Икона счастливое семейство что означает. Святое семейство в россии. Значение, в чем помогает икона «Святое Семейство»

05.11.2021 Виды

Значение иконы «Святое семейство», в чем она помогает, имеет неоднозначную оценку духовных пастырей, связанную с двумя самыми сильными конфессиями – православной и католической. Дело в том, что этот образ не является каноническим православным изображением. Отношение к иконе, как к предмету духовному очень различается у католических и православных христиан.

Дело в том, что этот образ не является каноническим православным изображением

Исторически икона «Святое семейство» в православии упоминается в селе Костомарово Воронежской области. Месте, где расположен уникальный женский Спасский монастырь. Его индивидуальность состоит в подземных меловых храмах, которые очень схожи с древними кападокийскими сооружениями. Точно установить время создания этой обители не удалось. Но сегодня она является действующим женским монастырём.

Женский Спасский монастырь

По преданию, значение иконе «Святое семейство» придали местные женщины. Они молились во время Великой Отечественной войны о возвращении мужчин. По сохранившимся свидетельствам, молитва была услышана, все мужчины вернулись домой живыми.

Фото иконы «Святое семейство» в этом монастыре указывает на значительное отличие в исполнении от католического изображения. На «иконе» нарисованы праведный Иосиф, Пресвятая Богородица и маленький Иисус. В изображении католическом, Иосифа показывают не как хранителя благочестия Девы Марии, ведь он был уже старцем, а как Её супруга, что является искажением исторического факта.

Значение иконы «Святое семейство»

Тем не менее, значение иконы «Святое семейство» в России начинает приобретать духовный вес среди мирян и верующих. По большей части, это говорит, о том, что образ традиционной благочестивой семьи дорог православию.

Особенно популярен образ святого семейства в Израиле. Его часто дарят на семейные праздники, свадьбы.

Образ традиционной благочестивой семьи дорог православию

Впервые икона была написана в Италии. В России она появилась в 18 – м веке. Прихожане московского Троицкого храма принесли икону «Святое семейство» в дар настоятелю. После размышления куда её вешать, образ разместили над входом. Со временем значение этому образу добавило проявление чудотворных свойств, в чем помогала искренняя молитва верующих.

В чем оказывает помощь икона «Святое семейство»

Перед этим образом можно попросить о помощи, если семейная жизнь подвергается испытаниям на прочность. Создать семью, обрести и сохранить домашний уют. Зная, в чём помогает икона «Святое семейство» она приобретает значение для желающих через молитву улучшить свою жизнь

События Евангелия происходили, в то время, когда женщина самостоятельно выжить не могла, поэтому защищая честь Девы Марии и заботясь о сохранности её жизни, она была отдана на попечение старцу Иосифу.

Это говорит, о том, что для сирот, людей, нуждающихся в заботе, тёплая сердечная молитва перед этой иконой поможет в решении этих вопросов.

Католическая и православная икона «Святое семейство»

Ответом на вопрос какая икона «Святое семейство» правильнее православная или католическая для православного христианина должно быть знание, что сила иконы заключается в большей степени не в изображении, а в отношении к образу как к боговдохновенному инструменту помощи.

А католические «иконы» не воспринимаются таковыми, потому что техника их исполнения несёт не духовные традиции иконописи, а мастерство художника. Что делает сюжет картиной, но не иконой. Станет ли икона «Святое семейство» православной, канонической покажет время.

Но, несмотря на это, уже сегодня в иконных православных лавках можно найти этот образ. И если с помощью православной молитвы начать «оживлять» икону, она может стать помощницей в ваших чистых молитвенных просьбах. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: не ищите буквы, но ищите Духа Святого.

В неделю по Рождестве Христовом – Мф 2:13–23 (зач. 4):

Когда же они <волхвы> отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего».

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет».

По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Если вернуться ближе к началу Евангелия от Матфея, то первое, что мы узнаем об Иосифе, – это то испытание, которое его постигло. Его жена имеет во чреве – но от кого? Ведь он знает, что Мария – девственница. Жалея Деву, утратившую, как ему думалось, девство, он хочет отпустить Ее без огласки. Но его смущение развеивает ангел, явившийся ему во сне. Иосиф узнает, что Мария носит под сердцем Спасителя мира.

