Школьные презентации Powerpoint. Презентация на тему "княгиня ольга" Скачать презентацию на тему княгиня ольга

04.03.2022 Язва

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Княгиня Ольга Презентацию выполнил ученик 6 “ В ” класса Бузько Иван

Краткая биография. Княгиня Ольга, в крещении Елена (около 890 - 11 июля 969) - княгиня, правившая Древнерусским государством после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Рюриковича. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая.

Как народ относится к княгине. Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первой правительнице Киевской Руси, принявшей крещение: “ Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи. ”

Основная биография. Родилась Ольга в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga (византийский император Константин Багрянородный, лично принимавший княгиню Ольгу, именует её Элга). По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 12 лет. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году.

в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.

Месть княгини. Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа: 1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. “ И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?». Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.. ”

ПЕРВАЯ МЕСТЬ ДРЕВЛЯНАМ. .

2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней. 3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян. 4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. Летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. После безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников города были перебиты, остальные покорились.

ВТОРАЯ МЕСТЬ ДРЕВЛЯНАМ

ЧЕТВЁРТАЯ МЕСТЬ ОЛЬГИ

КРЕЩЕНИЕ ОЛЬГИ В ЦАРЬГРАДЕ

Правление Ольги. Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (своеобразная мера дани), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель - новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

В 945 Ольга установила размеры «полюдья» - податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты - «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор - «тиун». Следующим деянием Ольги, отмеченным в летописи, является её крещение в 955 году в Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако « он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем ». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.

Крещение княгини. Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и древнерусский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич. Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом (Феофилактом): « И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I ». ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

КРЕЩЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

Смерть княгини Ольги. Святослав находился всё время в военных походах на соседей Руси, передоверяя матери управление государством. Когда в 968 печенеги впервые совершили набег на Русские земли, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве. Вернувшийся из похода на Болгарию Святослав снял осаду, но не пожелал оставаться в Киеве надолго. Когда на следующий год он собирался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его: « Видишь - я больна; куда хочешь уйти от меня? » - ибо она уже разболелась. И сказала: « Когда похоронишь меня, - отправляйся куда захочешь ». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника - тот и похоронил блаженную Ольгу".


Слайд 2

  • На первых же страницах русской истории появляется замечательная женщина древности – княгиня Ольга, «мудрейшая из людей».
  • Музей восковых фигур в Киеве
  • Слайд 3

    • Ольга была супругой великого князя киевского Игоря.
    • О происхождении княгини Ольги
  • Слайд 4

    • Ни дата рождения Ольги, ни её родословная неизвестны. Да и остальные сведения о ней отрывочны и значительно легендированы, так что
    • отделить вымысел от
    • правды уже невозможно.
    • Княгиня Ольга. Розы сердца. Н.К.Рерих
  • Слайд 5

    • В этом и нет необходимости, так как легенды и предания об её жизни отражают большую любовь и уважение народа к своей правительнице. Пусть история жизни княгини Ольги и остается такой, какой её создали в народе и записали в летописях.
    • Ордена Cвятой равноапостольной княгини Ольги
  • Слайд 6

    • Родилась Ольга в нынешней Псковской (города Пскова тогда еще не было), а по житию – стране Плесковской, от веси Выбутцая
    • (в 12 км от Пскова выше по реке Великой).
    • Выбуты
  • Слайд 7

    • Князь Игорь – будущий муж – встретил ее на охоте и влюбился в прекрасную молодую перевозчицу, перевозившую его через реку и поразившую князя весьма умными речами, скромностью
    • и красотой. После этого он не хотел и слышать
    • о других невестах и женился на ней.
    • Первая встреча князя Игоря с Ольгой. Сазонов В.К.
  • Слайд 8

    • В Пскове сохранились устные предания, связанные с княгиней Ольгой. До сих пор местные жители указывают те места, о которых молчат письменные источники: Ольгин перевоз,
    • Ольгин мост, Ольгины ворота; есть деревня Ольгины кресты.
    • Нестор-летописец пишет, что в его время в Пскове
    • еще хранились сани княгини Ольги.
    • Святая Ольга. Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915
  • Слайд 9

