Презентация на тему: Наука и ее роль в современном обществе. Наука презентация к уроку на тему Презентация на тему наука и мир

22.01.2022 Виды

Ткачева Ангелина

Презентация по биологии на тему "Многообразие живого и наука систематика" ​ создана ученицей 7"б" класса Ткачевой Ангелиной к уроку "Многообразие организмов и их классификация".Данная презентация раскрывает значение понятия "систематика",отражает аспекты ее развития и вклад различных ученых в ее становление,выделяя особенно труды Аристотеля,Теофраста,Карла Линнея и Чарльза Дарвина,который является основоположником естественной классификации живых организмов,основанной на общности их происхождения.В презентации рассмотрены уровни организации живого.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово Презентация По биологии На тему: «Многообразие живого и наука систематика» Выполнила: ученица 7 «Б» класса Ткачева Ангелина Руководитель: Сафонова О.В.

1. Что такое систематика? Систематика - это отрасль биологии, которая занимается распределением по группам на основе сходства и родства.

Ещё в древности у человека возникла потребность систематизировать знания о живой природе. Древнегреческие естествоиспытатели и философы Аристотель и Теофраст пытались привести в систему сведения о живых организмах.

Ещё одним основоположником систематики стал шведский естествоиспытатель Карл Линней. Он создал лучшую систему, но она была искусственной. В основу классификации он положил не истинное родство организмов, а их внешнее сходство.

Близкородственные виды животных объединяют в особую группу, называемую родом. Близкие, сходные роды животных относят к одному семейству, а близкие семейства объединяют в отряд (или порядок), отряды - в класс, классы - в тип для животных или отдел для растений, типы- в подцарство, подцарства - в царства.

Всего различают четыре царства живой природы: 1. Прокариоты 2.Грибы 3.Растения 4.Животные Кроме этого, выделяют целую группу организмов - Вирусы.

Уровни организации живого

Различают 9 уровней организации живого. Молекулярный - состоит из молекул воды, белков, жиров, углеводов.

Клеточный уровень - это уровень организации, свойства которого определяются клетками с их составными компонентами.

Ткань - совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенные общим строением,функциями и происхождением. Тканевый уровень - представлен тканями, объединяющими клетки определённого строения, размеров, расположения и сходных функций(только для многоклеточных)

Орган - часть тела, имеющая определенное строение, функцию Органный уровень представлен различными органеллами клетки, выполняющими функции переваривания, выделения, дыхания.

Организм - живое существо, способное к самостоятельному существованию. Организменный уровень - представлен организмами разных царств живой природы: вирусы, бактерии, животные.

Вид - группа особей сходных по строению и особенностям жизнедеятельности, способных скрещиваться и давать плодовидное потомство. Популяция - группа особей одного вида, обитающих на одной территории, частично или полностью изолированных от особой других таких же групп Популяционно-видовой вид - это нужно организменный уровень жизни, основной единицей которого является популяция.

Биоценоз - совокупность особей разных видов, на одной определенной территории. Биоценотический - Представлен совокупностью организмов разных видов, в той или иной степени зависящих друг от друга.

Биосферный - это все живые организмы, населяющие планету Земля. Биосфера - оболочка Земли, населенная и преобразуемая живыми организмами.

Биосфера ↓ Живое вещество ↓ Косное вещество ↓ Биокосное вещество

Ч. Дарвин и происхождение видов Великий ученый Чарльз Дарвин (1809-1882) объяснил развитие природы действием естественных законов. Он обратил внимание на многообразие пород домашних животных и сортов культурных растений и пришел к выводы индивидуальной наследственной изменчивости. В результате были получены новые породы животных и сорта растений. Работа Ч.Дарвина открыла возможность создания естественной классификации организмов, в основу которого положено их происхождение.

Индивидуальная наследственная изменчивость → искусственный отбор Индивидуальная наследственная изменчивость → борьба за существование→ естественный отбор.

Учение Ч.Дарвина доказывает, что движущие силы эволюции - развития природы - находятся в ней самой: это наследственная изменчивость, борьба за существование и естесственный отбор.

Источники информации: 1) http://st-gdefon.gallery.world/wallpapers_original/703294_gallery.world.jpg 2) file:///D:/шаблоны/молекулярный.jpg 3) file:///D:/шаблоны/клетка.jpg 4) file:///D:/шаблоны/биоценоз.jpg 5) file:///D:/шаблоны/биосфера.jpg 6) file:///D:/шаблоны/ткань.jpg 7) file:///D:/шаблоны/видовой.jpg 8) Учебник по биологии 7 класс Н.И.Сонин, В.Б.Захаров





Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно- технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Например, недавно иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в божество. После многих исследований они пришли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании божества.


Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом. Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п. Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер.






Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни.


И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.


В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Главные функции: 1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой – как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществлениепрогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;


2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;


3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;


4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно- воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.


Говорят, что если бы не было Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не родился Эйнштейн, то теория относительности рано или поздно была бы открыта каким-нибудь ученым. Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования. Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека.


1) Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛИСОФИЮ. Учебник для высших учебных заведений. Часть 2. Москва, «Политиздат» 1989г. 2) 3) Канке В.А. "ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС", Электронный учебник, Москва « Логос», 2001г. 4)Зиневич Ю. А., Гуревич П. С., Широкова В. А. ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ. Москва «гуманитарий» 1994г. 5) Г.-М. Дитль, Г.Газе, Г.-Г. Кранхольд. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ. Москва, «мысль» 1981г.

1 слайд

Наука Роль науки в обществе Предмет и метод познания науки Виды науки Модели развития научных знаний Задания

2 слайд

Наука - форма духовкой деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Социальный институт Отрасль духовного производства Особая система знаний Наука Знания Основная продукция Понятия, законы, теории Система научных исследований Опытно-конструкторские изыскания Научные представления, теории, понятия. Создание целостных систем на основе определенных закономерностей.

3 слайд

Предмет и метод познания науки Науки о природе Науки об обществе Науки о познании и мышлении Технические науки и математика Естествознание, экология. Обществознание, социология. Логика, диалектика Сопромат, термех. Виды науки Фундаментальные Прикладные Отсутствие связи с практикой Неразрывно связана с практической реализацией исследований

4 слайд

Модели развития научных знаний Постепенное развитие науки Развитие науки через научные революции Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания Развитие через интеграцию научного знания Истоки любого знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм» За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего физики. Отсюда и критерии любого научного познания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость. Стоить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук. Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

5 слайд

Наука Общество потребности развития материально-техническая база Внутренние законы науки Преемственность (сохранение положительного содержания старых и новых знаний) Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции) Сочетание процессов дифференциации и интеграции Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации Наименование функции Содержание Культурно-мировоззренческая Помогает человеку не только объяснитьизвестные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры Познавательно-разъяснительная Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития. Прогностическая Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества. Формулирует рекомендации по их преодолению.

6 слайд

7 слайд

Наука Наука - форма духовкой деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука Знания Основная продукция Понятия, законы, теории Вставьте пропущенное…. Система научных исследований Опытно-конструкторские изыскания Научные представления, теории, понятия. Создание целостных систем на основе определенных закономерностей.

8 слайд

Предмет и метод познания науки Естествознание, экология. Обществознание, социология. Логика, диалектика Сопромат, термех. Виды науки Прикладные Отсутствие связи с практикой

9 слайд

Модели развития научных знаний Развитие науки через научные революции Развитие через интеграцию научного знания Истоки любого знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего физики. Отсюда и критерии любого научного познания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость. Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.