Company Name Записать в словарь «трудных» слов Приготовить, Приспособить, Пригодиться, Привычка.
Company Name Прочитайте текст Май – пора погожих солнечных дней. Тепло и свет пробуждают растительность. Деревья дружно покрываются листвой. Отрастают, густеют травы. В начале мая зацветают тополь, клен, береза, за ними – ива. Прилетают глашатаи тепла – ласточки. Любители соловьиного пения наслаждаются пением пернатого. Зеленой сценой соловей выбирает себе ивняковые заросли, а в садах – боярышник или крыжовник: там безопаснее и корма больше. (По А. Стрижеву.)
Company Name Записать в тетрадь слова: Коса (девичья) кость, коснуться касаться Выделить корни этих слов. Являются данные слова однокоренными?
Company Name Проверь себя: Коснись воды, Прикасаться осторожно, Касаться рукой, Нежное прикосновение, Касательная линия, Проложить лыжню, Предлагать помощь, Слагать стихи.
Company Name Записать в словарь трудных слов: Преобразовать, Знаки препинания.
Company Name Синтаксическая работа Составить предложение по данной схеме:, и
Company Name Распределить слова на две группы и объяснить, по какому признаку они распределены: Поросль, положить, росли, полагаться, коснуться, касаться.
Company Name о – а в чередующихся корнях 1.растительный 2.касаться 3.коснуться 4.расти 5.росток 6.разрослись 7.излагать 8.изложение 9.вырасти водоросли прикосновение выросла слагать предложить выращенный прилагать касательная сложить положение отрасль отложить расположение располагаться предложение положить неприкосновенность Ростов
Company Name Проверь себя: Загорать на пляже, беречься от загара, загорелый малыш, горение газа, газовая горелка, снять нагар, разгораться в печи, быстро сгореть, дрова сгорели, костер разгорается.
Company Name Записать в «Словарь трудных слов» Приобрести, примерять, примерять, приспособиться, неприступный.
Company Name Записать в тетрадь: Гора, загорать, горе Являются ли эти слова однокоренными? Почему? Как называются такие слова?
Company Name Распределить слова по трем колонкам Загораться, пригорел, гористый, пригорок, угарный, загар, угоревший, горец, загорелый -гор- -гар-
Company Name Распределить по трем колонкам слова Прикасаться, косовица, коснуться, скосить (сено), касаться, прикосновение -кос- -кас- Можно ли добавить в перечень этих слов следующие: Косой (заяц), косолапый, покоситься (в сторону), костлявый, девичья коса?
Company Name Записать слова и выделить гласные в корне Располагать свободным временем, школьный возраст, богатая растительность, разобрать предложение, соприкасаться с разными людьми, загорелый юноша, летний загар.
Company Name Проверь себя: 1)Ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к земле. Оно не может гореть в пустоте. (К. Паустовский.) 2)Загорелась зорька красная в небе темно- голубом. (С. Есенин.) 3)Он слегка коснулся его руки.
Company Name Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить графически выбор гласной в корне. Молоко приг…рело, возл…гать надежды, от перемены мест сл…гаемых сумма не меняется, полезные р…стения, молодая пор…сль, соб…раться за грибами, бл…стеть на солнце, зам…реть от неожиданности. Перечислите корни, в которых происходит чередование а/о, е/и.
Company Name Тренировочные упражнения: 1.Составьте слово. От глагола поговорить взять приставку, от прилагательного слагаемое – корень, от глагола играть – суффикс, от глагола читать – окончание, от глагола смеяться – суффикс возвратности. 2. Найдите лишнее слово. Сложить, сложный, слагаемый, прилагательное.
Company Name Проверь себя: Мы предполагали выехать рано, но задержались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой растительности. В полдень мы расположились на отдых у озера, заросшего камышом. Загорелые ребятишки плавали на самой его середине на плоту. Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. В лучах солнца озеро блестело, как зеркало. Догорала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой. Найдите глагол по его схеме:
Company Name Диктант Вечером. Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман. Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошел я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой. Куда я вышел? Как найти дорогу? Я вышел на опушку и пошел полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги. Но вот на вечернем небе стали зажигаться звезды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.
2011 год
Вариант №1.