    • Некоторые историки XVII – XIX столетий считали, что княгиня Ольга происходила из варяжского рода. Имя «Ольга» они производили от норманнского «Ельга», считая, что начальная буква «Е» заменилась на «О». Однако летописец ничего не говорит о скандинавском происхождении Ольги.
    • Княгиня Ольга (барельеф на часовне в Пскове)
  • Слайд 10

    • Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых 1-й половиной X века. С другой стороны, в летописях имя Ольги часто передано славянской формой «Вольга». Известно и древнечешское имя Olha.
    • Памятник княгине Ольге в Пскове. Работа З. Церетели, 2003 г.
  • Слайд 11

    • Типографская летопись
    • (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга». Олег же поженил Игоря и Ольгу.
  • Слайд 12

    • Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег
    • переименовал её и нарек в своё имя Ольга».
    • Изборск
  • Слайд 13

    • Но даже если древние письменные исторические источники и не дают возможности с точностью судить о ее происхождении, все равно следует сказать, что великая княгиня Ольга «была первой русской женщиной, оставившей по себе неизгладимый след в истории». Так писал о ней крупнейший историк академик Михаил Николаевич Тихомиров.
    • Святая княгиня Ольга.
    • Эскиз росписи собора
    • Св. Владимира в Киеве.
    • М. В. Нестеров, 1892.
  • Слайд 14

    • Первая месть княгини Ольги
    • В «Повести временных лет» подробно рассказывается о мести Ольги древлянам за убийство ее мужа князя Игоря.
    • «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря».
    • Эскиз В. И. Сурикова, 1915
  • Слайд 15

    • Древляне послали к Ольге двадцать послов с предложением быть женой их князя Мала. Ольга притворно согласилась и якобы ради чести послам устроила так, чтобы послов древлян несли к ней торжественно в их лодках.
    • Новикова С. Древляне у кн.Ольги
  • Слайд 16

    • Расправа Ольги с первым посольством древлян. 945 г. С гравюры Ф. Бруни
    • А слугам своим Ольга велела вырыть во дворе глубокую яму, куда и сбросили послов, засыпав их землей.
  • Слайд 18

    • Вторая месть княгини Ольги
    • Затем по приглашению Ольги от древлян прибыло второе посольство из лучших мужей древлянской земли. Княгиня
    • велела приготовить им сначала баню. А как только послы оказались в бане, их заперли, а баню зажгли, и все они
    • сгорели. Это была вторая месть древлянам.
    • Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра Радзивилловской летописи
  • Слайд 19

    • Третья месть княгини Ольги
    • Затем Ольга сама отправляет послов к древлянам, говоря:
    • «Вот я иду к вам, приготовьте меды многая у города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». Тризна - это поминальная трапеза
    • язычников на могилах-
    • курганах умерших.
  • Слайд 20

    • Когда древляне упились вином, Ольга отошла прочь, а дружинникам своим велела посечь древлян, и убили
    • тогда пять тысяч человек. Это была третья месть Ольги.
    • Третья месть Ольги древлянам. Миниатюра Радзивилловской летописи
  • Слайд 21

    • Ольга сжигает главный город древлян
    • На следующий год Ольга отправила свое войско на древлян. В войске обучался военному делу и маленький сын ее Святослав. Воины княгини Ольги одолели древлян, и те у стен главного города своего Искоростеня стали просить пощады.
    • С. Ефошкин.
    • Месть древлянам.
  • Слайд 22

    • Тогда Ольга, говоря, что у древлян нет ни меда, ни мехов, в виде дани велела собрать с жителей города по три голубя и по три воробья с каждого двора.
    • Князь Мал. г. Коростень
  • Слайд 23

    • Древляне обрадовались и послали просимое с поклоном. Ольга же, раздав воинам - кому по голубю, кому - по воробью,
    • велела привязать к хвосту каждой птицы по кусочку серы.
    • Четвертая месть Ольги древлянам. Миниатюра Радзивилловской летописи
  • Слайд 24

