Россия. Апартаменты Николая Второго и молодой супруги в Зимнем дворце (11 фото)

Санкт-Петербург – это город, который можно изучать всю жизнь, слишком много значительных и талантливых людей приложили усилия для его строительства и развития как культурной столицы нашей огромной родины. В Санкт-Петербург сложно не влюбиться, а влюбившись – не потратить множество дней на прогулки по его улицам, музеям, театрам, концертным залам и культовым барам.

  • Этот рассказ – один из серии материалов по нашей двухнедельной поездке в Питер.

Главная достопримечательность Санкт-Петербурга – это Эрмитаж . Один из ключевых музеев мира и один из главных музеев России. Центральный корпус Эрмитажа – Зимний дворец . Только на изучение этого корпуса можно потратить два-три дня, да и то, если вам повезет оказаться не в самом конце огромной очереди за билетами.

Основные экспозиции – на втором этаже. Одна из выставок, которые нужно посетить обязательно – это ряд залов, которые посвящены дворцовым интерьерам разных эпох . Большинство залов довольно небольшие и представляют из себя небольшие коллекции мебели, сгруппированной по создателю, эпохе или одному из модных в прошлом направлениях. Но один из залов требует отдельного рассказа.

Библиотека Николая II

Библиотека и кабинет Николая II – единственный зал, чья обстановка полностью соответствует прошлому.

В первую очередь, это библиотека. Практически все стены закрыты книжными шкафами из массива дерева, и сейчас заполненные книгами прошлых эпох. Даже на взгляд со стороны коллекция книг впечатляет. О ней, правда, ничего не сказано. Но скорее всего на полках – различные географические, экономические и другие научные труды.



Библиотека Николая II . Современная Экспозиция в Эрмитаже.

Николай II с супругой, решив однажды вернуться в столичную резиденцию, то есть в Зимний дворец, поручили обстановку комнат архитектору Красовскому, чья основная задача была создать внутри огромного дворца обособленное по стилю и обстановке крыло, которое император с супругой назвали «квартирой» и которое должно было стать уютным семейным «гнездышком» для главной семьи империи.

Библиотека императора точно соответствует этой задаче – зал небольшой, во всем лаконичность и строгость. Есть место и для спокойных размышлений и для того, чтобы ходить из угла в угол, обдумывая что-то на ходу. Столики в библиотеке небольшие, но они вполне могут быть не именно такими, какими пользовался Николай II, или же император мог работать не именно за этими столами. Хотя возможно, небольшие столики – это дань моде. Больших массивных столов в дворцах Санкт-Петербурга не наблюдается вообще.

Архитектор А.Ф. Красовский осуществил сочетание исторических стилизаций под средневековье с элементами модного для тех времен модерна и этим сделал апартаменты последнего русского императора настоящим произведением искусства. К сожалению, в случае большинства комнат до нашего времени дошли лишь некоторые фотографии комнат, а также чертежи и архивные документы архитектора.

Кабинет и Библиотека Николая II– это уподобление стилю английского средневековья – отделаны деревом. Детали интерьера и мебель кабинета-библиотеки декорированы стилизованной под средневековую готику резьбой.

Очень важным эстетическим элементом интерьеров стали камины, украшенные в готическом стиле изображениями грифонов и львов — геральдических фигур родовых гербов дома Романовых и дома Гессен-Дармштадт.

  • 23 Июль, 2017

Мы все ходим по Зимнему, рассматриваем картины, плафоны, вазы, шпалеры, паркет, позолоту в общем, всякие произведения искусства, но ведь здесь не всегда был музей, здесь жили люди и не какие-нибудь, а правители великого государства, вот и хочется посмотреть в каких покоях проходила их жизнь. Поэтому наведаемся в жилые помещения Зимнего дворца. В настоящее время в Зимнем дворце сохранилась лишь часть великолепной череды жилых апартаментов некогда занимавших значительное место в огромном здании.

16 апреля 1841 года состоялось бракосочетание наследника цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра Второго и принцессы генсендармштатской, получившей в этот день титул великой княгини-цесаревны. Мария Александровна, будущая императрица поселилась в предназначенных ей комнатах второго этажа северо-западной части дворца. В этих покоях она прожила вплоть до своей кончины в 1880 году. Апартаменты Марии Александровны состояли из восьми помещений, часть которых сохранила свое убранство до настоящего времени.

