. Мифы связанные с этнической и религиозной самоидентификацией: мифы о России и православии в прошлом и настоящем, миф о «русском варварстве»

Слайд 18

3. Мифы связанные с внерелигиозными верованиями: мифы об НЛО, снежном человеке, экстрасенсах - целителях
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
4. Мифы связанные с массовой культурой: о здоровом образе жизни, вреде молока, птичьем гриппе, о Америке и американской мечте

Слайд 19

Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни.
«И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ…»
В отличие от науки, где знания - самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт»; Способом формирования практического знания являлось ученичество; Практическому знанию соответствует и свой язык: «на глазок», «чуть-чуть»; Практическое знание не претендует на теоретическое обоснование.

Слайд 20

Обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Куй железо – пока горячо. Какие труды, такие и плоды. Весна год кормит. Время лечит. Где кто родился, там тот и сгодился. Не красна изба углами, а крана пирогами. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Слайд 21

Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов поведения для разных случаев является ее неоднородность, противоречивость.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Работа не волк, в лес не убежит.
Кто трудиться рад - тот будет хлебом богат.

Слайд 22

Здравый смысл – стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали: Помогает ориентироваться в окружающей среде Указывает способ направление и способ действия Не поднимается до научного объяснения
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

Слайд 23

Искусство, как и наука, познаёт окружающий мир. Однако, в отличие от учёного, художник, воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего своё мироощущение, переживания и душевное состояние.
ИСКУССТВО

Слайд 24

Специфическим способом художественного познания является художественное обобщение, образ. Будучи отражением действительности, образ обладает определенными свойствами реального предмета.
ИСКУССТВО

Слайд 25

ИСКУССТВО

Слайд 26

В античном и средневековом искусстве место художественного образа занимал канон - свод прикладных правил художественного или поэтического ремесла.
ИСКУССТВО
АНДРЕЙ РУБЛЕВ
СИМОН УШАКОВ
ДИОНИСИЙ

Слайд 27

В эпоху Возрождения появилось представление о стиле как праве художника создавать произведение в соответствии со своей творческой инициативой, т.е. творить мир по собственному представлению о нем. … В живописи сходство реального человека с его изображением было настолько близко, что он казался живым.
ИСКУССТВО
Р. САНТИ «МАДОННА БЕЛЬВЕДЕРА»

Познавательная деятельность человека весьма разнообразна. Существует множество путей познания мира. Один из них – это наука и философия. К ненаучным формам познания относятся мифология, религия, искусство, литература, жизненный опыт, народная мудрость.

Философия и наука существовали не на всех ступенях развития человеческого общества, не во все времена и не у всех народов.

Наука – сфера человеческой деятельности, задачей которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность этих знаний проверяется и доказывается на практике. Основные положения научного знания:

1. Признание реальности мира

2. Признание познаваемости мира человеком

3. Убеждение в разумности и закономерности мирового устройства.

Философия. Понятие «философия» появилось у древних греков и часто переводится как «любовь к мудрости» («любомудрие»; греч. «филео» – любовь, «софия» – мудрость).

Философия в отличие от частных наук, религии и искусства не ограничивается одним предметом или сферой реальности. Философия пытается охватить и естественный мир, и сверхъестественный, и внутренний мир человека. У философии нет конкретного предмета, ибо вопросы, которые ставит философия, слишком глобальны и сложны. Предмет – это то, что можно строго очертить. А философское содержание можно усмотреть повсюду. Стремясь охватить весь мир в его единстве, философия ставит вопросы предельного характера: Какова сущность мира? В чём его первоистоки? По каким законам устроен и развивается мир, или же в нём нет никаких законов? Почему так устроен мир? В чём смысл истории общества? Каков смысл жизни человека? А может быть, нет никакого смысла и предназначения, и жизнь человека – всего лишь воля слепой случайности? Познаваем ли мир? и т. д. Содержание философии можно усмотреть во всём существующем. Философия рассматривает этот многогранный мир со всех сторон, стремится охватить всю реальность в её единстве. Для философии характерно представление о том, что мир обладает внутренним единством.