    • И когда стало смеркаться, воины зажгли серу и отпустили птиц. Голуби полетели в свои голубятни, а воробьи - под стрехи, и загорелся весь город. Люди побежали из города, а воины
    • Ольги стали хватать их. Так Ольга взяла город и еще раз
    • страшно отомстила за мужа своего.
    • Четвёртая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи.
  • Слайд 25

    • Для язычницы Ольги, не знавшей еще Евангелия, отомстить
    • за смерть мужа казалось делом чести. Отомстив древлянам,
    • Ольга наложила на них тяжелую дань.
  • Слайд 26

    • Княгиня Ольга как правительница Древнерусского государства
    • После смерти князя Игоря из-за несовершеннолетия Святослава княгиня Ольга принимает на себя правление в Киеве.
  • Слайд 27

    • При Ольге и начинается внутреннее укрепление Древнерусского государства. Летописи полны сведений о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью благоустройства
    • жизни всех подданных.
    • Путешествие княгини Ольги. Роспись свода Царицыной палаты в Московском Кремле
  • Слайд 28

    • При Ольге начинается внутреннее укрепление Киевского государства. Она устанавливала размеры даней и оброков, указывала места для их сбора – «погосты», объезжала
    • свои обширные владения и всюду оставляла
    • следы своей деятельности.
    • Н. Бруни.
    • Святая княгиня Ольга. 1901 г.
  • Слайд 29

    • По Днепру и Десне были разбросаны указанные княгиней Ольгой места для ловли зверей и птиц - Ольгины «перевесища» и «ловища». Эти места включались в великокняжеские владения.
    • Центральная площадь Киева. До конца Х века эта местность, как и Крещатик, называлась Перевесищем и представляла собой лесные заросли.
  • Слайд 30

    • Устроенные княгиней Ольгой погосты помогали гражданскому и хозяйственному благоустройству страны. Позднее, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали возводиться
    • первые храмы на Руси.
    • Ширков погост
  • Слайд 31

    • Погост и храм стали неразрывными понятиями. Впоследствии из-за того, что при храмах устраивались кладбища, слово «погост» стало употребляться для
    • обозначения кладбища.
    • Погоста Ольгин Крест на берегу Наровы - самой северной точки древних псковских земель.
  • Слайд 32

    • Много заботилась княгиня Ольга об укреплении обороны русских городов. Города застраивались, обрастали каменными и дубовыми стенами (забралами), валами, частоколами.
    • А. И. Кравченко. Древний русский город. Красные струги
  • Слайд 33

    • Сама княгиня жила в Вышгороде -
    • крепости «на горе», над Днепром.
  • Слайд 34

    • При княгине Ольге в Киеве начинается каменное строительство.
    • И. Архипов. Город строится
  • Слайд 35

    • Ольга обращается к христианству
    • Величайшим ее делом было насаждение на Руси христианства, вместе с которым для русского народа открылась дорога к просвещению. Это было делом не только большого церковного, но культурного и политического значения. В глазах русских людей Ольгу прославило не хозяйственное обустройство страны. Как пишет академик М. Н. Тихомиров, «величайшим ее делом было насаждение на Руси христианства, вместе с которым для русского народа открылась дорога
    • к просвещению».
    • Памятник св.кн.Ольге в Пскове
  • Слайд 36

    • Объехав все земли русские из конца в конец и увидев разницу в жизни и нравах язычников и христиан, княгиня Ольга сама решается принять христианскую веру.
    • Поклонение Киремети О.Леонтьев
  • Слайд 37

    М. В. Ломоносов в «Древней Российской истории» об обращении княгини Ольги из язычества в христианство говорит следующее: «Рассмотрев разность нравов между идолопоклонниками и христианами, которых уже было в Киеве немало» и поручив великое княжение сыну своему Святославу, Ольга «единственно обратила мысли к христианскому закону, в котором больше человечества и просвещения усмотрела, нежели в варварском прежде невежестве».

