Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Княгиня Ольга Презентацию выполнил ученик 6 “ В ” класса Бузько Иван
Краткая биография. Княгиня Ольга, в крещении Елена (около 890 - 11 июля 969) - княгиня, правившая Древнерусским государством после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Рюриковича. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая.
Как народ относится к княгине. Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первой правительнице Киевской Руси, принявшей крещение: “ Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи. ”
Основная биография. Родилась Ольга в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga (византийский император Константин Багрянородный, лично принимавший княгиню Ольгу, именует её Элга). По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 12 лет. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году.
в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.
Месть княгини. Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа: 1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. “ И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?». Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.. ”
ПЕРВАЯ МЕСТЬ ДРЕВЛЯНАМ. .
2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней. 3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян. 4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. Летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. После безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников города были перебиты, остальные покорились.
ВТОРАЯ МЕСТЬ ДРЕВЛЯНАМ
ЧЕТВЁРТАЯ МЕСТЬ ОЛЬГИ
КРЕЩЕНИЕ ОЛЬГИ В ЦАРЬГРАДЕ
Правление Ольги. Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (своеобразная мера дани), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель - новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.
В 945 Ольга установила размеры «полюдья» - податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты - «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор - «тиун». Следующим деянием Ольги, отмеченным в летописи, является её крещение в 955 году в Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако « он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем ». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.
Крещение княгини. Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и древнерусский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич. Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом (Феофилактом): « И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I ». ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.
КРЕЩЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ
Смерть княгини Ольги. Святослав находился всё время в военных походах на соседей Руси, передоверяя матери управление государством. Когда в 968 печенеги впервые совершили набег на Русские земли, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве. Вернувшийся из похода на Болгарию Святослав снял осаду, но не пожелал оставаться в Киеве надолго. Когда на следующий год он собирался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его: « Видишь - я больна; куда хочешь уйти от меня? » - ибо она уже разболелась. И сказала: « Когда похоронишь меня, - отправляйся куда захочешь ». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника - тот и похоронил блаженную Ольгу".
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
Слайд 32
Слайд 33
Слайд 34
Слайд 35
Слайд 36
Слайд 37
М. В. Ломоносов в «Древней Российской истории» об обращении княгини Ольги из язычества в христианство говорит следующее: «Рассмотрев разность нравов между идолопоклонниками и христианами, которых уже было в Киеве немало» и поручив великое княжение сыну своему Святославу, Ольга «единственно обратила мысли к христианскому закону, в котором больше человечества и просвещения усмотрела, нежели в варварском прежде невежестве».
Слайд 38
Слайд 40
Слайд 41
Слайд 42
Слайд 43
Вернувшись в Киев, княгиня Ольга прежде всего старалась обратить в христианство своего сына Святослава. «Если ты крестишься, то и все сделают то же», - говорила она сыну. Но воинственный Святослав боялся насмешек со стороны дружины и не хотел расставаться с языческими обычаями.
Слайд 44
Слайд 45
Слайд 50
Слайд 51
Слайд 52
Современники назвали великую княгиню Ольгу мудрейшей из людей, а Церковь наименовала ее - равноапостольной.
Посмотреть все слайды
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – Детский сад» пст. Керки
Тема: «Правители Древней Руси»
Работу выполнила:
Савиновская И.Г.
март 2016 г.
Содержание
На просторах Восточно-Европейской равнины издревле жили славяне, наши прямые предки. До сих пор точно неизвестно, когда же они туда пришли. Вскоре они широко расселились на всем протяжении великого водного пути тех лет. Славянские города и деревни возникали от Балтийского до Черного моря.
Несмотря на то, что были они одного роду-племени, мирными отношения между ними не были никогда. В постоянных разногласиях быстро появлялись племенные князья, которые вскоре стали Великими и начали править всей Русью. Это были первые правители Руси, имена которых дошли до нас через нескончаемую череду веков, минувших с той поры. Князь Новгородский - Рюрик, Князь Киевский – Игорь , Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, княгиня Ольга Мудрая и многие другие.
Легенда знакомства с князем Игорем.
Существует несколько версий происхождения княгини Ольги.
