Обличение общественных и человеческих пороков в баснях крылова. Какие нравственные пороки русских помещиков, по мысли Н. В. Гоголя, нуждаются в обличении? Вступительное слово учителя

21.09.2021 Операции

Разделы: Литература

Класс: 8

Цели урока:

  • Раскрыть жизненную основу комедии; объяснить природу гоголевского смеха; понять обстоятельства, которые привели чиновников к ошибке.
  • Развивать умение самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли.
  • Развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ.
  • Совершенствовать умение анализировать текст.
  • Приобщить учащихся к искусству слова.

Методы: информационный, частично-поисковый, исследовательский (анализ, сравнение), наглядные методы обучения.

Оборудование:

  • Арм-учитель;
  • памятка “Как составить кластер”;
  • жетоны для оценивания ответов учащихся.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, мы уже познакомились с героями пьесы Н.В. Гоголя “Ревизор”. Я много раз слышала и встречала в критической литературе выражение “бессмертная комедия” в отношении этой пьесы. Почему? Можно ли с этим согласиться?

(Ответы учащихся: В нашем краевом государственном театре им. М.Ю. Лермонтова в этом сезоне идет спектакль бессмертной комедии Н.В. Гоголя и т.д.)

Н.В. Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо иногда и сатирически изобразить его.

С какой целью он обращается к юмору и сатире?

Ответы учащихся: (Драматург создает портрет общества и показывает несовершенство человека, лишенного нравственного закона и т. д.)

Учитель: А какова история происхождения сюжета комедии “Ревизор” ?

Перед вами тест. Решите его, Ответ запишите на листах, которые у вас лежат на столах. За каждый правильный ответ вы получаете жетон, а в конце урока мы подведем итог, Насколько вы были активны на уроке.

Слайд 2. Какой из вариантов происхождения сюжета комедии “Ревизор” верный:

(Вариант Б)

(Самопроверка: высветить ответ.)

Слайд 3. Учитель: Тема нашего урока: Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества. Чтобы лучше понять авторское отношение к героям пьесы, обратимся к словарю С.И. Ожегова “Словарь русского языка”

Слайд 4. Что обозначает слово …

Порок – предосудительный недостаток, позорящее свойство).

Чиновник – (государственный служащий, имеющий чин, служебное звание).

Разоблачать – (открыть, обнаружить.).

– Почему разоблачить нравственные пороки чиновничества было очень важно для автора комедии?

– Как это перекликается с идеей написания комедии?

(Ответы учащихся за ответ – жетон)

Слайд 5. Вывод: потому чтоН.В. Гоголь хотел “собрать все дурное, какое только знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, за одним разом над всем посмеяться”.

Учитель: А какие черты не типичны для чиновников этого города?.

С этой целью выполните тест № 2, варианты ответов запишите на листе.

Слайд 6. Тест № 2 Отметьте черты характера не характерные для чиновников– персонажей комедии:

А) взяточничество;
Б) халатность;
В) страх перед начальством;
Г) глупость;
Д) гостеприимство;
Е) использование служебного положения в личных целях;
Ж) уважение;
З) добросовестность.

Самопроверка: ответ высвечивается. – (Д, Ж, З).

Кто из вас не ошибся в выборе ответа?

Поднимите руку. (Жетоны)

Слайд 7. Учитель: Гоголь считает, что “смех – единственное честное лицо в комедии”

Так ли это? “Действительно ли “смех – единственное честное лицо в комедии”?

Какую роль играет смех, в разоблачении пороков общества?

Слайд 8. Перед вами листы. Вам необходимо объединиться в группы и составить кластер. Подготовиться к его защите. Темы указаны на листе. (работает пять групп).

Время вашей работы подошло к концу. Пожалуйста, по очереди представьте ваши работы классу: называйте тему и ключевые слова, а затем, укажите слова, которые помогут вам ответить на наш проблемный вопрос. (Приложение 2 )

Итак, 1-я тема ответ учащегося, дополнения другой группы. (Проверка – гиперссылка).

2-я тема тема ответ учащегося, дополнения другой группы. (Проверка – гиперссылка).

3-я тема – тема ответ учащегося, дополнения другой группы. (Проверка – гиперссылка).

4-я – тема ответ учащегося, дополнения другой группы. (Проверка – гиперссылка).

5-я – тема ответ учащегося, дополнения другой группы. (Проверка – гиперссылка).

Учитель: Подведем итог. Какие слова вы выделили и почему?

Слайд 9. Учитель: А теперь проведем небольшое исследовательскую работу на тему “Пороки чиновников – персонажей комедии”. Давайте с вами определим цель работы.