1)Я предполагал выехать рано, но задержался. 2)Мы выехали только к вечеру. 3)Какое наслаждение мчаться на бойких лошадях по снежной дороге! 4)Широкая равнина расстилается перед нами и блеститалмазами. 5)На горизонте догорала бледная заря. 6)Правильными рядами разрослись могучие сосны у дороги. 7)Скоро поднимется луна, озарит таинственным светом свою окрестность. 8)Я гляжу на извивающуюся ленту дороги. 9)Впереди пусто и тихо. 10)Только слышится скрип саней и храп лошадей. 11)Мы уже добираемся до цели нашего путешествия. 12)Раздается паровозный гудок. 13)Вдали виднеется город. 14)Улицы городаосвещены фонарями. 15)На небе зажигаются звездочки.
1) сравнение, 2) эпитет, 3) метафора, 4) олицетворение.
2. Из предложения 3 выпишите слово(а) с проверяемой безударной гласной корня.
3. Из предложения 5 выпишите слово(а) с чередующейся безударной гласной корня.
4. Из предложения 14 выпишите слово(а) с непроверяемойбезударной гласной корня.
5. Из предложений 11-15 выпишите слово(а) с чередующейся безударной гласной корня, правописание которой определяется правилом: «Если за корнем есть суффикс а, то в корне пишите и»
6. Из предложений 6-9 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
7. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором есть 2 приставки.
8. Из предложений 4-6 выпишите слово(а), правописаниеприставки в котором(ых) определяется правилом: «Перед звонкими согласными в приставках пишем з»
9. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
10. Среди предложений 4-8 найдите предложение(я) с однородными членами. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).
Вариант №2.
Прочитайте текст и выполните задания.
1)Как только занимается заря, мы с товарищем поднимаемся и собираемся за грибами. 2)Быстро беремкорзинки, кузовки и выходим из дома. 3)В воздухе свежо, даже немного холодно. 4)Щеки наши горят. 5)Седая трава расстилается перед нами красивым ковром. 6)Коротким путем бежим по берегу речки в рощу. 7)На горизонте блестит яркая полоса. 8)Она разгорается все шире и шире. 9)Вот показалось солнце. 10)Его лучи коснулись облаков. 11)Всё озаряется ярким светом. 12)Желтый одуванчик рад теплу. 13)Росаисчезает, когда к ней прикасаются теплые лучи. 14)Каждое растение, каждый росточек тянется к солнышку. 15)Солнце греет, но не жжёт. 16)Мы весело спешим к роще.
1. Какое средство речевой выразительности используется в предложении 4:
1) олицетворение, 2) эпитет, 3) метафора, 4) антитеза.
2. Из предложения 5 выпишите слово(а) с проверяемой безударной гласной корня.
3. Из предложения 7 выпишите слово снепроверяемой безударной гласной корня.
4. Из предложений 10-14 выпишите слова с чередующейся безударной гласной корня, определяемой одним и тем же правилом.
5. Из предложений 13-15 выпишите слово-исключение.
6. Из предложений 14-16 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
7. Из предложений 12-15 выпишите слово с орфограммой: «Гласные о-е после шипящих и ц в корне слова»
8. Из предложения13 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»
9. Выпишите грамматическую основу предложения 10.
10. Среди предложений 14-16 найдите предложение(я) с однородными членами. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).
Вариант №3.
Прочитайте текст ивыполните задания.
1)Поезд прибыл поздно, и мы были принуждены дожидаться на вокзале до рассвета.2)Дальше мы предлагали ехать в горы на лошадях. 3)Путь шёл по прибрежной полосе в даль реки, и это была превосходная дорога. 4)В пути нам пришлось преодолеть много опасных препятствий. 5)Однажды дорогу преградила лавина. 6)Она со страшным грохотом пронеслась перед нами и проложила себе...
Цель : знать глагольные суффиксы, уметь делать словооб-разовательный разбор и разбор по составу. Заполните таблицу.
