Используя жесткие, а порой и жестокие формы наказания для детей и подростков, мы свято верим, что делаем им добро, предостерегая их от какой-то опасности. На самом же деле мы вселяем в них глубокий страх.
Источник фото: static.life.ru
Сначала они с этим страхом наказания живут, но потом его становится слишком много и он причиняет слишком много боли и унижения. И тогда может показаться, что легче уйти и убежать, чем еще раз быть наказанным.
«Милые бранятся - только тешатся» - можете приговаривать вы. Но ваш ребенок может с вами не согласиться.
Для него конфликт может быть гораздо более серьезным и болезненным, чем для кого-то из взрослых. Это вы потом пойдете на работу, «потрещите» с подружками, остынете, забудете все, и на следующий день уже будете доброй и милой. У переживающего внутреннее взросление ребенка все может быть совсем по-другому.
И случайно брошенная в пылу гнева мамой фраза «Ты мне не нужен!» - оказаться толчком к уходу из дома.
Мы очень любим своих детей. Мы хотим им всего самого лучшего и очень хотим уберечь их от множества опасностей, которые таит в себе наш мир. Это ведь так естественно, когда родители защищают, не так ли? Так…
Но мера хороша во всем, и в опеке и заботе тоже. То, что естественно и нормально в отношении дошкольника, может быть чересчур в адрес подростка.
Источник фото: life.ru
Позвольте своему ребенку постепенно сепарироваться от вас. Учите его правильно себя вести в жизни в одиночку, но позволяйте при этом делать собственные ошибки. Потому как иначе ваш ребенок может в какой-то момент начать задыхаться от вашей неуемной круглосуточной любви, заботы и опеки и может попытаться вырваться из этого состояния.
Уходы из дома могут быть демонстративными. Есть дети, которые очень настроены на постоянное привлечение к себе внимания, и готовы этого добиваться любыми способами. Психологи говорят, что это дети, у которых просматривается явная истероидная акцентуация характера.
Когда папа и мама конфликтуют, они редко задумываются, что их как минимум трое, и что ребенок вовлечен в их выяснение отношений не меньше, чем они сами. Потому что чувствует напряжение, потому что видит и слышит постоянную ругань.
Источник фото: menslife.com
И сколько бы родители сами себя не успокаивали, что их отношения не влияют на ребенка и его не касаются, ведь они его любят по-прежнему и очень сильно, сам ребенок может ощущать совсем другое. «Тут есть еще и я!», «Вы выясняете отношения друг с другом и забыли про меня!» - кричит своим поведением он.
Как мы воспитываем своих детей? Когда родители вместе со своими уходившими или пытавшимися сбежать из дома детьми приходят на прием к психологу, тот часто видит совсем иные взаимоотношения между мамой и подростком, чем те, которые представляют себе родители.
Зачастую бывает, что те методы воспитания, которые маме и папе кажутся здоровыми и адекватными, таковыми не являются. И замечают это родители лишь когда их дети уже уходят из дома (и хорошо, если возвращаются и еще можно что-то исправить!) и когда они обращаются за помощью к профессионалам.
Знаете истории, когда дети сбегали из дома? Делитесь в комментариях!
Ситуация непростая. С одной стороны, тут нужно что-то делать сразу, менять положение вещей как можно быстрее. С другой - а есть ли для этого возможности? Есть ли у родителей рычаги влияния на ребенка, готовы ли они пользоваться своей властью? Бывает, что у родителей есть рычаги влияния, но они в силу тех или иных обстоятельств использовать их не решаются, сразу ёжатся, говорят: «Нет-нет, мы не можем пойти на радикальные меры. Мы не можем его оставить без ужина, это слишком жестоко». Результат - дети болтаются по улицам, и что там с ними произойдет, неизвестно. Это могут быть гораздо более жестокие вещи, чем один раз без ужина посидеть. Тот, кто своих детей жалеет, на самом деле о них не заботится. Если вам кажется, что ситуация может быть опасной для ребенка - нужно настоять на том, чтобы он из дома не уходил.