    Слайд 38

    • Крещение княгини Ольги
    • Уже готовая принять святое крещение, она получает приглашение из Константинополя от византийского императора
    • и направляется в столицу Византии.
    • Приём Ольги Константином Багрянородным (миниатюра Радзивилловской летописи)
  • Слайд 40

    • Греческий император Константин Багрянородный в своем сочинении «О церемониях византийского двора» оставил подробное описание пребывания княгини Ольги в Константинополе.
    • И.Машков Княгиня Ольга вступает в храм Св.Софии
  • Слайд 41

    • Он рассказывает о торжественном приеме в знаменитой палате Магнавре под пение бронзовых птиц и рычание медных львов, куда княгиня Ольга явилась с огромной свитой. Многие из сопровождавших княгиню также приняли крещение.
    • Акимов И.А. Крещение княгини Ольги в Константинополе
  • Слайд 42

    • В «Повести временных лет» сохранились слова, сказанные патриархом княгине Ольге после крещения: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих!».
    • Деятельность княгини Ольги после крещения
    • Сибирский А.В
  • Слайд 43

    Вернувшись в Киев, княгиня Ольга прежде всего старалась обратить в христианство своего сына Святослава. «Если ты крестишься, то и все сделают то же», - говорила она сыну. Но воинственный Святослав боялся насмешек со стороны дружины и не хотел расставаться с языческими обычаями.

    Слайд 44

    • Тогда, как повествует летописец, княгиня Ольга молилась: «Да будет воля Божия! Если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце... желание обратиться к Богу, что даровал и мне».
    • Сергей Кириллов
    • Святая Равноапостольная княгиня Ольга (Крещение)
  • Слайд 45

    • Говоря так, она молилась за сына и за весь
    • народ свой всякую ночь и всякий день.
    • Полякова Анна.
    • Княгиня Ольга
      • А княгиня Ольга скончалась в 969 году еще раньше этого неудачного похода Святослава. Перед смертью она завещала похоронить ее по православному обычаю и не делать над ее могилой языческих погребальных обрядов.
      • Каменная гробница святой княгини Ольги
  • Слайд 50

    • «И плакали над ней плачем великим сын ее и внуки ее, и все люди, - говорит летописец. - Была она предвозвестницей христианской земле, как заря перед светом».
    • Погребение св. кн. Ольги. Миниатюра Радзивилловской летописи, конец 15 века
  • Слайд 51

    • Через двадцать лет, когда обсуждался вопрос о крещении Руси, перед русскими был пример святой княгини Ольги. Советники ее внука, великого князя Владимира, говорили ему: «Если бы плох был закон греческий (то есть вера православных греков), разве приняла бы его твоя бабка Ольга, ведь она была
    • мудрейшая из людей».
    • Равноапостольная Ольга
    • Михаил Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга (1927)
  • Слайд 52

    Современники назвали великую княгиню Ольгу мудрейшей из людей, а Церковь наименовала ее - равноапостольной.

    Посмотреть все слайды

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Начальная школаДетский сад» пст. Керки

    Тема: «Правители Древней Руси»

    Работу выполнила:

    Савиновская И.Г.

    март 2016 г.

    Содержание

    На просторах Восточно-Европейской равнины издревле жили славяне, наши прямые предки. До сих пор точно неизвестно, когда же они туда пришли. Вскоре они широко расселились на всем протяжении великого водного пути тех лет. Славянские города и деревни возникали от Балтийского до Черного моря.

    Несмотря на то, что были они одного роду-племени, мирными отношения между ними не были никогда. В постоянных разногласиях быстро появлялись племенные князья, которые вскоре стали Великими и начали править всей Русью. Это были первые правители Руси, имена которых дошли до нас через нескончаемую череду веков, минувших с той поры. Князь Новгородский - Рюрик, Князь Киевский – Игорь , Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, княгиня Ольга Мудрая и многие другие.

      Легенда знакомства с князем Игорем.

    Существует несколько версий происхождения княгини Ольги.

    В «Повести временных лет» говорится о том, что она родом из Пскова из деревни Выбуты. Родители её были люди простые.

    Есть и другие версии происхождения Ольги. Например, источник 15-го века «Типографская летопись» передаёт слух о том, что Ольга была дочерью Вещего Олега.