Казалось бы, роли резко меняются: Мария – Матерь Мессии, а Иосиф – простой смертный, призванный служить Ей. Но это не вполне так. Праведный Иосиф по-прежнему остается главой семейства. Мария – кроткая и смиренная жена, которая и не думает командовать мужем и требовать чего-либо для Себя. Не Ей, но Иосифу даются откровения от Господа в сонных видениях. И именно на Иосифе лежит бремя ответственности за исполнение велений Господних, за безопасность Богомладенца и Богоматери.

Праведный Иосиф, Дева Мария и отрок, а после – юноша Иисус прожили вместе около двадцати лет. Мы не знаем об этих годах почти ничего (кроме одного эпизода, изложенного у евангелиста Луки – когда двенадцатилетний Иисус остался в Храме, а родители потеряли Его). Но по тем немночисленным упоминаниям об Иосифе и Пресвятой Деве, которые содержатся в Евангелии, мы можем понять, что члены святого семейства относились друг к другу с большой нежностью, кротостью и любовью.

Промотаем в ускоренном темпе две тысячи лет. Россия, рубеж XX-XXI веков. После десятилетий навязываемого властями безбожия множество людей пришло в храмы. Неожиданно ощутив себя православными, мужья-неофиты частенько стараются показать, кто в доме хозяин. Кто-то с интересом листает «Домострой», выискивая инструкции по правильному битью жены; кто-то шествует важно, в спокойствии чинном, а рядом идет «помощница человека», нагруженная продуктовыми сумками; кто-то озабочен тем, чтобы зарабатывать на всю семью, а православная супруга, по мнению мужа-бородача, должна знать лишь три К.

Есть и другие семьи. Там локомотивом воцерковления становится жена. Она объясняет мужу, какая у него теперь должна быть работа (лучше всего – сторожем при храме), что он должен есть на обед (постное масло ? Совсем с ума сошел!), а также (после обстоятельных консультаций с духовником), когда и как дозволительно мужу прикасаться к своей жене.

Некоторые семьи воцерковляются и преодолевают кризис. Некоторые семьи уходят из Церкви – и тоже преодолевают кризис. Но многие семьи так и остаются в том состоянии, когда муж или жена (не так важно, кто именно) продолжают играть некую правильную роль, вычитанную из правильных книжек.

Но как же все-таки – без иронии! – правильно? Ведь глава семьи муж? Да, верно. Но это не предполагает мелочного деспотизма. Мудрый муж – прежде всего стратег. Он не будет вникать в тактические детали – с этим прекрасно справится жена. Но важные для всей семьи решения – сфера его ответственности. И эту ответственность он не будет перекладывать ни на кого. В повседневной же жизни он вполне может положиться на супругу, и даже подчиняться ей – ибо всё (или почти всё) идет в том русле, которое он сам и проложил.

А жена? Помощница? Да, конечно. Но помощница – не рабыня. Семья, дети, дом – это огромное пространство для творчества, для приложения своих талантов, о которых женщина подчас не подозревает. Если за мужем – как за каменной стеной, то на территории внутри этой стены можно развести потрясающие сады!

Старая истина: не место красит человека, а человек место. Муж не становится идеальным супругом, примерным отцом лишь в силу своего положения. Жена – не голая функция. Путь к идеалу христианской семьи – долог и труден. Но, к счастью, у нас есть образец: праведный Иосиф, Дева Мария, отрок Иисус.

Образ юного Христа вместе со своими родителями . Впервые икона была написана в Италии, затем ее завезли в другие страны, в том числе и в Россию. Особой популярностью образ пользуется в Израиле, он продается практически на каждом углу и обязательно присутствует в каждом храме. Написанное по библейскому сюжету произведение искусства не относится к каноническим иконам, и для этого есть серьезные причины. В данной статье рассмотрим, чем примечательна икона «Святое Семейство», значение, в чем помогает и почему вызывает так много споров.

Произведение искусства или святыня?

Образ святой семьи весьма полюбился людям. Икону очень часто привозят как память о поездке в Иерусалим, дарят родным и знакомым. Она вызывает нежные, теплые чувства, приносит покой и умиротворение. Семья ассоциируется с любовью, взаимопониманием и поддержкой.