И можно, и нужно. Откуда берется то, что родители вдруг перестают быть авторитетом для ребенка? Это не связано с переходным возрастом, в переходном возрасте отношения только обостряются - то, что было и в отношениях и раньше, теперь становится резким и явным. Если сейчас вас дети не слушают по-крупному, значит, раньше они вас не слушались по мелочам. Они вас не слушались, а вы не позаботились стать для них родителями. Если вас не слушают ваши дети, пропускают мимо ушей ваши просьбы, прочитайте статью Николая Ивановича «Приучайте ребенка вас слушать и слушаться ». В ней по шагам подробно расписано, как приучать ребенка слушаться родителей. Звучит, конечно, не очень красиво: «заставляем детей слушаться», но родители знают, что в наше время они - единственные, кто реально воспитывает ребенка и отвечает за его жизнь. Дети всегда кого-то слушаются, но не всегда - вас. Если воспитанием ребенка занимаются не родители, то тогда воспитанием их детей занимается телевизор, СМИ, глянцевые журналы, сверстники, и не всегда их влияние лучше влияния родных родителей.
Если родители умные и желают ребенку добра, то пусть дети слушают то, что они говорят. Это не только естественно, но и экономит всем много сил и времени, вместо пререканий и долгих разбирательств по поводу дисциплины можно заняться более интересными делами. С другой стороны - необходимо пересмотреть свои отношения с ребенком: последить за своим поведением, насколько я действительно со своим ребенком честен, насколько я последователен в том, что я говорю, насколько я сам следую тем принципам, о которых говорю ребенку. Это личная работа родителей: подумать, отследить и, может быть, изменить свое поведение.
Еще я бы посоветовала прямо вместе с ребенком съездить к Дмитрию Морозову и в нейтральной обстановке, в ходе тренинга увидеть, что именно не так, какие есть болевые точки, сделать шаги навстречу. Несмотря на всю свою боль и сердитость, нужно проводить больше времени с ребенком, больше разговаривать (о чем угодно), больше слушать его вечером. Нужно учиться слушать ребенка, не давая тут же советов, пользоваться навыками активного слушания, которые даем и я, и Дарья Рязанова . Это такое искусство разговаривать с другим человеком, не поучая все время. И тогда ребенок знает, что он сейчас с мамой чем-то поделится, и она потом не будет это поминать 10 лет, тем более в какой-то трудной ситуации. Нужно общаться как родные люди.
Если предположить, что трудности связаны только с переходным возрастом: например, ребенок ощущает себя уже взрослым, при этом, не связывая взрослость с принятием на себя ответственности, а связывая ее только с «взрослым поведением», которое может для него значить: «Я хожу, куда хочу, никого в известность не ставлю, делаю что хочу,- а родители мне не указ. Мама не отчитывается, и я не буду». В этом случае необходим разговор с подростком о том, что: «Если ты взрослый, то и веди себя как взрослый. Взросление - это не только права, но и обязанности». Совет родителям: с самых первых моментов жизни малыша, когда это уместно, связывать взросление одновременно и с получением больших прав, и больших обязанностей. «Когда ты станешь постарше, ты уже сможешь сам ходить туда-то и туда-то, но при этом мы рассчитываем, что ты будешь вести себя как взрослый. Мы, взрослые, заботясь о своей семье, обычно рассказываем, куда мы идем, зачем, и для того, чтобы другие не волновались, и просто потому, что нам нравится делиться друг с другом, обсуждать что-то. И ты можешь вести себя точно так же, как и мы. Не потому что мы тебя контролируем, а потому что мы живем вместе, нам интересно все то, что в нашей семье происходит».
Если вы с детства приучаете детей к тому, что вы - семья, что вы все делаете вместе, у вас это обязательно получится!
В местных СМИ информация о том, что подросток убежал из дома или просто не пришел домой, появляется довольно часто. Как правило, по просьбе родителей на поиски ребенка поднимается вся общественность, волонтеры и полиция. Но вскоре выясняется, что юноша загулял с друзьями, а девочка засиделась у подруги. Как в недавнем случае с .