советовать (советую) |
|
горевать |
|
рассматривать |
|
рассказывал |
|
Модульная программа и разработка уроков русского языка
в VI классе
Тема урока : гласные в корне с чередованием. Триединая цель урока : отработать правила и алгоритмы написания гласных в корнях с чередованием; формирование умения учитывать лексическое значение корней при выборе гласной; закрепить теоретические и практические навыки по теме. Дифференцированная цель для ученика : отработать правила и алгоритм написания безударных гласных в корнях чередованием. Что должен знать ученик в конце темы : условия выбора гласной в корнях с чередованием; лексическое значение корней -гор-/-гар-; - koc -/ k а c -. Что должен уметь ученик в конце темы : определять корни с чередованием и правильно писать безударные гласные в корнях с чередованием. Формируемая область понимания :М № 3, М № 4. Гласные в корнях с чередованием
Интегрирующая цель . В процессе работы над учебными элементами вы должны: а) знать правила написания безударных гласных в корнях с чередованием; б) уметь применять по алгоритму изученные теоретические сведения на практике, приводить и подбирать свои примеры; в) видеть эти орфограммы в тексте; г) систематизировать полученные знания и навыки; д) развивать методический навык (самоконтроль и взаи-моконтроль). Цель: диагностировать уровень подготовленности на на-чальном этапе работы. 1. Работа с текстом : прослушайте текст, определите тему текста. Май - пора погожих солнечных дней. Тепло и свет пробуж-дают растительность. Деревья дружно покрываются листвой. Отрастают, густеют травы. В начале мая зацветают тополь, клен, береза, за ними - ива. Прилетают глашатаи тепла - ласточки. Любители соловьиного пения наслаждаются песнями пернато-го. Зеленой сценой соловей выбирает себе ивняковые заросли, иногда располагается в садах. 2. Задание : выпишите в два столбика слова с чередующи-мися гласными в корне, глаголы с безударной гласной в корне. Используйте алгоритм: а) определите корень слова; б) поставьте ударение; в) если корень безударный, то определите, нет ли чередо-вания гласных; г) определите часть речи; д) выделите корень слова в глаголах.Модульная программа и разработка уроков биологии в VIII классе по теме
«Дыхательная система человека»
Комплексная дидактическая цель: в результате овладе-ния содержанием модуля учащиеся должны:Цель: получить представление о строении и функциях дыхательной системы человека Лекция
Работа № 77
Рассмотрите рисунок. Укажите, какие органы дыхания обозначены цифрами 1-6. 1. 2. 4. 5. 6. |
Работа № 78
Вставьте пропущенные слова. Дышать нужно через____________________________________________________________. Носовая полость выстлана_______________________________________________________, покрыта многочисленными ______________________________________________________, которые задерживают __________________________________________________________. Клетки носовой полости выделяют__________________________________________, которые задерживают частички пыли и микробы. Цель: найти различия между газообменом в легких и в тканях. 1. Прочитайте § 25 учебника.
Работа № 82
Укажите правильный ответ на вопрос, по какому кругу кровообращения кровь поступает в легкие:
Работа № 84
Ответьте на вопрос: каково значение дыхания для организма человека? 1. Обеспечение питательными веществами. 2. Охлаж-дение организма. 3. Поглощение кислорода. 4. Выделение паров воды. 5. Выделение углекислого газа. 6. Освобож-дение энергии. Запишите правильный ответ:_________________________________________________________
Работа № 85
Куда поступает воздух из бронхов: 1. В трахею? 2. В носоглотку? 3. В гортань? 4. В носовую полость? 5. В легочные пузырьки? Запишите правильный ответ:_____________________________________________________
Домашнее задание (прилагается).
Тестовая проверочная работа по теме «Дыхание»
Сумма баллов за урок
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Обобщающее повторение орфографии.
Тип урока – повторительно-обобщающий
Форма – практикум
Цели:
Организовать деятельность обучающихся на повторение изученного в 5 классе материала по орфографии;
Создать условия для развития навыков самостоятельной работы;
Развивать навыки грамотного письма, зоркость учащихся;
Воспитывать интерес и сознательное отношение к предмету.
Ход урока:
Организационный момент . Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас.
Рефлексия: эмоциональное состояние .
Для того чтобы у вас на уроке было хорошее настроение, мы совершим прогулку по осеннему лесу. («Прогулка» видео.)
На доске написаны слова: растения, росли, разложить, расположиться, замереть, прикоснуться, слагаются... Прочтите их. Совершая нашу прогулку, подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
Запись числа и темы урока: «Корни с чередующимися гласными».
- Сегодня на уроке мы повторим разные орфограммы, которые изучали в 5 классе, но особо обратим внимание на орфограмму «Чередующиеся гласные в корне слова»
(Постановка цели урока учащимися)
– Какую цель вы поставите в начале урока?
4. Цель нашего занятия : повторить и обобщить знания по орфографии.
Эпиграфом нашего урока будут следующие слова: Повторенье – мать ученья!
Какой смысл содержится в пословице?
Какие пословицы и поговорки на тему ученья вы знаете?
Ученье – свет, а неученье - тьма.
Век живи - век учись.
За одного учёного двух неучёных дают.
С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.
Сообщения учащихся правил написания чередующихся гласных Е-И, О-А)
Работа с таблицей по правилу «Чередующаяся гласная в корне слов»
Словарная работа: распределить слова в 2 столбика – с чередующейся гласной и без чередования (все выполняют в тетрадях, а один ученик – у доски).