Большой кабинет великой княгини Марии Николаевны, акварель Э.П.Гау

Будуар, или Малый кабинет был один из самых любимых мест Марии Александровны. Его убранство выполнено в середине девятнадцатого века архитектором Гарольдом Боссе в стиле модного в то время второго рококо.


Будуар великой княгини Марии Александровны, акварель Э.П.Гау
Спальня великой княгини Марии Александровны, акварель Э.П.Гау

Здесь словно создана атмосфера волшебной сказки, причудливо извиваются узоры, блеск позолоты оттеняет стройные фигуры белоснежных кариатид. Великолепная бронзовая люстра отражается в различных по форме зеркалах. В своем уютном будуаре Мария Александровна проводила много свободного времени, читала, писала письма родным, пила чай со своим супругом. Отсюда был выход на лестницу, по которой можно было спуститься на первый этаж, в комнаты детей.

Малиновый кабинет


Малиновый кабинет императрицы Марии Александровны, акварель Э.П.Гау

В Большом или в Малиновом кабинете проходили приемы личных гостей императрицы и встречи с родственниками царской семьи. Кабинет так же был своеобразным музыкальным салоном. На рисунках ткани обтягивающих стены можно увидеть многочисленные изображения музыкальных инструментов и нот. Раму огромного каминного зеркала венчают амуры со щитком в руках, на котором изображен вензель Марии Александровны.


Малиновый кабинет Зимнего Дворца, © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Золотая гостиная

Сияющим обилием позолоты Золотая гостиная напоминает палаты московского кремля с их сводчатыми потолками и богато декорированными стенами. Правда сама хозяйка апартаментов сравнивала свою гостиную с тронным залом баварских королей.

Надо восстановить жилые комнаты Николая Второго и Александры Фёдоровны и их детей - вел. Кн. Ольги, Татьяны, Анастасиии сделать их мемориальными в Зимнем дворце музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

И надо спросить у нынешнего директора Эрмитажа господина Пиотровского, почему за более чем 20 лет демократии в России эти мемориальные комнаты последних Романовых в Зимнем дворце до сих пор не восстановлены и память о Николае Втором и Александре Фёдоровне в Эрмитаже таким способом преуменьшается, словно при коммунизме, выветривается из общей кеультуры нашего народа и из общего знания о России сотен тысяч иностранных туристов, посещающих Эрмитаж ежегодно, в большинстве своём - в ходе кратковременных туристических визитов в Санкт-Петербург.Зимний дворец в составе музея Эрмитаж - это, в первую очередь музей-резиденция российских императоров и залы государственных протокольных мероприятий, как залы величия и славы России. Только восстановив Зимний дворец в полном объёме, включая мемориальные комнаты русских царей и действительно действующую в наши дни православную Большую Церковь Зимнего дворца, можно было бы говорить о честном полноценном служении своему народу музейных сотрудников Эрмитажа, начиная с его директора господинаМихаила Пиотровского. А в том виде, в котором видим его сейчас, Зимний дворец оставляет впечатление пустого заброшенного храма другой России - России переконвертированной в общество средних потребителей супермаркетов страны третьего, четвёртого или пятого мира, где память о величии России, о самоценности культуры русского народа эпохи Российской империи всячески принижается и убирается на задний план, в том числе в музейных экспозициях, исключается из приоритетов ежедневной работы сотрудников даже ведущих музеев России.

Последние царские кабинеты оформили в Зимнем дворце в ходе ремонта «царского» северо-западного ризалита в 1895-1896 гг. Среди прочих комнат на втором этаже дворца оборудовали два царских кабинета: императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.

Рабочий кабинет Николая II на втором этаже северо-западного ризалита Зимнего дворца

http://www.likebook.ru/books/view/177351/?page=6

Судя по фотографиям, оба эти кабинета - угловые. Только окна кабинета Александры Федоровны выходили на Дворцовый мост и Адмиралтейство, а окна кабинета Николая II - на Адмиралтейство и Собственный садик. Эти помещения являлись частью личных апартаментов, поэтому там было прежде всего уютно и удобно. Комфорт первенствовал над роскошью. «Сердцем» кабинета был обычный «г»-образный письменный стол, освещаемый лампой под матерчатым абажуром. Судя по фотографиям, кабинет царя отделали с элементами «русского стиля»: арочную дверь украшали кованные прорезные петли. В кабинете Зимнего дворца Николай II проработал с декабря 1895 по весну 1904 г., т. е. семь с половиной лет.