В таких ситуациях в первую очередь у родителей возникает вопрос: «Как наладить контакт с чадом после его возвращения домой? Ругать или, наоборот, проявить излишнюю заботу?». Почему дети устраивают бунт против правил и родителей, как последним наладить с ними отношения, и можно ли избежать этих неприятных и тревожных ситуации в жизни семьи. На эти вопросы ИА «МариМедиа» ответила психолог Центра социально-психологической помощи населению Светлана Левенштейн:
— Есть много причин побегов детей из дома: это и желание узнать что-то новое, неизведанное. К примеру, кто-то хочет попасть в Африку, а кто-то пойти на войну — дети еще не понимают, что такое опасность, и смерть кажется им чем-то нереальным. Ребенок может убегать из дома, если игнорируются его важные базовые потребности: в любви, уважении и принятии. Бегут от пережитых трагедий, утраты близких, насилия, жестокого обращения, от отсутствия смысла жизни, а то и просто от скуки, чрезмерного баловства.
Частая причина побегов — бунт против родителей и их правил. Дети могут убежать от несправедливых наказаний, несоразмерных их поступку, и потом бояться прийти домой из-за страха очередного наказания. Они убегают из неблагополучных семей. Причем внешне семья может быть вполне благополучной и обеспеченной. Чаще всего поводом для ухода из дома в таких семьях становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет. Непонимание изменений, происходящих с ними приводит к тому, что родители стремятся задержать их развитие, установить контроль, стараются вернуть их детское послушание, что и приводит подростков к бунту. Последним не нравится, что к ним относятся, как к маленьким детям. Девочки могут быть недовольны, что им запрещают пользоваться косметикой, носить желаемую одежду, контролируют, с кем они проводят время.
По словам Светланы Генриховны, чтобы избежать побегов детей из дома, следует придерживаться следующих правил :
— выбирайте наказание, адекватное возрасту и проступку ребенка, старайтесь понять мотивы его поведения;
— не давайте ребенку чрезмерной нагрузки, у него должно оставаться время для отдыха, общения со сверстниками, разрешайте приводить домой друзей;
— не «отыгрывайте» на ребенке свои проблемы;
— воспитывайте в чаде ответственность и самостоятельность, в то же время принимайте его таким, какой он есть и поддерживайте его. Старайтесь, чтобы с любой проблемой он обращался именно к вам;
— никогда не угрожайте, что выгоните сына или дочь из дома, если сделают что-то не так. Допустим, будут плохо учиться, начнут употреблять алкоголь, пробовать наркотики, иметь сексуальные связи и т.д;
— старайтесь организовать досуг подростка, если он будет занят полезными делами, проблем будет меньше.
Различают побеги мотивированные и немотивированные. Мотивированные связаны с психологически понятными причинами и вытекают из самой ситуации, в которой оказался подросток — ушел из дома после серьезного конфликта в школе. Не зная как поступить, он выбирает крайнюю меру — уход. Задача родителей в этом случае: объяснить ребенку, что есть много выходов из конфликтной ситуации.
Мотивированные уходы могут перейти в немотивированные. Уход, как форма реагирования, может закрепиться, и в дальнейшем подросток уже на любую неприятную ситуацию может ответить бегством из дома. Подросток расценивает свою новую жизнь как свободу от ненавистной школы и дома, он может сам добывать себе средства к жизни, употреблять алкоголь и наркотики, приобретать и другой жизненный опыт.
Уходы и побеги могут быть проявлением психического заболевания, такие как эпилепсия и эпилептиформные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, деменция и умственная отсталость.
Что все-таки делать, если подросток ушел из дома?
В подростковом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому жесткие меры, которые родители могут применять к ребенку — запирание его на замок — могут только усилить желание подростка вырваться из дома. Необходимо проанализировать, почему вашему ребенку на улице лучше, чем с вами? Для этого нужен доверительный разговор с подростком, стоит вместе сходить к детскому психологу, чтобы разобраться в ситуации.
Среди детей, уходящих из дома, можно выделить две категории. Первая — наиболее многочисленная — это дети, чаще всего в возрасте 9-14 лет, из явно неблагополучных семей.