    До наших дней дошла красивая легенда, сохранившаяся в поздних летописях. В ней рассказывается о встрече Игоря и Ольги. Однажды юному Игорю пришлось охотиться возле Пскова. Оказавшись на берегу реки, он никак не мог переправиться на другую сторону, потому что у него не было лодки. И вдруг князь увидел на реке лодку, управляемую неким юношей. Игорь подозвал этого юношу и повелел перевезти себя на другой берег. Оказавшись в лодке, князь вдруг понял, что его перевозчиком был вовсе не юноша, а прекрасная девушка, одетая в мужскую одежду – это была Ольга. Когда Игорь вернулся в Киев, вскоре пришла ему пора жениться. Вот тогда и вспомнил князь красоту и благоразумие псковской девушки, и взял ее в жены. По «Повести временных лет» в 903 г. Ольгу выдали замуж за князя Игоря.

      Правление.

    Правительница Киевской Руси. Супруга князя Игоря. Правила государством с 945 – 957 г.г.


    Ольга неустанно пыталась наладить хозяйственную и политическую жизнь страны. Она постоянно отправлялась в псковские и новгородские земли. при правлении Ольги укреплялось и росло. Строились новые города, окруженные дубовыми и каменными стенами.

    Великая женщина сама училась, путешествуя, и заставляла учиться других.

    Она отличалась редким умом и большими способностями к правлению.

      Крещение.

    В середине 950 – х годов с большим посольством Ольга отправилась в Византию, где приняла христианскую веру, получив в крещении имя Елена. Княгиня Ольга известна как первая правительница Древнерусского государства, принявшая христианство еще до официального крещения Руси.


    Издревле Ольгу называли «корнем Православия» или «начальницей веры».

    Княгиня Ольга умерла 11. 07. 969 г. Ее внук, князь Владимир Святославич, в 1000 году повелел перенести останки княгини в Десятинную церковь и положить в каменный саркофаг.

    После смерти –

    простой народ назвал ее хитрой,

    церковь – святой,

    история - мудрой.


    Княгиня Ольга
    Работу выполнила обучающаяся 3 класса Самсоненкова Екатерина

    около 890г. – 11 июля 969г.
    Только самые яркие личности остаются в памяти народной, только о них повествуют летописи. Но и среди летописных рассказов выделяется история жизни и деяний княгини Ольги.
    Княгиня Ольга. В. М. Васнецов

    «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою, – писал Н. М. Карамзин. – Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством…»

    Происхождение княгини Ольги
    Три версии: Ольга была крестьянкой из -под Пскова; Ольга - уроженка знатного новгородского рода Гостомысла; Ольга варяжского происхождения, дочь варяга из дружины князя Олега (имя Ольга - Хельга)

    Замужество Ольги
    Первая встреча князя Игоря с Ольгой.Художник Василий Кондратьевич Сазонов

    Сбор дани- полюдье
    Древнерусское полюдье - круговой объезд князем в сопровождении дружины своих владений для сбора дани. Обходя общины, племена, князь кормился сам и кормил свою дружину. Полюдье давало князю дань товарами: пушниной, воском, ремесленными изделиями.

    Гибель князя Игоря
    Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга.

    Ольга и дружина
    Дружина Игоря подчинилась Ольге, признав ее временное осуществление полномочий.

    Встреча Ольги со сватами
    Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа.

    Месть княгини Ольги
    1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?». Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

    Месть княгини Ольги
    2-я месть: Ольга попросила в знак уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

    Месть княгини Ольги
    3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

    Месть княгини Ольги
    4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. После безуспешной осады в течение лета столичного города Искоростень, Ольга сожгла город с помощью голубей и воробьев, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.

    Внутренняя политика княгини Ольги
    После расправы над древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия сына Святослава.

    Налоговая реформа 946 год:
    Во-первых, отменялось «полюдье» или «кружение». Устанавливались «уроки»- четкие размеры дани, которая взималась один раз в год продуктами, мехами, различными изделиями. Во-вторых, для сбора дани определялись специальные места - «погосты». В-третьих, определялись люди для сбора дани на погостах - «тиуны» как представители княжеской администрации.

    Внешняя политика
    957год- поездка княгини Ольги в Константинополь. Цель поездки: показать, что времена смуты не поколебали силу Руси.