Цель работы:

  • Выяснить, какие пороки чиновников разоблачает автор в конкретных сценах.
  • Подтвердить свой ответ примерами.
  • Время на выполнение работы – 3 мин.
  • По истечении времени заслушаем отчет о проведенном исследовании.

Слайд 10. Учитель: Ваши исследования готовы, но прежде, чем вы начнете представлять результаты своего исследования, я предлагаю вам познакомиться с двумя высказываниями по поводу содержания комедии.

Почему император Николай 1 так отозвался о пьесе? (Версии учащихся).

Заслушиваются результаты исследования учащихся.

Слайд 11. Какие же пороки разоблачал Гоголь в своей комедии?

Итог урока.

Учитель: Теперь нам осталось подвести итог урока:

Существуют ли в наше время указанные пороки?

Рефлексия: Продолжите предложения:

Я понял, что…
Я понял, что смех…
Меня заставило задуматься…

Учитель: А теперь поднимите свои жетончики, оцените свою активность на уроке.

Спасибо за активную работу на уроке.

Домашнее задание: сочинение.

Литература: Н. В. Гоголь. “Ревизор”. М. “Детская литература”,1979. Вступ. Статья Вл. Филиппова.

Сочинение

Написанная в 1836 году комедия "Ревизор" нанесла сокрушительный удар по всей административно-бюрократической системе царской России 30-х годов XIX века. Автор выставил на всеобщее осмеяние не отдельные единичные случаи, а типичные проявления государственного аппарата. Казалось бы, какое отношение к централизованной чиновничьей системе имеет сонная патриархальная жизнь захолустного уездного городка, который городничий искренне считает своим домом и распоряжается в нем как хозяин? Здесь почтмейстер распечатывает и читает чужие письма вместо романов, не видя в этом ничего предосудительного. Из спешных замечаний городничего своим подчиненным о наведении порядка в подведомственных им учреждениях мы легко можем сделать вывод о том, как обстоят дела в больнице, суде, школах, на почте. Больные очень смахивают на кузнецов и курят крепкий табак; их лечением никто не занимается. В суде запутаны все дела, под ногами посетителей свободно разгуливают гуси. Везде царят беззаконие и произвол.

Но этот безвестный провинциальный городишко предстает в комедии как государство в миниатюре, в котором, как в капле воды, отражаются все злоупотребления и пороки чиновно-бюрократической России. Черты, характеризующие городских чиновников, типичны и для представителей других сословий. Всех их отличают нечестность, пошлость, убожество умственных интересов, крайне низкий культурный уровень. Ведь в комедии нет ни одного честного героя ни из одного сословия. Здесь налицо социальное расслоение людей, одни из которых занимают важные государственные посты и используют свою власть для улучшения собственного благополучия. На верхушке этой социальной пирамиды находится чиновничество. Воровство, взяточничество, казнокрадство — эти типичные пороки чиновничества бичует Гоголь своим беспощадным смехом. Городская верхушка отвратительна. Но и подвластные им люди не вызывают симпатий. Притесняемые городничим купцы, ненавидя его, пытаются задобрить его подарками, а при первом же удобном случае пишут на него жалобу Хлестакову, которого все принимают за важного петербургского сановника. Провинциальные помещики Бобчинский и Добчинский — бездельники и сплетники, ничтожные и пошлые люди. На первый взгляд, вызывает сочувствие безвинно высеченная унтер-офицерша. Но то, что она желает получить лишь денежную компенсацию за понесенное оскорбление, делает ее смешной и жалкой.

В таких обиженных бесправных людях, как слесарша и крепостной слуга Осип, трактирный половой, полностью отсутствует чувство собственного достоинства, способность возмутиться своим рабским положением. Эти персонажи выведены в пьесе для того, чтобы заметнее оттенить последствия неблаговидных поступков правящих чиновников, показать, как страдает от их произвола низшее сословие. Пороки чиновничества не выдуманы автором. Они взята Гоголем из самой жизни. Известно, что в роли гоголевской почтмейстера выступал сам император Николай I, который прочитывал письма Пушкина к жене. Скандальная история с проворовавшейся комиссией по построению храма Христа Спасителя очень напоминает поступок городничего, присвоившего казенные деньги, выделенные на строительство церкви. Эти факты, взятые из реальной жизни, подчеркивают типичность негативных явлений, которые обличает сатирик в своей комедии. Пьеса Гоголя высветила все типичные пороки чиновничества России, которые воплотились в индивидуальных образах городничего и его окружения.