У таких детей уходы из дома часто перерастают в склонность к бродяжничанию, в дромоманию (одержимость). Вторая категория — это дети в возрасте 13-16 лет из внешне благополучных семей, часто имеющих достаток выше среднего. У них причины ухода из дома имеют глубокую психологическую основу: отвергнутость и ненужность, отсутствие эмоциональной связи с родителями. Часто таким поступком они хотят привлечь к себе внимание.
В случае бегства ребенка не поддавайтесь панике. Для исключения несчастных случаев наведите справки в «скорой помощи», полиции. Внимательно проанализируйте поведение и высказывания ребенка за последнее время. Выясните, кто видел его и общался с ним в последнее время. Соберите сведения о его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания. При обнаружении ребенка постарайтесь вести себя спокойно.
Побеседуйте с ребенком, выслушайте его и попросите выслушать вас. При разговоре будьте предельно откровенны и внимательны. Дайте ребенку выговориться, не прерывайте его, не упрекайте, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес. Если вы действительно виноваты, признайте свои ошибки, извинитесь. Постарайтесь не обсуждать произошедшее, обговорите лишь пути выхода из сложившейся ситуации и варианты вашей дальнейшей жизни.
Делитесь с ребенком своими планами и заботами. Он воспримет это как заботу. Всегда помните, что он больше, чем вам, никому не нужен.
Если на улице вы столкнулись с чужим беспризорным ребенком, не проходите мимо, не отворачивайтесь, делая вид, что не замечаете его. Попытайтесь заговорить. Сообщите о нем в местный орган социальной защиты или полицию.
Подготовила Диляра Белова
ИА « ». При использовании материала гиперссылка обязательна.
Вы считаете себя лучшими родителями на свете и думаете, что ваш жизненный опыт - бесценен, хотя ваш ребенок, на самом деле, успевает узнавать за день больше, чем вы за неделю. Конечно, вы любите свое чадо, вот только ваша любовь очень часто превращается в сплошное "Я-знаю-как-тебе-жить-я-знаю-как-тебе-быть". А потом вы однажды приходите домой, а ваш ребенок исчез, в лучшем случае оставив записку. Вы думаете, что не виноваты в этом? Как бы ни так!
В Беларуси ежегодно в органы внутренних дел Республики Беларусь поступает около 2 тысяч заявлений и обращений граждан о безвестном исчезновении детей. Подавляющее большинство ушедших из дома или интернатных учреждений детей находятся в течение одних-трех суток. Однако некоторые из пропавших остаются не разысканными на протяжении многих лет. Так, на 1 января 2014 года по данным МВД не разыскано 62 ребенка, 35 из них – свыше 5 лет, 5 - от 3 до 5, 10 - от 1 года до 3 лет.
Вы думаете, что главное в жизни вашего ребенка - это вы, ну и еще школа. О, этот повсеместный родительский заговор "Учитель-всегда-прав". Вам никогда и ни за что не доказать, что учитель - это всего лишь человек, и не всегда хороший и умный. Вы даже представить не хотите, что некоторые будущие учителя поступают в педагогический, потому что там конкурс меньше, а потом учат детей, ненавидя их от всей души.
Вам не нравятся друзья ваших детей, для них у вас прибережен рефрен "они на тебя плохо влияют". И хорошо, если заботливые мама и папа говорят это своим детям, а не тем самым друзьям.
Наряды детишек громогласно ужасают не только вас, но и всех многочисленных родственников, а невинный пирсинг в пупке скрывался от папы три месяца.
От вас только и слышно: "Делай уроки, ложись спать, сделай тише музыку, где шляешься, убери бардак в комнате, из тебя ничего не получится, как ты разговариваешь с родителями, мы тебя кормим-поим, помой посуду, ты без нас никто, прекрати жевать жвачку..." Вы можете говорить это до бесконечности.
Самое интересное, что вы и вправду считаете это формой выражения заботы и проявления любви. Хмм, а вы, мама двоих детей, во времена, когда этих детей еще не планировалось, обрадовались, если бы ваш будущий муж проявлял свою любовь именно таким навязчивым способом? Явно после таких "ухаживаний" у вас бы до детей дело не дошло. Так почему вы делаете свою родительскую любовь таким тяжелым бременем для своих детей?