Зеленеть, вырастать, запевать, запереть, принести, собирать, стоять, прикасались, замереть, дрожать, солить, росли, предлагать, сдирать.
Продолжая нашу прогулку, устно составьте со ловами с чередующимися гласными в корне предложения.
(На
экране изображен осенний пейзаж)
Работа с текстом (в парах). (Звучит легкая мелодия)
Задание: Списать текст, вставить недостающие знаки препинания, пропущенные буквы, графически объяснить написание пропущенных букв.
Мы предпол…гали выехать рано но зад…ржались. Вдоль д…роги кроме кустарниковой пор…сли (не) было видно другой р…стительности. В полдень мы распол…жились на отдых у оз…ра, заросшего к…мышом. Заг…ревшие р…бятишки плавали по самой его середине на плоту. Солнце п…кло так, что к п…ску нельзя было прик…снуться. В лучах ярко-ж…лтого солнца оз…ро бл…стело, как зеркало. Дог…рала вечерняя з…ря когда мы вернулись д…мой.
Мы предполагали выехать рано, но задержались. Вдоль дороги кроме кустарниковой поросли не было видно другой растительности. В полдень мы расположились на отдых у озера, заросшего камышом. Загоревшие ребятишки плавали по самой его середине на плоту. Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. В лучах ярко-желтого солнца озеро блестело, как зеркало. Догорала вечерняя заря, когда мы вернулись домой.
Проверка по тексту устно (знаки препинания, пропущенные буквы)
Работа в группах по тексту:
1)Обозначьте в тексте все пропущенные запятые. Почему нужны в этих предложениях запятые?
2) Назвать и объяснить написание слов с чередующимися гласными.
3) Объяснить правописание остальных орфограмм.
Выполнение тестовой самостоятельной работы
Задание: выделите в каждом ряду слово с чередующейся гласной, вставьте букву.
Расцв…сти, разл…жить, заг…ворить, прикр…пить
Выл…чить, вб…жать, раст…рать, подв…сти
М…л…дой, з…леный, л…сной, р…стительный
Зам…рать, выт…рать, зам…лчать, выл…чить
Прик…снуться, в…дет, подп…салась, нап…вал
Зам…лчать, объ…вление, соб…рать, др…жать
Ч…рнеть, ж…лтеть, б…леть, зап…реть
М…локо, с…ловей, изл…жение, в…рота
Проверка тестовых работ (один ученик у компьютера)
Какие корни с чередующимися гласными вы увидели?
Какие еще орфограммы можно здесь увидеть?
Какие слова можно было бы взять для нашей прогулки по осеннему лесу?
Выставление самооценок учащимися с обоснованием, достиг ли поставленной в начале урока цели.
Варианты ответов:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
Домашнее задание: на «5» - составить небольшой связный рассказ с большим количеством чередующихся
На «4» - составить словарный диктант из 10 слов на тему «чередующиеся гласные»
Рефлексия.
- Вернемся к нашему осеннему лесу. (Изображение осеннего пейзажа проектируется на экране).
Скажите, с каким настроением вы уйдете с урока после нашей лингвистической прогулки? (2-3 человека отвечают)
Подведение итога урока учителем (особо активных отметить).
Разработал:
учитель русского языка и
литературы МОУ «Рождественская СОШ»
На данном уроке шестиклассники выяснят, умеют ли они правильно писать слова с данными орфограммами и употреблять их в речи; различать корни с чередованием от омонимичных корней; узнавать слово по его лексическому значению. Большую часть урока ребята будут работать самостоятельно – писать диктанты и сами проверять, работать с тестами, карточками, упражнением из учебника.
Урок русского языка в 6 классе
Буквы О – А в корнях с чередованием (обобщающий урок)
Цели:
Обобщить и проверить знания, умения и навыки учащихся в написании корней с чередующимися гласными О – А;
различать корни с чередованием от омонимичных корней и употреблять их в речи;
обогащать словарный запас учащихся;
формировать умение узнавать слово по его лексическому значению;
учить работать с тестом.
Содействовать воспитанию у учащихся бережного отношения к слову;
формировать эстетический вкус;
расширять кругозор учащихся.
Развивать логическое мышление, внимание, память, быстроту реакции.
Ход урока:
Ребята, сегодня мы завершаем работу с корнями, в которых чередуются гласные О-А, и поэтому вы должны показать, умеете ли вы правильно писать слова с данными орфограммами и употреблять их в речи; различать корни с чередованием от омонимичных корней; узнавать слово по его лексическому значению. Большую часть урока вы будете работать самостоятельно – писать диктанты и сами проверять, работать с тестами, карточками, упражнением из учебника.