После того как в октябре 1894 г. императором стал Николай II, в Зимнем дворце с ноября 1894 г. начались масштабные работы по оборудованию жилой половины для молодого императора. Одновременно в Зимнем дворце обустраивалась половина для младшей сестры Николая II великой княгини

Ксении Александровны и ее мужа великого князя Александра Михайловича. Эти работы велись по проектам архитектора АФ. Красовского 14 . Затем в 1899 г. его сменил архитектор Н.И. Крамской. С 1905 г. ведущим архитектором становится А.С. Данини - архитектор Царскосельского дворцового управления.

В ходе этих работ помещения на втором этаже северозападного ризалита, ранее принадлежавшие императрице Александре Федоровне, жене Николая I, полностью утратили свой первоначальный декор.

Надо отметить, что оформление интерьеров царской половины Николая II шло на совершенно иной основе, чем у его предшественников. Ранее интерьерно-декоративная часть убранства была результатом индивидуальной проработки архитекторами облика каждого из помещений. В конце XIX в. отделка помещений велась на основе каталогов и образцов, которые представлялись ведущими строительными и интерьерными фирмами. Буржуазные стандарты, связанные с оформлением комнат и созданием соответствующего уровня комфорта, вытесняют традиционные представления о дворцовой пышности императорских резиденций.

Молодое поколение совершенно не устраивали прежние стандарты дворцовой жизни и представления об уровне комфорта личных помещений царской семьи. Великий князь Александр Михайлович заметил, что даже после проведенного ремонта, комнаты Зимнего дворца подавляли «своими размерами, с громадными, неуютными спальнями» 15 .

Детали интерьера новой половины утверждались лично императрицей Александрой Федоровной. К весне 1895 г. все интерьеры царских комнат окончательно утверждаются. Николай II отметил в дневнике 26 апреля 1895 г.: «Заехали в Зимний, где окончательно решили все в последних подробностях».

Но решающую роль в оформлении интерьеров играла не императорская чета, а старшая сестра императрицы - великая княгиня Елизавета Федоровна, или Элла, как ее называли родные. Именно Элла «курировала» отделку помещений на императорской половине в Зимнем дворце. Николай II в дневнике несколько раз отметил дизайнерские заслуги Елизаветы Федоровны: «Элла переехала к нам из Большого дворца; она ездила в город осматривать наши помещения в Зимнем, которых отделка близится к окончанию» (5 октября 1895 г.); «Поехал в Зимний, где осмотрел с Эллой наши комнаты, которые почти готовы» (8 ноября 1895 г.). В результате царь прямо заявил: «Элла - автор наших комнат. Показали им все наше устройство» (11 января 1896 г.). Надо добавить, что Елизавета Федоровна распространила свою дизайнерскую практику и на Александровский дворец Царского Села, на Свитской половине которого по ее указаниям отделывалось несколько комнат в так называемом английском стиле.


Библиотека имп. Николая II



Приемная имп. Николая II



Спальня имп. Николая II и имп. Александры Федоровны


http://www.etoretro.ru/pic32658.htm
Спальня на половине Николая II в Зимнем дворце.

Стилем, столь любимым молодой императорской четой, стал модерн. Ведущей фирмой, разрабатывавшей интерьерные эскизы и поставлявшей предметы интерьера, выбрали фирму Ф. Мельцера. Срочность заказа по оформлению жилых комнат в Зимнем дворце оказалась столь строгой, что фирма Ф. Мельцера за каждый день просрочки обязывалась выплачивать по 500 руб. пеней. Это очень крупная сумма по тем временам.

Императорская половина по традиции делилась на две части - мужскую и женскую. Эти части соединялись общим помещением - Передним залом. Единственным отступлением от традиций было то, что у молодых супругов появилась общая спальня с большой двуспальной кроватью. Это «исключение» соблюдалось и в Александровском дворце Царского Села.

Комнаты Николая II включали в себя: Адъютантскую, Бильярдную, Библиотеку, Первое и Второе проходные помещения, Кабинет и Уборную с бассейном. Любимым помещением императора была Библиотека, оформленная в готическом стиле.