У детей и подростков очень хрупкая, чувствительная психика. И может наступить момент, когда во время очередного промывания мозгов они не выдерживают и выбирают только один выход - уйти из дома. Причем вопрос "Куда?" даже не поднимается. В воздухе висит только вопль "От кого?".
То, что вы живете на разных планетах, стало для вашего ребенка ясно лет в шесть. И с тех пор он считает собственных родителей инопланетянами, и думает, что от пришельцев ничего хорошего ожидать не приходится.
И мечтает ваш ребенок о том, как неплохо было бы получить пособие "Как выжить среди родителей". А вам, родители, не помешало между заботами о насущном хлебе ребенка хоть однажды задуматься, что он, как ни странно, не ваша собственность.
Но вы живете на разных планетах, у вас в ушах огромные клоки ваты, и никакие слуховые аппараты здесь не помогут.
Короче, ваш ребенок собирает рюкзак и уходит. Прекрасно. А дальше начинается жизнь. Довольно невкусное лекарство от иллюзий.
Пятнадцатилетняя Аня ушла из дома, поссорившись с мамой из-за оценок. Хлопнула дверью и пятеро суток не давала о себе знать. Пока родители обзванивали больницы и морги, милая барышня спокойно отрывалась у своей подружки, родители которой были в командировке, и которая, невинно гладя в глаза Аниным родителям, вещала о том, что не видела Анечку уже давно, потому что в школу она ходить отчего-то перестала. Закончилась вроде бы невинная история плохо. С одноклассниками девочки пили водку дома у той самой подружки. Аня сидела на подоконнике открытого окна и, потеряв равновесие, упала вниз. Сломала позвоночник. И теперь никто не знает, сможет ли она когда-либо ходить.
Сергей был единственным ребенком в семье. Мама и папа, научные работники, относились к сыну с обожанием, он хорошо учился и ничем криминальным себя не проявил. Но, начиная с шестого класса, стал постоянно убегать из дома. Находили его в самых разных точках республики, и несколько раз даже за ее пределами. Родители не могли с этим справиться, искали причины в себе и в школе, в отношениях с друзьями и первой любви. Когда Сергею исполнилось 18, он отправился служить в армию. Несколько раз сбегал и оттуда, что создавало уже проблемы с законом. Наконец догадались обратиться к психологу, который и сказал, что у Сергея - болезнь, которая не позволяет человеку контролировать такие свои порывы и которая с годами будет усугубляться.
Оля ушла от мамы и папы с твердым желанием никогда их больше не видеть. Они запретили ей встречаться с любимым мальчиком Сашей, без которого, Оленька, разумеется, не могла прожить и дня. Мальчик о ней "позаботился", поселил в подвале многоэтажки, где у их компании была "камора" (место для вечерних тусовок и прогуливания школы). Кормил котлетами, принесенными из дома, и всячески радовался ее крутому поступку. Правда, почему-то не захотел присоединиться к любимой и спокойно жил себе дома. После двух недель такого вольного проживания ночью на Олечку наткнулся пьяный бомж. Он ее изнасиловал и смылся. Она вернулась домой, но вряд ли скоро захочет вообще с кем-то видеться.
Игорь сбежал от родителей просто потому, что они его не понимали. А папа у Игоря был большой милицейский начальник, очень властный и авторитарный человек. Парадокс состоит в том, что пока товарища искала все городская и даже республиканская милиция, он преспокойно обитал на минском вокзале, каким-то чудом просачиваясь через постоянные облавы на беспризорников. Подружился с вокзальными бродяжками и даже успел завоевать у них авторитет. Путешествовал по стране и чувствовал себя абсолютно свободным и счастливым. Когда его все-таки вернули домой, сказал, что при первом же удобном случае убежит снова. Но решил вопрос по-другому. После девятого класса поступил в училище в другом городе и домой старается приезжать как можно реже.