Главное лицо города предстает в комедии как первый среди мошенников, который даже, по его собственным словам, "трех губернаторов обманул". Занимая самый значительный пост в городе, он полностью лишен чувства долга, а ведь именно оно должно быть самым необходимым качеством у чиновника такого ранга. Но городничий не думает о благе родины и народа, а печется о собственном материальном благополучии, обирая купцов, вымогая взятки, творя произвол и беззакония над подвластными ему людьми. В финале пьесы этот хитрый и ловкий пройдоха оказывается в глупой и непривычной роли обманутого, становясь жалким и смешным. Гоголь использует здесь блестящий художественный прием, вкладывая в уста городничего реплику, адресованную зрительному залу: "Чему смеетесь? Над собой смеетесь!.." Это подчеркивает распространенность подобного типа в царской России. Значит, в образе городничего драматург сконцентрировал самые отвратительные черты государственного управителя, от произвола которого зависели судьбы многих людей. Городничий дан в комедии в своем типическом окружении. В каждом из чиновников автор особенно выделяет какую-то одну определяющую черту, что помогает воссоздать многообразную картину чиновничьего мира. Например, судью Ляпкина-Тяпкина автор с иронией называет "вольнодумцем", объясняя это тем, что он прочитал 5׬ книг. Эта мелкая деталь характеризует общий низкий уровень чиновничества, убожество его умственных интересов. В попечителе богоугодных заведений Землянике выведен подхалим, ябедник и доносчик. Это тоже весьма типичные, распространенные в чиновничьей среде явления.

Таким образом, писатель в своей комедии обличает все основные пороки правящего чиновничества России: нечестность, недобросовестное отношение к службе, взяточничество, казнокрадство, произвол, беззаконие, подхалимство, бескультурье. Но сатирик осудил и такие отрицательные черты угнетенных сословий, как корыстолюбие, отсутствие чувства собственного достоинства, пошлость, невежество. Гоголевская комедия сохраняет свою актуальность и в наши дни, заставляя задуматься о причинах многих негативных явлений современной жизни.

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Какую роль в поэме «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского играет изображение военных будней?

Писатель Фёдор Абрамов сказал о поэме «Василий Теркин» так: «Россия в живых народных лицах, интонациях, слове». «Книга про бойца», рожденная в атмосфере военных лет - это глубокое исследование русского национального характера, взволнованное повествование о солдате и его солдатском окружении. Глазами Теркина, «обыкновенного парня», рисуются не только картины боёв, но и сцены фронтового быта. Удивительно органично сливаются в поэме рассказ о солдатских буднях и шутка, такая необходимая в смертельной опасности: непринуждённо звучит рассказ о гармонисте Теркине:

…Обогреться, потолкаться

К гармонисту все идут.

Обступают - Стойте, братцы,

Дайте на руки подуть…

Всякие случайные встречи происходят на войне, и всегда Василий Теркин проявляет смекалку, сноровку и деловитость: может легко найти припрятанный хозяйкой шкалик, пожарить сало, исправить часы.

Честный, отважный и добросовестный художник, А. Т. Твардовский прошел военным корреспондентом трудные фронтовые дороги, не раз побывал под обстрелами и бомбежками, и не только этот опыт, но и огромный талант помог автору создать народную поэму, близкую миллионам читателей.

2.2. Как в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» воплощено представление М. В. Ломоносова об идеальном историческом деятеле?

В оде Ломоносова царица Елизавета Петровна предстает возвышенным существом. Поэт возлагает на нее огромные надежды на мир и процветание России. В первую очередь Ломоносов говорит о мире, который явля-ется залогом процветания и счастья любой страны.

Ломоносов восхваляет щедрость Елизаветы, выражает свою надежду на ее милости и внимание к родной стране. Ломоносов говорит о счастье всех людей. И царица Елизавета выступает залогом их спокойствия и счастья:

Когда на трон она вступила,

Как вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец.

Ломоносов идеализирует царицу. Он рисует ее как воплощение всех добродетелей. И у читателя может сложиться впечатление, будто Ломоносов не видел в ней каких-либо недостатков. Но не стоит забывать, что поэт-классицист, которым является Ломоносов, в своем творчестве должен прославлять действительность, лишенную каких-либо пороков. Тем более хвалебная ода - это совершенно особый жанр. И ода Ломоносова по-строена таким образом, что он говорит о царице только хорошее.

Ломоносов говорит о красоте и величии России, о неисчерпаемых богатствах, которыми владеет эта страна. И поэтому считает, что великая страна достойна великого правителя, коим, безусловно, является Елизавета.