Многие люди верят в образ юного Христа и его родителей, однако Православная Церковь не канонизирует его, называя «Святое Семейство» лжеиконой, и вот по каким причинам:

  • Иосиф и Мария изображены как супружеская пара, однако согласно христианским догматам, этот брачный союз не существовал;
  • Иосиф показан молодым мужчиной, но к моменту рождения Христа он уже был глубоким старцем;
  • Иосиф был обручен с Марией, но фактическим мужем не являлся, поэтому его взгляд и объятие, показанные на иконе, совершенно неуместны.

Эти несоответствия привели к тому, что большинство священнослужителей считают образ произведением искусства, в основу которого положен сюжет из Библии.

Отсутствие официальной канонизации не уменьшает народную любовь к образу святой семьи. Икона считается защитницей семейного благополучия. Она оберегает счастье влюбленных, укрепляет брачные узы, помогает разрешать бытовые конфликты и неурядицы. Ей молятся верующие для защиты детей, установления контакта и взаимопонимания поколений.

Рассматриваемый образ часто дарят вновь созданной семье, считается, что это защитит молодоженов от ссор и разногласий. Существует также традиция преподносить икону супругам на годовщину бракосочетания для того, чтобы их совместная жизнь была долгой и счастливой. Икону «Святое Семейство» принято дарить после рождения ребенка, так как семье требуется защита от любых несчастий, дурного глаза и болезней.

К иконе устремляются верующие для помощи в поиске второй половины. Считается, что она помогает одиноким людям найти достойного спутника жизни, бездетным семьям - завести детей, а конфликтующим супругам - примириться.

Большое количество споров вызывает икона «Святое семейство» и ее значение. В чем помогает образ не признанный церковью, но любимый народом? Ответ на этот вопрос можно найти, наблюдая огромное количество паломников, стремящихся увидеть и помолиться ему.

Почитание какой-нибудь иконы в православной среде чаще всего начинается с каких-то чудес, явленных от нее. Это же касается и «Святого Семейства».

Чудодейственная сила данного проявилась на заре XVIII века. В ту пору одна знатная дама подверглась целому граду бед: оклеветанный недоброжелателями муж был отправлен в ссылку; сын взят во время войны в плен; усадьбы и имущество отнято в пользу казны. Люди помочь страдалице не могли, оставалось уповать лишь на заступничество Матери Божьей, которой та и молилась с верой и надеждой.

И Богородица почтила ее Своим явлением во сне, указав на образ «Святого Семейства». Женщина бросилась на поиски. Обойдя практически все московские храмы, она, наконец, в церкви Св. Троицы на Покровке нашла - не саму икону, а список с нее, который был привезен из Италии.

Надо ли говорить, с каким чувством молилась перед образом несчастная? И чудо не замедлило случиться: муж был оправдан и, как сказали бы сейчас, полностью реабилитирован - с возвращением конфискованного имения; сын освобожден из вражеского плена…

Как выглядит икона

Изображение считается картиной, написанной по сюжетам Библии, и называют его лжеиконой. Понятно, раз семейство - значит, это образ «семейный»: на нем запечатлены Пресвятая Богородица, обручник Иосиф и Богомладенец Иисус. А вот стиль изображения Святого Семейства многих смущает настолько, что до сих пор Церковь не признает это живописное произведение иконой в прямом ее смысле, называя картиной на библейскую тему.

Что же может настораживать в совершенно безобидном сюжете?

Предполагается, что здесь изображены явно супружеские отношения Девы Марии с Иосифом: он, дескать, обнимает ее за плечи, как жену; взгляд его обращен тоже на Нее, а не на Богомладенца, как следовало бы ожидать; и вообще они слишком близко склонились друг к другу, что, с ортодоксальной точки зрения, недопустимо.

Ведь из Библии известно, что престарелый Иосиф был скорее опекуном юной Богородицы, достигшей возраста невесты, и призван был заботиться о Ней и хранить Ее целомудрие.

Фигура маленького Иисуса выписана вроде вполне традиционно: правую ручку Он поднял в благословляющем жесте. Но вот левая, в которой обычно Спаситель держит фолиант или свиток, указывающие на Священное Писание, вроде предполагает соединиться с родительскими ладонями - чисто мирской жест, как бы символизирующий желание Иисуса Христа пребывать среди родных людей.

Православная иконопись имеет свои традиции, в которых имеют значение не только расположение рук изображенных на иконе персон (которое на данном образе весьма нехарактерно), не только соотношение фигур, их жесты, как видим, даже направление взгляда, но также и цветовые оттенки.