В «Повести временных лет» говорится о том, что она родом из Пскова из деревни Выбуты. Родители её были люди простые.
Есть и другие версии происхождения Ольги. Например, источник 15-го века «Типографская летопись» передаёт слух о том, что Ольга была дочерью Вещего Олега.
До наших дней дошла красивая легенда, сохранившаяся в поздних летописях. В ней рассказывается о встрече Игоря и Ольги. Однажды юному Игорю пришлось охотиться возле Пскова. Оказавшись на берегу реки, он никак не мог переправиться на другую сторону, потому что у него не было лодки. И вдруг князь увидел на реке лодку, управляемую неким юношей. Игорь подозвал этого юношу и повелел перевезти себя на другой берег. Оказавшись в лодке, князь вдруг понял, что его перевозчиком был вовсе не юноша, а прекрасная девушка, одетая в мужскую одежду – это была Ольга. Когда Игорь вернулся в Киев, вскоре пришла ему пора жениться. Вот тогда и вспомнил князь красоту и благоразумие псковской девушки, и взял ее в жены. По «Повести временных лет» в 903 г. Ольгу выдали замуж за князя Игоря.
Правление.
Правительница Киевской Руси. Супруга князя Игоря. Правила государством с 945 – 957 г.г.
Ольга неустанно пыталась наладить хозяйственную и политическую жизнь страны. Она постоянно отправлялась в псковские и новгородские земли. при правлении Ольги укреплялось и росло. Строились новые города, окруженные дубовыми и каменными стенами.
Великая женщина сама училась, путешествуя, и заставляла учиться других.
Она отличалась редким умом и большими способностями к правлению.
Крещение.
В середине 950 – х годов с большим посольством Ольга отправилась в Византию, где приняла христианскую веру, получив в крещении имя Елена. Княгиня Ольга известна как первая правительница Древнерусского государства, принявшая христианство еще до официального крещения Руси.
Издревле Ольгу называли «корнем Православия» или «начальницей веры».
Княгиня Ольга умерла 11. 07. 969 г. Ее внук, князь Владимир Святославич, в 1000 году повелел перенести останки княгини в Десятинную церковь и положить в каменный саркофаг.
После смерти –
простой народ назвал ее хитрой,
церковь – святой,
история - мудрой.
Княгиня Ольга
Работу выполнила обучающаяся 3 класса Самсоненкова Екатерина
около 890г. – 11 июля 969г.
Только самые яркие личности остаются в памяти народной, только о них повествуют летописи. Но и среди летописных рассказов выделяется история жизни и деяний княгини Ольги.
Княгиня Ольга. В. М. Васнецов
«Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою, – писал Н. М. Карамзин. – Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством…»
Происхождение княгини Ольги
Три версии:
Ольга была крестьянкой из -под Пскова; Ольга - уроженка знатного новгородского рода Гостомысла;
Ольга варяжского происхождения, дочь варяга из дружины князя Олега (имя Ольга - Хельга)
Замужество Ольги
Первая встреча князя Игоря с Ольгой.Художник Василий Кондратьевич Сазонов
Сбор дани- полюдье
Древнерусское полюдье - круговой объезд князем в сопровождении дружины своих владений для сбора дани. Обходя общины, племена, князь кормился сам и кормил свою дружину. Полюдье давало князю дань товарами: пушниной, воском, ремесленными изделиями.
Гибель князя Игоря
Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга.
Ольга и дружина
Дружина Игоря подчинилась Ольге, признав ее временное осуществление полномочий.
Встреча Ольги со сватами
Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа.
Месть княгини Ольги
1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?». Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.
Месть княгини Ольги
2-я месть: Ольга попросила в знак уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
Месть княгини Ольги
3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
Месть княгини Ольги
4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. После безуспешной осады в течение лета столичного города Искоростень, Ольга сожгла город с помощью голубей и воробьев, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.
Внутренняя политика княгини Ольги
После расправы над древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия сына Святослава.
Налоговая реформа 946 год:
Во-первых, отменялось «полюдье» или «кружение». Устанавливались «уроки»- четкие размеры дани, которая взималась один раз в год продуктами, мехами, различными изделиями. Во-вторых, для сбора дани определялись специальные места - «погосты». В-третьих, определялись люди для сбора дани на погостах - «тиуны» как представители княжеской администрации.