Итак, тема нашего урока – «Буквы О-А в корнях с чередованием». Откроем тетради, запишем число, классная работа, тему урока.
А начнём мы с синтаксической пятиминутки. Один ученик идёт к доске, вставляет пропущенные буквы, объясняет правописание. Затем расставляет знаки препинания и обосновывает свой выбор. Нужно будет дать характеристику предложению. Все остальные записывают это предложение в тетрадь и работают вместе с отвечающим.
Запись на доске:
И ст..ит берёза
В сонн..й т..шине
И г..рят сн..жинки
В з..л..том огне. (С.Есенин).
В предложении, с которым мы работали, встретилось слово ГОРИТ с чередованием гласных в корне. Мы знаем, что буквы О-А чередуются не только в корнях –гар- -гор-.
Какие ещё вы знаете корни с чередованием О-А?
Какие корни «дружат» с суффиксом А? Почему мы так говорим?
Что можете сказать об употреблении в речи слов с корнем –лаг -лож-?
Когда в корне –рос - раст-(-ращ-) пишется О, А?
Итак, правила вы знаете. А умеете ли их применять на практике? Сейчас ваша задача – узнать слово по эго лексическому значению, записать его и объяснить написание.
У многих из вас на столе лежит карточка, на которой написано лексическое значение того или иного слова. Вы по порядку читаете свою карточку, мы узнаём слово по его лексическому значению, записываем и объясняем правописание. Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.
Ребята, вы показали своё умение узнавать слово по его лексическому значению, а сможете ли вы составить слово с чередующейся гласной в корне? Посмотрим, кто это сделает быстро и правильно.
От глагола ПОГОВОРИТЬ взять приставку;
От прилагательного СЛАГАЕМОЕ – корень;
От глагола ИГРАТЬ – суффикс;
От глагола СМЕЯТЬСЯ – суффикс возвратности.
С полученным словом устно составить предложение. (полагаться)
Ребята, при выполнении всех предыдущих заданий у каждого из вас была возможность сразу проверить свои знания и умение применить их на практике. Следующее задание рассчитано на то, что вы сначала напишете небольшой диктант, подумаете над всеми орфограммами, встретившимися в тексте, а затем сверите с написанным и поставите себе оценку.
Мы предполагали выехать рано, но задержались. У дороги не было никакой растительности. В полдень мы расположились на отдых у озера. Загорелые ребятишки плавали на плоту. Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. Догорала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой.
Вариант 2. Ходили ребята по лесу и нашли под кустом ежа. Попробуй прикоснись к нему руками – везде иголки торчат. Положили ежа в шапку и домой принесли. Развернулся ёж, увидел молоко и стал его есть, касаясь носиком тарелочки. Прижился ёжик у ребят и стал расти не по дням, а по часам.
Если ты не сделал ни одной ошибки – ставь оценку «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 4 и более ошибок – оценка «2».
Пока остальные проверяют, послушайте стихотворение, найдите слова на изучаемую орфограмму.
Бутерброд
Чудак-математик в Германии жил.
Он хлеб с колбасою случайно сложил.
Затем результат положил себе в рот.
Вот так человек изобрёл бутерброд.
Прежде чем приступить к самой ответственной работе на уроке, откроем дневники и запишем домашнее задание. Оно у всех будет разное.
1-я группа составят 5 предложений со словами с чередованием в корне.
2-я группа составят описание вашего похода в парк, используя в своём рассказе слова с чередованием в корне букв О-А.
3-я группа составят литературную викторину, то есть выпишут из художественных произведений (лучше – стихотворений) 5 предложений, в которых есть слова с чередованием гласных в корне.
И, наконец, последнее задание – самостоятельная работа, но разная для всех.
1-я группа работает с карточками,
2-я группа выполняет упражнение 143,
3-я группа работает с тестом.
Чтобы вам лучше работалось, включу вам музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года», осень.
Итак, сегодня мы закончили работу с орфограммами чередующимися О-А в корне слова. Вы показали, что умеете применять правила написания корней с чередованием гласных на практике, различать корни с чередованием от омонимичных. Наш урок заключительный, но это не значит, что больше мы не будем обращаться к словам с чередованием в корне. Просто в дальнейшем, я уверена, у вас не будет затруднений при написании слов с данными орфограммами.
ХI. Рефлексия.
Мы хорошо с вами поработали на уроке, за что я вас благодарю. Думаю, что хорошо подготовитесь к последующей контрольной работе.