Философия имеет свой особый метод – рациональный (от лат. rationalis – разумный) способ объяснения действительности. Философия стремится к логической аргументированности и обоснованности. Этим она отличается от таких форм духовной культуры как религия, мифология и искусство, которые не ставят задачи его рационально объяснять. Философское знание основывается не на вере, художественном образе или фантазии, а на разуме.

Ненаучное познание

Мифология. Миф – это самая древняя форма общественного сознания.Она возникла как ответ на вопросы человека о происхождении и устройстве мира, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и человека. Создавая мифы, древние люди пытались объяснить происхождение мира и человека, не ставя своей целью что-либо доказывать; их фантастические представления принимались на веру.

Главные предпосылки мифологической логики: 1) первобытный человек не выделял себя из окружающей среды; 2) мышление человека сохраняло черты взаимопроникновения и нерасчленённости, и было почти неотделимо от эмоциональной сферы.

Можно выделить следующие черты мифологического сознания:

1) очеловечивание всей природы, антропоморфность (человек перенёс свои черты на внешний мир, наделил мир своими свойствами и качествами; природным объектам, явлениям приписывались одушевлённость, разумность, человеческие чувства и нередко – человеческая внешность); 2) зооморфность (мифологическим предкам придавались черты животных).

Главные функции мифа:

1) объяснение миропорядка;

2) регулирование сложившихся общественных отношений.

Рассказ о событиях прошлого служит в мифе не только средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния, но и выполняет функцию регулятора общественных отношений. Познавательное отношение людей к миру закреплялось в коллективной памяти, в обязательном соблюдении неписаных требований и запретов (табу). Поступки и действия героев закреплялись в традициях и становились эталонами поведения людей.

Мифологическое сознание мы можем наблюдать и в сегодняшней жизни. Появившись в первобытный период человеческой истории, мифология не исчезла, а продолжает существовать наряду с другими – религиозными и философскими – представлениями. Так, например, ребёнок от рождения примерно до трёх лет находится в мифологическом пространстве. Он не выделяет себя из мира, и всё окружающее для него такое же, как он сам. Если ребёнок ударился о стол, он стучит по нему, пытаясь наказать предмет, причинивший ему боль. На детских рисунках неодушевлённые предметы могут изображаться с глазами, ушами, улыбками. Всё вокруг в детском восприятии живёт и чувствует.

Религия. Предметом религии является сверхъестественный мир (духовный), который нельзя потрогать и где невозможно поставить эксперимент. К тому же религия не ставит своей задачей что-либо доказывать, у религии другое назначение – единение внутреннего мира с Богом. Religio (лат.) – связь, воссоединение; набожность, святыня, предмет культа, благочестие. Религия – это мировоззрение и соответствующее поведение, основанное на вере человека в Бога (в язычестве – богов). Религия ставит перед человеком задачу духовного совершенствования и «восстановления связи с Богом».



Искусство и литература. Предметом искусства и литературы является, как правило, внутренний, душевный мир человека, в котором в различных формах отражается мир внешний. Искусство выражает и передаёт чувства, настроения, переживания и пользуется художественными образами.

Жизненная практика, опыт повседневной жизни. Большое количество знаний практического характера давала людям деятельность ремесленника, земледельца, повара, лекаря, строителя и т.д. Обязательным способом формирования практического знания являлось обучение у опытного наставника, мастера, умельца. В процессе обучения, труда, наблюдательности и проявления сноровки формируется профессиональное мастерство. В процессе приобретения жизненного опыта человек усваивает не только практические знания, но и оценки, нормы поведения, причём усваивает их без специальных усилий, действуя по образцу.

Народная мудрость. Возрастание объёма и усложнение деятельности людей приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний. Такие описания содержали как бы собранный воедино обобщённый опыт разных людей и даже многих поколений. Эти обобщённые практические знания составляют основу народной мудрости. Народная мудрость выражается в афоризмах, пословицах, поговорках, загадках, сказках и т.д.