Комнаты Александры Федоровны размещались на месте бывших покоев другой Александры Федоровны - жены Николая I: Столовая, Малахитовая гостиная, Первая (Розовая) и Вторая (Малиновая) гостиные, Угловой (Зеленый) кабинет, Спальня и Ванная комната. Часть этих помещений сохранила оформление в стиле рококо 16 .

Детские комнаты царских дочерей устроили на первом этаже северо-западного ризалита, пятьдесят лет назад в тех же комнатах жили дочери Николая I - Ольга и Александра. Окна их комнат выходили на Неву, продолжаясь от Детского до Иорданского подъезда.

30 декабря 1895 г. император Николай II и императрица Александра Федоровна вместе с новорожденной Ольгой переехали в Зимний дворец. Их обустройство в Зимнем дворце сопровождалось дальнейшими ремонтными работами. Николай II записал в дневнике: «В 2 3 / 4 ч. простились с милым Царским и сели в поезд, с кот. Мама приехала из Гатчины. Со станции в Питере поехали прямо в Зимний в наши новые комнаты. В библиотеке отслужили молебен, все комнаты, наши и детские, были окроплены. После двухчасовой работы я устроился и все вещи расставил на места, им соответствующие». В новой квартире в Зимнем дворце семья Николая II прожила до апреля 1904 г. 17

Император Николай II в детской комнате с вел.кн. Ольгой и Татьяной. Альбом семьи Романовых, фото 333
http://samoderzhavnaya.ru/pages/photo_family_333/ru
Снимок сделан не ранее : 1899
Снимок сделан не позднее : 1900


Комната на половине императора Николая II в Зимнем дворце


Кабинет Николая II в Зимнем дворце.
http://www.etoretro.ru/pic32657.htm

Квартира последнего Российского Императора Николая Второго в Императорском Зимнем дворце

Небольшая фото-подборка

10 октября 1894 года Её Высочество Принцесса Алиса Гессенская прибыла обычным поездом в Ливадию, в сопровождении Их Императорских Высочеств Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Феодоровны (своей старшей сестры). Скорый приезд невесты Наследника был вызван критическим состоянием здоровья Императора Александра III, который должен был благословить брак Цесаревича. Сама помолвка состоялась в Кобурге 8 апреля этого же года.

М. Зичи

14 ноября 1894 года в соборе Императорского Зимнего дворца состоялось Высочайшее Венчание.

Л. Туксен

После торжественной церемонии Августейшая пара отправилась в Императорский Аничков дворец, под кров вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны.

18 ноября состоялось посещение в Зимнем Личных комнат молодоженов Великой Княгини Ксении Александровны и Великого Князя Александра Михайловича, обвенчавшихся 25 июля. Тогда и было принято окончательное решение о переселении в Зимний.

Обустройство будущей Квартиры было поручено новому Дворцовому архитектору А. Ф. Красовскому. Место для неё было выбрано во втором этаже северо-западной части дворца. Переделке предполагались бывшие покои Императрицы Марии Феодоровны, ранее принадлежавшие супруге Государя Николая Павловича. Следует заметить, что пышные Брюлловские и Штакеншнейдеровские интерьеры при Государях Алексанре II и Александре III не претерпели существенных изменений. Обилие позолоты, французский шелк и музейной ценности полотна не отвечали вкусу Цесаревича и Её Высочества. В помощь академику А. Ф. Красовскому для переустройства этих покоев были назначены Н. И. Крамской и С. А. Данини. По итогам объявленного конкурса на лучший проект интерьеров новых Императорских покоев в команду вошли академик М. Е. Месмахер, архитектор Д. А. Крыжановский и академик Н. В. Набоков. Столярно-художественные работы исполнялись в лучших мастерских Ф. Мельцера, Н. Свирского и Штейнгольца.

Деятельное участие в обустройстве Императорских личных покоев принимала Её Императорское Высочество Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Она вела переговоры и с архитекторами, и с художниками. С её указаниями Высочайше обязаны были считаться все непосредственные исполнители заказа.

Весной 1895 года были окончательно утверждены во всех деталях интерьеры новых Императорских личных покоев. Отделка велась максимально быстрыми темпами и уже 16 декабря 1895 года после участия в предновогоднем благотворительном базаре, проходившем в залах Императорского Эрмитажа, Августейшая чета посетила свои полностью отделанные покои во дворце.