2.3. В чем проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)

Герои романа «Евгений Онегин» - это сложные, живые, порой противоречивые характеры. Онегин и Ленский близки по своему социальному и географическому положению: они помещики - соседи. Оба имеют обра-зование, их духовные запросы не ограничиваются сельским бытом, как у большинства соседей. Онегин родился и вырос в Петербурге. Ленский учился в Германии, в Геттингенском университете, так что в деревенской глуши ему трудно было найти собеседника. Пушкин отмечает, что оба героя хороши собой. Онегин «очень мил», жизнь в петербургском свете приучила его следить за внешностью.

Различие между героями отчетливо видно и в их отношении к любви. Ленский «пел любовь, любви послушный», он собирается жениться на сво-ей избраннице - Ольге Лариной.

Онегин давно уже забыл, что такое любовь: за восемь лет светской жизни в Петербурге он привык заменять серьезное чувство «наукой страсти нежной», а в деревне откровенно скучал. Пушкин приводит ряд антонимов, подчеркивая противоположность характеров героев: «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень».

В образах Онегина и Ленского Пушкин воплотил типичные черты современной ему молодежи. Герои различаются по характерам и мировоззрению. Онегин погубил лучшие годы на пустые светские забавы и превратился в скучающего эгоиста. Ленский еще слишком молод, наивен, романтичен, но он мог бы превратиться в заурядного помещика.

2.4. Какие общественные и нравственные пороки обличает Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор»?

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь обнажает пороки общества времен царской России. В центре его внимания находятся представители чиновничества, причем их образы автор воплощает в характерных персонажах небольшого уездного городка, где и происходят главные события. Автор наглядно показывает, что местное чиновничество погрязло во взяточничестве и произволе. Мораль этих людей такова: «Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим Богом устроено...» Умение не пропускать то, что само плывет в руки, является, по их мнению, проявлением ума и предприимчивости. Чиновники уездного города глупы, безнравственны.

Произведение Н. В. Гоголя не столько комично, сколько исполнено трагизма, поскольку, читая его, начинаешь понимать: общество, в котором существует столько опустившихся, развращенных бездельем и безнаказанностью начальников, не имеет будущего.

Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"(по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"). Материал рассчитан на один час, в течение которого учащиеся работают с текстом, определяют, к каким слоям общества принадлежат главные герои сказки и какие пороки высмеивает автор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Нравственные пороки общества» (по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Цель урока : 1) Развивать умение учащихся давать характеристику героям на основе текста произведения;

2) Развивать умения делать выводы из прочитанного;

3) Способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса.

Настоящий писатель – это то же,

что древний пророк:

он видит яснее, чем обычные люди

А.П. Чехов

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

В 1862 году М.Е. Салтыков-Щедрин оставляет службу и переезжает в Петербург, чтобы целиком посвятить себя литературному делу. Своеобразным итогом жизненного и творческого пути стали сказки. Сказки о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности. А видел он немало: Тяжелую подневольную жизнь крестьян, произвол чиновников, жестокость помещиков; наблюдал также и за переменами, произошедшими в жизни крестьян после отмены крепостного права. И, наверное, не случайно указывает на то, какому читателю предназначаются его сказки.

На каких «детей» рассчитывал писатель?

О чем же учил думать «детей изрядного возраста Салтыков-Щедрин?

Михаил Евграфович писал: «Мир грустен – и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя». Изучая его романы в старших классах, вы наверняка будете вздыхать и грустить, а сегодня на уроке мне бы очень хотелось, чтобы вы не грустили, а проанализировав сказку, сделали правильные выводы и не допускали подобных ошибок.

(Сообщение темы и цели урока)

  1. Словарная работа

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми

Руководствуется человек; правила, нормы

Поведения.

Пороки – тяжелые предосудительные недостатки,

Позорящие свойства.

Общество – 1) совокупность людей, объединенных исторически,

Обусловленными социальными формами

Совместной жизни и деятельности.

2) круг людей, объединенных общностью положения,

Происхождения, интересов.

  1. Работа с текстом

Кто является героями сказки?

К каким слоям русского общества они принадлежат?

Запись в тетрадях

генералы мужик

(привилегированное общество) (непривилегированное общество

Легкомыслие, бездуховность, пассивность, покорность, жестокость, празднество, трусость, рабское терпение,

Неблагодарность

Что вы можете сказать о жизни генералов в Петербурге?

Приносили ли они пользу государству?

В 1861 году отменили крепостное право, т.е. мужиков, как и генералов, выпустили на «волю». Как вы думаете, «воля» генералов отличалась от «воли» мужиков?

Так почему же обеспеченное житье генералов кончилось самым неожиданным образом?

Именно из-за своего легкомыслия они внезапно «очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат…» Как же повели себя генералы? (чтение эпизода стр. 238-239)

Каково состояние героев?