    Крещение Ольги
    Ольга понимала, что дальнейшее укрепление государства невозможно без принятия христианства. Но она понимала и силу язычества, приверженность к нему людей. Поэтому сначала она решила креститься сама и тем самым подать пример остальным.

    Почетное крещение княгини Ольги в 957 году
    Княгиня Ольга организовала свое крещение 1.Она крестилась в храме Святой Софии- в главном храме Византии. 2. Ее крестным отцом стал Византийский император. 3.Ольга получила при крещении имя Елена в честь матери императора Константина. 4. Крестил Ольгу сам патриарх Константинопольский.

    Мать - вера - сын
    После возвращения в Киев Ольга пыталась склонить к христианству сына Святослава. Но он, как и вся его дружина, поклонялся Перуну и отказал ей. Между матерью и сыном началось отчуждение…

    Канонизация Ольги
    Ольга - первая русская святая. Именно с неё на Руси официально пошло православие. Перед смертью она запретила сыну справлять по ней тризну- языческий обряд погребения.

    Слайд 1

    Описание слайда:

    Слайд 2

    Описание слайда:

    Слайд 3

    Описание слайда:

    Слайд 4

    Описание слайда:

    Слайд 5

    Описание слайда:

    Слайд 6

    Описание слайда:

    Слайд 7

    Описание слайда:

    Слайд 8

    Описание слайда:

    Слайд 9

    Описание слайда:

    Слайд 10

    Описание слайда:

    Слайд 11

    Описание слайда:

    Слайд 12

    Описание слайда:

    Слайд 13

    Описание слайда:

    Слайд 14

    Описание слайда:

    По мнению Ю. Дыбы летописная фраза «и оустави по мьстѣ. погосты и дань. и по лузѣ погосты и дань и ѡброкы», помещенная в продолжении летописного описания мести Ольги древлянам ("по мьстѣ" - буквально "по отмщении"), отражает реалии маршрута похода княгини Ольги после древлянской мести дальше на запад, к правой притоке Западного Буга – р. Луге, и свидетельствует об инкорпорации Киевом Волыни. Покорение Древлянской земли и Волыни открыло перед Киевом перспективы контроля двух важных международних торговых путей. Один из них - сухопутный, названный "из немец в хозары", связывал Волжскую Булгарию через Киев, Краков и Прагу с Регенсбургом и рынками сбыта русских товаров в Баварском Подунавье. По мнению Ю. Дыбы летописная фраза «и оустави по мьстѣ. погосты и дань. и по лузѣ погосты и дань и ѡброкы», помещенная в продолжении летописного описания мести Ольги древлянам ("по мьстѣ" - буквально "по отмщении"), отражает реалии маршрута похода княгини Ольги после древлянской мести дальше на запад, к правой притоке Западного Буга – р. Луге, и свидетельствует об инкорпорации Киевом Волыни. Покорение Древлянской земли и Волыни открыло перед Киевом перспективы контроля двух важных международних торговых путей. Один из них - сухопутный, названный "из немец в хозары", связывал Волжскую Булгарию через Киев, Краков и Прагу с Регенсбургом и рынками сбыта русских товаров в Баварском Подунавье.

    Слайд 15

    Описание слайда:

    Слайд 16

    Описание слайда:

    Слайд 17

    Описание слайда:

    Слайд 18

    Описание слайда:

    Слайд 19

    Описание слайда:

    Слайд 20

    Описание слайда:

    Таким образом, в 959 Ольга, в крещении Елена, официально рассматривалась как правительница Руси. Материальным свидетельством пребывания миссии Адальберта в Киеве считают остатки ротонды Х в., обнаруженные археологами в пределах так называемого «города Кия». Таким образом, в 959 Ольга, в крещении Елена, официально рассматривалась как правительница Руси. Материальным свидетельством пребывания миссии Адальберта в Киеве считают остатки ротонды Х в., обнаруженные археологами в пределах так называемого «города Кия». Убеждённому язычнику Святославу Игоревичу исполнилось 18 в 960, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщает Продолжатель Регинона:

    Слайд 22