Перед тем как приступить к знакомству с Квартирой следует получить некоторое представление об Императорском Зимнем дворце. Согласно записки 1888 года общая площадь дворца с Императорским Эрмитажем и зданием Императорского Эрмитажного театра занимала 20 719 кв. саж. или 8 2/3 десятины, собственно же здание дворца - 4 902 кв. саж., главный двор - 1 912 кв. саж.; жилые этажи дворца заключали в себе 1 050 покоев, площадь пола которых составляла 10 219 кв. саж. (4 1/4 дес.), а объем до 34 500 куб. саж.; в этих покоях 6 333 кв. саж. паркетных полов: 548 - мраморных 2 568 - плитных, 324 - досчатых, 512 - асфальтовых, мозаичных, кирпичных и др.; дверей - 1 786, окон - 1 945, 117 лестниц с 3 800 ступенями, 470 разных печей (после пожара 1837 г. во дворце было устроено отопление по способу генерала Амосова: печи находились в подвальном помещении, и комнаты нагревались теплым воздухом по трубам); поверхность крыши дворца 5 942 кв. саж.; на крыше 147 слуховых окон, 33 стеклянных просвета, 329 дымовых труб с 781 дымом; длина карниза, окружающего крышу - 927 саж., и каменного парапета - 706 саж.; громоотводов - 13. Расход на содержание дворца простирался до 350 тыс. р. в год при 470 служащих.

План:

Малахитовая гостиная. Предваряла Личные покои Их Величеств. Являлась частью Парадной Невской анфилады. Здесь проводились старинные обряды Царствующего Дома, принимались придворные, собирались родственники, заседали многочисленные Советы комитетов, возглавляемых Её Величеством. Во время придворных балов тут уединённо отдыхали Их Величества. Отсюда начинались Торжественные выходы Их Величеств.



Салон Её Величества или Первая гостиная Её Величества. Данная комната, отделанная в стиле Ампир, предназначалась для приема Фрейлин Двора. Сдержанный декор выполнен мастерами Г. Ботта, А. Забелиным и живописцем Д. Молинари. Мебель работы мастерской Н. Ф. Свирского.

Серебряная гостиная Её Величества, или Вторая гостиная Её Величества. Гостиная в стиле Луи XVI. Предназначалась для приемов Фрейлин Её Величества и дам Дипломатического корпуса, а так же для отдыха Её Величества. Здесь же находились и дежурные дамы. Её Величество, обладавшая хорошим сопрано часто музицировала со своими приближенными в этой гостиной. Будучи увлеченной собирательницей французского стекла Галле и Даум Её Величество разместила лучшие образцы именно здесь.





Кабинет Её Величества. Обращает на себя внимание то особо почтительное отношение к памяти прежних владельцев покоев со стороны Её Величества. Так, над рабочим столом Её Величества был установлен портрет работы Виже-Лебрен первой Августейшей хозяйки - Императрицы Елизаветы Алексеевны. Небольшой подиум за ширмами в северо-западном углу Кабинета служил обзорной площадкой для любования видами Северной Пальмиры.







Спальня Её Величества. Скромная комната Августейших супругов, с детской мебелью, принадлежавшей Великой Княжне Ольге Николаевне. В отделке широко использован французский ситец.







Гардеробная Её Величества. Выполнена в стиле Луи XVI.



Будуар Её Величества. Примыкал непосредственно к Кабинету Его Величества. Решён в стиле сдержанной готики.


Заканчивая знакомство с покоями Её Величества хотелось бы сказать, что во время пребывания Их Величеств во дворце эти комнаты были наполненные великим множеством цветов и зелени. Бесчисленные вазы, горшочки, кашпо самых различных форм и размеров с розами, орхидеями, лилиями, цикламенами, азалиями, гортензиями и фиалками переполняли апартаменты тонкими запахами.

Кабинет Его Величества. Выполнен в стиле готики. Его Величество в память о путешествии по странам Ближнего и Дальнего Востока разместил здесь много предметов искусства Китая, Японии и Индии. Все вещи подбирались и расставлялись собственноручно. К слову, Государь разбирался в культуре Азии, отправил экспедицию на Тибет, собрал уникальную для России коллекцию японских гравюр Шунга (сгинувшую в 1918), даже имел маленькую татуировку.



Камердинерская.

Белая столовая Их Величеств, или Малая столовая Их Величеств. Выполнена в стиле Луи XVI. Стены украшали русские гобелены XVIII века. Освещалась музыкальной люстрой английской работы.