Несколько слов о неканоничности

С современной точки зрения, неканоничность иконы «Святое Семейство» не обоснованна. Образ сам по себе представляет символ высшей реальности, он является православным уже по сути - от него исходит Любовь, основа основ христианского учения.

На образе Иосиф обнимает Богородицу, что, символизирует супружеские отношения, а это недопустимо. И в жесте Иосифа, которым он обнимает Богородицу, не надо усматривать того, чего в нем нет: это обычный теплый жест по отношению к близкому человеку.

И разве больше святости в других произведениях иконописи лишь потому, что отдельно взятые жесты, позы, с точки зрения несуществующего канона, выписаны правильно?

Икона «Святое семейство» вызывает светлые эмоции, несмотря на ее неканоничность. А не это ли главное в таком образе? Кстати, существует и менее известная и менее популярная икона с названием «Три Радости».

На ней св. Иосиф изображен на втором плане среди других фигур, на переднем - Богоматерь с Младенцем Иисусом. Они - конечно же, всегда должны быть центром изображения, но не стоит забывать также о роли и заслугах святого обручника.

Значение и «сфера влияния» иконы

Как можно кратко выразить значение иконы «Святое Семейство»? Уже исходя из самого ее названия можно предположить, что в этой христианской (пусть даже и не признанной Церковью) картине логично видеть символ - семейная любовь и взаимопонимание, верность и постоянство.

Благодаря чудодейственной силе данного образа разрешаются все домашне-семейные проблемы. Его можно считать мощным покровителем брака и семьи. Такую икону рекомендуют иметь дома, особенно в тех семьях, где есть необходимость в укреплении семейных связей, избавлении от непонимания и возвращения любви.

В чем помогает икона «Святое Семейство»? Перед ней молятся, если нужно:

Эта икона - символ семейного очага и нерушимости супружеских уз, потому ни в коем случае не следует просить у нее помощи в разрушении чужого брака и уводе из семьи чужих супругов. Даже мысль об этом грешна. Получить помощь и благословение можно лишь на законный, праведный союз.

Читайте также:

А вот и сама молитва, с которой принято обращаться к образу:

«О, Пресвятая Дева, Мать блаженнейшего Сына, и всеблагой обручник Иосиф, заступники и ходатаи всех христиан!

Услышьте наши молитвы, умолите Сына Вашего и Бога нашего Иисуса Христа, да дарует каждому по его потребностям: грешникам даст действенное вразумление, исправление и спасение, находящимся в бедах и скорбях - помощь и утешение, озлобленным - умягчение сердец, малодушным - терпение и надежду, живущим в радостях и процветании - постоянную благодарность Господу, больным - исцеление.

О, святые Родители божественного Сына, будьте милосердны ко всем, почитающим Вас, и свите нам всем мощный покров вашего заступничества от врагов видимых и невидимых. Утвердите в любви, верности и единомыслии пребывающих в супружестве, детей воспитайте, юношеству даруйте целомудрие и откройте их умы к восприятию учения.

Оградите от домашних ссор родственников и наградите их миром. Всем нам подайте друг ко другу любовь, согласие и понимание, благочестие и долгие дни жизни в хорошем здравии. Мы же, обретя в Вас прочных предстателей и ходатаев, возблагодарим и вместе с вами прославим Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Во веки веков! Аминь!»

Стоит ли иметь в доме подобную неканоническую икону? Думается, что даже если рассматривать ее как живописную картину, ничего страшного в том не будет. Единственное, что может смущать православного, - невозможность освятить этот образ именно из-за его церковной неканоничности.

Но ведь известно, что люди поклоняются не иконе как предмету, а тем, кого она представляет, в данном случае Пречистой Богородице, Младенцу Иисусу и святому праведному Иосифу. Кстати, некоторые священнослужители считают, что перед иконой «Святое Семейство» молиться можно - именно в том случае, если правильно определить и выстроить отношение к ней.

8 января (26 декабря ст. ст.) православные верующие чтут память иконы Божией Матери «Трех радостей». Особую благодать этот образ являет военнослужащим. Вот что рассказывает полковник Российской армии, попросивший не называть свое имя в газете.