Для чего упоминается газета «Московские ведомости»?

Что это за газета? О чем в ней пишут?

Какой же выход находят генералы из создавшегося положения?

Чем отличается поведение мужика на острове от поведения генералов?

Как вы думаете, почему он «не дал от них стрекача»?

Почему мужик при всем изобилии взял себе одно яблоко, да и то кислое?

Почему он не наелся сам хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дождался, когда генералам придет на мысль: «А не дать ли и тунеядцу частицу»?

Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?

Можно ли назвать его идеальным героем?

Зачитайте эпизод, свидетельствующий о том, как проходили приготовления к отплытию и как добирались до Петербурга. Что вы можете добавить к характеристике генералов?

Прибытие генералов в Петербург – настоящий триумф, победа тунеядцев. Но и про мужика они не забыли.

Как генералы отблагодарили мужика? Какое слово обращает на себя внимание? (Генералы не вышли сами проститься со своим спасителем, а «выслали» свою «благодарность» с кем-то из слуг)

Какие пороки вы смогли выявить и записать? Против чего выступает автор?

Как слова А.П. Чехова, взятые мною в качестве эпиграфа, соотносятся с темой нашего урока?

А изжили ли себя эти пороки в современном обществе?

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Чтение и анализ сказки «Дикий помещик»


Ведь так легко, обладая властью над огромной массой народа, переступить тонкую черту между правдой, справедливостью и подлостью, откровенным обманом.

Дружную семью чиновников в комедии возглавляет городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Именно городничий первым сообщает своим подчиненным пренеприятнейшее известие о приезде ревизора. Эту новость он предваряет красочным описанием сна, как оказалось впоследствии, пророческого: «Сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь». Эх, знал бы городничий, что созданные его воображением крысы скоро страшным кошмаром войдут в его жизнь.

Городничий довольно умен, чтобы трезво оценить ситуацию: « нет человека, который за собой не имел каких-либо грехов». Антон Антонович прекрасно понимает, что не все в порядке во вверенном ему хозяйстве. «Смотрите, по своей части я кое-какие распоряжения сделал, советую и вам», - дает рекомендации своим подчиненным городничий. Однако все его хлопоты касаются только внешней стороны вопроса: в больнице нет необходимых лекарств, больные содержатся в антисанитарных условиях, но городничий заботится о белых колпаках врачей. В системе образования единственная проблема - неадекватное, на взгляд чиновников, поведение преподавателей. «Да, таков уже неизъяснимый закон судеб: умный человек - или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси», - вердикт городничего образованным людям. На окружающую действительность городничий Сквозник-Дмухановский оказывает такое же влияние, как и обыкновенный сквозняк: и был ветерок, но вот его уже и нет.

Наиболее ярко чиновники проявляют свои душевные и моральные качества, встретившись с плутом Хлестаковым. Словно на исповедь, по очереди приходят, они на аудиенцию к мнимому ревизору, стремясь купить себе индульгенцию.

Городничий, помимо всего прочего, еще и вор. Приходя в лавку купцов, он требовал подарков для жены и дочки. Но и этого ему мало: беззастенчиво грабил Антон Антонович купеческие лавки. Для тех, кто смел прекословить, городничий придумал своеобразное наказание: направлял в дом провинившегося целый полк солдат на постой. За взятку городничий готов был отправить человека на солдатскую службу, разрушить семейное счастье, обречь на голодное существование бедную слесаршу. Справедливостью городничий тоже не отличается. Не разобравшись в деле, не определив точно виновника происшествия, городничий приказал высечь унтер-офицершу. Не стоит говорить, что пережила женщина, во-первых, несправедливое наказание («так отрапортовали: два дня сидеть не могла»), во-вторых, моральные мучения.

Судья уездного суда, коллежский асессор Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин - «человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен». Как и все, судья берет взятки, не стесняется об этом открыто говорить. Довольно интересный диалог возникает между судьей и городничим. Ни тот ни другой нисколько не сомневаются, что взятки брать можно. Только вот судья утверждает, что взятки берет исключительно борзыми щенками; «а вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль...» - намекает он на проказы городничего. Городничий же уверяет, что он верует в Бога, а потому отмаливает свои грехи в церкви: «Ну, а что из того, что вы берете взятки борзыми щенками? Зато вы в Бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви». Этот спор, несмотря на кажущуюся бессмысленность, раскрывает причины существования взяточничества: пока чиновники будут руководствоваться двойной моралью, пока в их головы не войдет твердая установка, что орать чужое - нехорошо, до тех пор будет существовать взяточничество