Мавританская. Предназначалась для отдыха придворных во время Больших Императорских балов. В обычное время использовалась в качестве Парадной столовой Их Величеств.


Библиотека Его Величества. Единственная сохранившаяся комната Квартиры Их Величеств. Решена в стиле готики. Как и в Кабинете Его Величества столярные работы выполнены мастерскими Н. Ф. Свирского. На камине помещались гербы Царствующего Дома и Дома Герцогов Гессенских. Их Величества являлись страстными библиофилами, субсидировали ряд литературно-художественных изданий (в то числе знаменитый Дягилевский журнал "Мир искусства"), имели свои книжные знаки. Библиотека выполняла функции официальной Приемной и Парадного Кабинета Его Величества. При этом она же была самым любимым помещением Августейшей четы. Здесь Их Величества завтракали, музицировали, читали вслух, разбирали новые книги, играли в настольные игры, закусывали вечерами после театра, или ванной, играли с детьми.






Ротонда. Парадный зал Императорского дворца, в котором во время балов накрывались буфеты, а в обычное время маленькие Великие Княжны катались там на роликах.

Малая церковь.


Бильярдная Его Величества.


Адьютантская Его Величества. Предназначалась дежурным при Его Величестве.

В первом этаже, ровно под Личной половиной Их Величеств, были устроены детские комнаты Их Императорских Высочеств. Комнаты были оформлены в стиле модерн.

Посетители, прибывавшие во дворец по служебным надобностям, входили в апартаменты Императора через западный, Салтыковский, подъезд.

Собственный Подъезд Их Императорских Величеств.

Без малого девять лет жизни отдали Их Величества Квартире в Императорском Зимнем дворце. С лета 1904 года Их Величества появлялись здесь только в дни официальных приемов. Главной резиденцией стал Императорский Александровский дворец в Царском Селе. В 1904 году был дан последний великосветский бал в Империи. В 1915 в Парадных анфиладах Императрицей был устроен лазарет для нижних чинов.

Подводя итог этому знакомству следует знать, что все эти интерьеры не сохранились. Частично уцелевшие исключения: Ротонда, Мавританская, Малахитовая, Малая столовая, Библиотека Его Величества.

Однако существует "Опись вещам принадлежащих Их Императорским Величествам и хранящимся в Собственных комнатах в Зимнем дворце", составленная Главным смотрителем комнатного имущества в Императорском Зимнем дворце и Императорском Эрмитаже Николаем Николаевичем Дементьевым, состоявшим в этой должности с 1888 по 1917. Данный инвентарь отличается точной фиксацией местоположения предметов и их подробным описанием.

В качестве эпилога:
После падения Монархии Собственная половина Их Императорских Величеств была открыта публике. В 1918 дворец подвергся большевистскому разграблению.
Конец 1918 года.
Кабинет Царя-Освободителя.


Гардеробная Её Величества.


Кабинет Её Величества.


Комнаты Великой Княжны Татьяны Николаевны.




PS - спасибо Владимиру (ГУВХ) за поданную идею сделать данное сообщение.

На поисковый запрос об этом покушении для вас будет найдена фотография с описанием, что это столовая дворца после взрыва. Источник изображения происходит с сайта http://rusarchives.ru и подписан как «Столовая Зимнего дворца после покушения на императора Александра II. 1879. Фотограф неизвестен. 18,7 24,7 (ГА РФ. Ф.678. Оп.1. Д.1084. Л.2)». Атрибуция ошибочна и, к сожалению, фотография широко распространилась в Интернете.

На снимке изображён бальный зал в доме Вонлярлярского в Санкт-Петербурге (Английская наб., д.36; архитекторы ЕФИМОВ Николай Ефимович, БЫКОВСКИЙ Михаил Доримедонтович; год постройки 1840). Снимок сделан в начале XX века перед перестройкой интерьеров дома (1910-1911 гг.) под ресторан «Старый Донон».


ШАРЛЕМАНЬ Иосиф Иосифович (1824-1870) «Зал в особняке Вонлярлярского». 1852 г.
Бумага, акварель.