В командировке в Абхазии я каждый день молился Божией Матери перед образом «Трех радостей», а уезжая на блокпосты, всегда брал икону с собой. 14 февраля 2003 года поступило сообщение об обнаружении мины на КПП-301 вблизи реки Ингур. Я прибыл на место и увидел, что рядом с палаткой беженцев находится мина с неизвестным самодельным взрывателем. Вторую мину нашли под мостом. Выставляя оцепление и эвакуируя людей, я оказался в 15 метрах от мины, и в это время произошел взрыв. Разлет осколков со сплошным поражением у мины составляет до 200 метров, но ни один осколок в меня не попал.

В сентябре 2003 года бандитами был захвачен в плен рядовой А.В. Деревянных. В ходе поисков приходилось ездить ночью по районам действий бандитских формирований, и везде икона была со мной и хранила меня. 1 октября 2003 года после разоружения бандитской группы заложник был освобожден.

В декабре 2003 года я передал икону матери другого заложника – москвича Алексея Воробьева, захваченного в Гагре в июле. Женщина почти полгода пыталась освободить сына, находилась в отчаянном состоянии. Переговоры с бандитами проходили очень непросто: они требовали огромную сумму денег и грозились убить заложника. 31 декабря 2003 года Алексей был освобожден в очень опасных и сложных условиях, при этом все участники операции остались живы.

Историческая справка. Образ «Трех радостей» находится в церкви Живоначальной Троицы, что на Грязех (у Покровских ворот). Это привезенная из Италии в XVIII веке копия иконы «Святое Семейство» пера Рафаэля Санти. Прославилась она благодаря следующему событию. По преданию, одну знатную женщину постигли сразу три несчастья: ее муж был оклеветан и отправлен в ссылку, имение отобрано в казну, а сын попал в плен. Потрясенная горем женщина всю надежду возложила на помощь Богородицы. Однажды во сне она услышала голос, повелевавший найти икону «Святое Семейство» и помолиться перед ней. Женщина обошла московские храмы и нашла ее в Троицкой церкви. Усердно молилась и вскоре получила три радостные вести: муж ее был оправдан, сын освобожден из плена, а имение возвращено. После этого события чудотворный образ получил название «Трех радостей». Богородица всегда являла через него Свою помощь и была Заступницей оклеветанных, разлученных с близкими, потерявших имущество и Покровительницей домашнего благополучия.

Кроме иконы работы Рафаэля, в столице известны еще три списка этой иконы: православной иконографической традиции в том же храме Троицы на Грязех, в полковом храме Святого благоверного князя Александра Невского на территории Софринской бригады оперативного назначения ВВ МВД РФ и в храме в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне в бывшем селе Леоново. В 1918 году в Ризоположенскую церковь перешло значительное число икон из Михайловской церкви Гродненской епархии. Среди них оказалась и икона «Трех радостей». До реставрации она находилась у правого клироса главного алтаря, а в настоящее время пребывает в левом приделе перед клиросом.

Три факта об иконе

1. Прославившись в Москве, икона «Трех радостей» в короткое время распространилась по России, но уже в православной иконописной традиции. На ней стали изображать Пресвятую Деву Марию с Божественным Младенцем и по разные стороны от Нее – праведного Иосифа Обручника и пророка Иоанна Предтечу.

2. На месте ветхого храма Пресвятой Троицы, где хранилась икона, в 1861 году выстроили нынешний каменный. Главный престол освятили в честь иконы Божией Матери «Трех радостей» (или Собора Пресвятой Богородицы), а приделы – в честь Троицы Живоначальной и во имя святителя Николая Чудотворца. По этой иконе храм часто называли «Три радости». В декабре 1929 года его закрыли, а в 1992-м вернули Церкви, настоятелем стал протоиерей Иоанн Каледа.
Вскоре в этот храм из Патриархии были переданы изъятые на таможне иконы. Среди них оказался аналойный образ «Трех радостей» XIX века. Он пребывает в алтаре и выносится во время молебна.

3. Особенно образ «Трех радостей» чтили на Дону и Кубани. Казачки, оставаясь дома одни, молились перед ним о защите своих благоверных от вражеских пуль и пленений, а также о хранении ими супружеской верности. Кроме того, как сообщает путеводитель музея-усадьбы «Ясная Поляна», отец Л.Н. Толстого, Николай Ильич, всю Отечественную войну 1812 года носил под своей шинелью икону Богородицы «Трех радостей». По преданию, и сам знаменитый писатель имел при себе этот же образ во время Севастопольской обороны 1854–1855 годов.

Подготовила Светлана РЫБАКОВА