Внешняя политика
957год- поездка княгини Ольги в Константинополь. Цель поездки: показать, что времена смуты не поколебали силу Руси.
Крещение Ольги
Ольга понимала, что дальнейшее укрепление государства невозможно без принятия христианства. Но она понимала и силу язычества, приверженность к нему людей. Поэтому сначала она решила креститься сама и тем самым подать пример остальным.
Почетное крещение княгини Ольги в 957 году
Княгиня Ольга организовала свое крещение 1.Она крестилась в храме Святой Софии- в главном храме Византии. 2. Ее крестным отцом стал Византийский император. 3.Ольга получила при крещении имя Елена в честь матери императора Константина. 4. Крестил Ольгу сам патриарх Константинопольский.
Мать - вера - сын
После возвращения в Киев Ольга пыталась склонить к христианству сына Святослава. Но он, как и вся его дружина, поклонялся Перуну и отказал ей. Между матерью и сыном началось отчуждение…
Канонизация Ольги
Ольга - первая русская святая. Именно с неё на Руси официально пошло православие. Перед смертью она запретила сыну справлять по ней тризну- языческий обряд погребения.
Слайд 1
Описание слайда:
Слайд 2
Описание слайда:
Слайд 3
Описание слайда:
Слайд 4
Описание слайда:
Слайд 5
Описание слайда:
Слайд 6
Описание слайда:
Слайд 7
Описание слайда:
Слайд 8
Описание слайда:
Слайд 9
Описание слайда:
Слайд 10
Описание слайда:
Слайд 11
Описание слайда:
Слайд 12
Описание слайда:
Слайд 13
Описание слайда:
Слайд 14
Описание слайда:
По мнению Ю. Дыбы летописная фраза «и оустави по мьстѣ. погосты и дань. и по лузѣ погосты и дань и ѡброкы», помещенная в продолжении летописного описания мести Ольги древлянам ("по мьстѣ" - буквально "по отмщении"), отражает реалии маршрута похода княгини Ольги после древлянской мести дальше на запад, к правой притоке Западного Буга – р. Луге, и свидетельствует об инкорпорации Киевом Волыни. Покорение Древлянской земли и Волыни открыло перед Киевом перспективы контроля двух важных международних торговых путей. Один из них - сухопутный, названный "из немец в хозары", связывал Волжскую Булгарию через Киев, Краков и Прагу с Регенсбургом и рынками сбыта русских товаров в Баварском Подунавье. По мнению Ю. Дыбы летописная фраза «и оустави по мьстѣ. погосты и дань. и по лузѣ погосты и дань и ѡброкы», помещенная в продолжении летописного описания мести Ольги древлянам ("по мьстѣ" - буквально "по отмщении"), отражает реалии маршрута похода княгини Ольги после древлянской мести дальше на запад, к правой притоке Западного Буга – р. Луге, и свидетельствует об инкорпорации Киевом Волыни. Покорение Древлянской земли и Волыни открыло перед Киевом перспективы контроля двух важных международних торговых путей. Один из них - сухопутный, названный "из немец в хозары", связывал Волжскую Булгарию через Киев, Краков и Прагу с Регенсбургом и рынками сбыта русских товаров в Баварском Подунавье.
Слайд 15
Описание слайда:
Слайд 16
Описание слайда:
Слайд 17
Описание слайда:
Слайд 18
Описание слайда:
Слайд 19
Описание слайда:
Слайд 20
Описание слайда:
Таким образом, в 959 Ольга, в крещении Елена, официально рассматривалась как правительница Руси. Материальным свидетельством пребывания миссии Адальберта в Киеве считают остатки ротонды Х в., обнаруженные археологами в пределах так называемого «города Кия». Таким образом, в 959 Ольга, в крещении Елена, официально рассматривалась как правительница Руси. Материальным свидетельством пребывания миссии Адальберта в Киеве считают остатки ротонды Х в., обнаруженные археологами в пределах так называемого «города Кия». Убеждённому язычнику Святославу Игоревичу исполнилось 18 в 960, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщает Продолжатель Регинона:
Слайд 22