Зал Зимнего дворца, в котором произошло покушение на Александра II, изображён на акварели Эдуарда Гау. Комната в 1870-х служила Малой столовой (современный зал 160, убранство не сохранилось). Третья запасная половина - это несколько помещений, расположенных вдоль Тёмного коридора с окнами в Большой двор. В состав запасной половины входили: Приёмная, Гостиная («Жёлтая гостиная»), Кабинет и Опочивальня. Этажом ниже располагалась Главная гауптвахта.

ГАУ Эдуард Петрович (1807-1887) «Виды залов Зимнего дворца. Третья запасная половина. Гостиная». 1872 г.
Бумага, акварель. 31,8 x 42,3 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.


Сейчас это зал русской культуры первой половины XVIII в., в котором экспонируются станки из придворной токарной мастерской ПЕТРА I: три боковых токарно-копировальных станка, два медальерных и станок для нарезания зубчатых колёс. Они были созданы в период с 1712 по 1729 гг. Францем ЗИНГЕРОМ, А.К. НАРТОВЫМ и другими мастерами «Токарни». Экспозицию дополняют печатный пресс типографии Сената, шкафы резного ореха, стулья голландской работы, макет дома в Заандаме, в котором в 1697 г. останавливался Пётр I.

О покушении.

5/17 февраля 1880 г. в 18-22 в Зимнем дворце взорвалась бомба. Неудачное покушение на жизнь АЛЕКСАНДРА II организовал Степан Николаевич ХАЛТУРИН (1857-1882).

Бунтарь, не склонный идти на компромиссы, он был человеком волевых поступков и непоколебимых решений. Добросовестный ученик разночинской народнической интеллигенции, он усвоил революционное воззрение и с воодушевлением воспринял вызревшую в подполье идею цареубийства ради народной революции.

Халтурин устроился во дворец на должность столяра. Степана (по подложному паспорту Батышкова) определили с окладом, довольствием и жильём. Комнату он делил с двумя другими рабочими и специальным надсмотрщиком, отставным унтер-офицером. Степан казался необщительным, молчаливым, смирным и почти простофилей. Новый работник, по сведениям, собранным пезже следствием, отнюдь не отличался профессиональным столярным мастерством. Правда, был хорошим лакировщиком.

Органы политического сыска террориста «проморгали», хотя Халтурин давно был известен III отделению. Террорист предъявил полугодовой паспорт за № 346, выданный ему 8 августа 1879 г. как проживающему в деревне Суток Троицкой волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Но в Каргопольском уезде нет ни Троицкой волости, правление которой должно было выдать ему паспорт, ни деревни Суток. Произошёл трагикомический казус: из народовольческого подполья послали бумагу «на деревню дедушке», а в дворцовой комендатуре, подчинённой министру Императорского двора, её приняли.

Халтурин небольшими партиями проносил взрывчатку, изготовлявшуюся вручную его единомышленниками. Его комната находилась в цокольном этаже, над ней размещались помещения дворцового караула. Цель была выше, на 2-м этаже. По расчётам Халтурина силы взрыва (30 кг динамита) должно было хватить для того, чтобы разрушить перекрытия двух этажей и убить Александра II.

В момент взрыва император должен был находиться в столовой («Жёлтой гостиной»). Александра Николаевича спасло то, что поезд ожидавшегося гостя, принца Александра Гессенского, задержался на тридцать минут, и, соответственно, на полчаса сдвинулся весь распорядок дня монарха. Взрыв застал его и принца на пороге соседней комнаты.

Полы дворцовой гауптвахты обрушились вниз (современный зал 26). На втором этаже пол приподнялся, прошла трещина по стене, сорвалась люстра и вылетели стёкла окон. Капитальные стены оказались прочнее, чем можно было предположить: Франческо РАСТРЕЛЛИ проектировал и возводил дворец на совесть.

АЛЕКСАНДР ГЕССЕНСКИЙ (брат императрицы МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ) вспоминал о тех страшных мгновениях: «Пол поднялся словно под влиянием землетрясения, газ в галерее погас, наступила совершенная темнота, а в воздухе распространился невыносимый запах пороха или динамита. В обеденном зале - прямо на накрытый стол - рухнула люстра».

В этот день, как говорилось в «Правительственном сообщении», «в седьмом часу вечера, когда в Зимнем дворце по случаю ожидающегося прибытия в С.-Петербург Его Высочества принца Александра Гессенского, в покоях, расположенных над помещением главного караула, был приготовлен стол для семейного обеда членов Императорского дома, а Его Императорское Величество <...> изволил выйти навстречу высокому гостю в малую фельдмаршальскую залу, из подвального этажа произошел взрыв, разрушавший помещение главного караула и смежные с ним части здания, а так же несколько повредивший пол тех комнат, в которых предполагался обеденный стол» (Правительственное сообщение // Правительственный вестник. 1882. 21 февр. № 40. С. 2.).