Может быть, эти истории благополучных детей покажутся просто глупыми в сравнении с бедами тех, кто уходит от побоев и скандалов родителей-алкоголиков, от постоянно сменяющихся сожителей своих мам, от банального голода. Но от этого ситуация не становится лучше.
Далеко убежать удается немногим. Денег маловато или нет вообще. Жить негде, потому что все друзья вашего ребенка - такие же благополучные детки, живущие с мамами и папами. Уличные компании ваше чадо пугают с раннего детства. Это хорошая сторона. Но есть и плохая.
Возвращаться домой вашему ребенку уже просто страшно. И еще он хочет отстоять свою позицию. О"кей, пусть доказывает, какой он еще маленький и несдержанный, пусть хлопает дверью и устраивает истерики.
Когда чадо найдется и вернется через несколько дней, вы, конечно, не станете его ругать. Вы будете ему очень рады, будете ходить вокруг него на носочках и сдувать налипшую за время длинной прогулки пыль. А потом начнется все заново. И будет продолжаться снова и снова. Не до бесконечности. Ровно до того момента, как ваш ребенок докажет вам, что уже взрослый и самостоятельный человек, может принимать важные решения и планировать свою жизнь.
Не ждите рецидивов, объясните своему ребенку, что для того, чтобы изменить свою жизнь, нужно измениться самому. Иначе - никак. Он, конечно, принадлежит только себе, но для того, чтобы иметь на себя все права, и он, и вы, его родители, должны точно знать, что он способен управлять таким сложным механизмом.
Сразу же вспомните все, о чем чадо говорило в последнее время. Обзвоните всех знакомых и друзей вашего ребенка, причем разговаривайте не только с детьми, но и их родителями, прося их об адекватных действиях, в случае, если ваш ребенок появится в их поле зрения. Позвоните своим родственникам и знакомым, опросите их.
Проверьте, не пропали ли из дома деньги и ценные вещи. Попытайтесь определить, какие вещи ребенок взял с собой, какую одежду, возможно - книги. Все это тщательно проанализируйте.
Если пропажу ребенка обнаружили вечером - обязательно позвоните классному руководителю, а утром отправляйтесь в школу и опросите всех одноклассников. Вспомните или узнайте у сверстников, где и с кем ваш ребенок чаще всего проводил свободное время, кому мог сообщить о своих планах.
Если вы не видите никаких признаков сознательного ухода ребенка из дома, позвоните в скорую помощь, узнайте, не доставлялся ли туда ваш ребенок, став жертвой несчастного случая. Позвоните в милицию, узнайте, не был ли ребенок задержан - у детей часто не бывает с собой документов, и они не желают (не могут) сказать, как их зовут и куда можно позвонить родителям.
Если все эти действия не принесли результата, срочно обратитесь для организации поисков ребенка в соответствующие органы. Идите в районное отделение милиции, взяв с собой документы на ребенка и его фотографии. В отделении милиции пишите заявление и подавайте в розыск. Сотрудники милиции обязаны по первому требованию принять у вас заявление, никакие халатные отговорки "Побегает и вернется" не принимайте.
Продолжайте звонить ближайшим друзьям ребенка, акцентируя внимание на том, что вы очень его любите, волнуетесь, ждете его дома и совсем не сердитесь. Можете обойти всех друзей, поговорить -- ничего не стоит спрятать под кроватью девочку 13 лет так, чтобы родители даже не догадывались, что в доме есть кто-то еще. К тому же личный контакт, возможно, заставит друзей "расколоться", если они знают, где прячется ваше чадо. Применяйте хитрость, говорите: "Я точно знаю, что ты в курсе, потому что Сережа говорил, что доверяет тебе все свои секреты, и если что-то случится, скажет только тебе".
Найдя своего сына или дочь, не нападайте на него сразу с расспросами. Но через некоторое время попытайтесь поговорить на тему побега, узнать, что послужило его причиной, постарайтесь понять своего ребенка и найти взаимопонимание с ним. Помните о том, что вы - не надсмотрщик на галерах, и вашей целью не должно быть тотальное навязывание ребенку своих взглядов на жизнь.
Материал подготовлен при содействии психотерапевта Леонида Шемлякова