Итоги покушения оказались трагическими: в нижнем этаже дворца погибли 11 чинов лейб-гвардии Финляндского полка, ранены были 56 человек. Все погибшие были героями недавно закончившейся русско-турецкой войны за своё отличие зачисленными на службу в императорский дворец. Жертвами теракта стали недавние крестьяне в солдатских мундирах - люди, за счастье которых и боролись «народовольцы». Трое погибших солдат были вятичами, земляками своего убийцы.

Августейшие особы пережили кратковременный испуг и некоторые неудобства, торжественную трапезу перенесли в другие апартаменты дворца.

Исполнительный комитет «Народной воли» в своей прокламации отделался сентенцией: подобные жертвы неизбежны в борьбе за благо народа, а солдаты должны как можно скорее переходить на сторону революционеров.

Знакомясь, как охранялась резиденция монарха в 1870-х - начале 1880-х годов удивляешься лишь тому, что покушение на императора во дворце не произошло гораздо раньше. Пропускной системы в Зимнем практически не существовало; часовые надеялись на свою зрительную память гораздо больше, чем на пропуска. Прислуга, пользуясь знакомством с солдатами, частенько приводила с собой в царскую резиденцию родных и знакомых, нередко устраивая на кухне свои семейные праздники, благо и продукты, и вина были под рукой.

Причина неудачи покушения крылась не в отложенном семейном обеде из-за опоздания принца Гессенского, а в несовершенной организации всего террористического акта, который постоянно был на грани срыва, а так же в недостаточном объёме динамита. Взрыв все равно не достиг бы своей цели, даже если бы обед и начался вовремя. Хотя народовольческая прокламация и уверяла, что «заряд был рассчитан верно, но царь опоздал на этот раз к обеду на полчаса, и взрыв застал его на пути в столовую. Таким образом, к несчастью родины, царь уцелел».

Халтурину удалось скрыться, но он пребывал в подавленном состоянии. На конспиративной квартире он всё время ждал ареста, однако полиции и политическому сыску напасть на его след не удалось. Через два года его повесили в одесской тюрьме за покушение на военного прокурора СТРЕЛЬНИКОВА.

Кадры фильма «Степан Халтурин» (1925 г., реж. Александр ИВАНОВСКИЙ):






Источники:

Мемориальный кабинет императора Николая II находится на главной улице города Тобольска – улице Мира. История Губернаторского дома напрямую связана с жизнью и деятельностью последнего русского императора.

Во время Февральской революции 1917 г. император Николай II отрёкся от престола. В августе того же года императора вместе с семьей отправили из Петербурга в Тобольск для обеспечения собственной безопасности и для того, чтобы как-то разрядить обстановку в столице. Однако избежать революции все-таки не удалось.

Императорскую семью разместили в белокаменном двухэтажном доме конца XVIII ст. На первом этаже были столовая и комнаты для прислуги, а второй этаж полностью находился в распоряжении императора. Во время ссылки семья проживала под арестом, поэтому выходить на улицу им категорически запрещалось. Николай II постоянно сидел в своем кабинете, читая журналы и книги, сохраняя внешнее спокойствие. Чтобы хоть как-то развлечься, семья иногда устраивала в своем доме любительские спектакли.

В апреле 1918 г. Николая Александровича вместе с его супругой вывезли в более «надёжный» город Екатеринбург. Через месяц туда же отправили и их детей. В июле 1918 года императорская семья была расстреляна.

По иронии судьбы в послереволюционное время бывший губернаторский дом переименовали в Дом Свободы. Сегодня в доме действует экспозиция, посвященная периоду ссылки семьи Романовых в Тобольске. Благодаря дневникам императора, которые он вел во время пребывания в Тобольске, а также сохранившимся фотографиям, удалось воссоздать интерьер дома тех времен, из-за чего и был открыт мемориальный кабинет – музей императора Николая II.

Губернаторский дом нельзя не заметить, хотя по внешнему виду он мало чем отличается от рядом расположенных зданий и не выглядит слишком роскошным.