Лиза и Эраст противопоставлены в повести Карамзина «Бедная Лиза» как два мира: жизнь-праздник богатых аристократов и незатейливые будни крестьян-тружеников. Карамзин нарочито противопоставляет героев друг другу во всём. Лиза, бедная крестьянка, способна возвышенно и самоотверженно любить; восторженная авторская оценка дана глубине чувств и Лизиной матери, денно и нощно оплакивающей смерть мужа («Ибо и крестьянки любить умеют!»).
Когда Лиза всю себя отдала Эрасту, ничего не подозревая, — настолько чиста и непорочна, невинна была её душа! — кого она винит в случившемся? Только себя. Она называет себя преступницей. А кто из них двоих более чем виновен? Эраст, так как для него подобныle отношения с женщинами были не новы, ведь он не отказывал себе ни в чём. Он должен был позаботиться о репутации Лизы: ведь в то время такие отношения были предосудительны для девушки.
После этой роковой близости всё переменилось: Лиза им только жила и дышала, «повиновапась его воле», а Эраст стал реже приходить на свидания, а однажды «пять дней сряду она не видела его и была в величайшем беспокойстве». Эраст уже не опасается потерять Лизину любовь, он уверен, что Лиза всегда будет ждать его. Неужели Эраст отсутствовал пять дней только из-за того, что готовился ехать на войну? Значит, Лиза сейчас занимает в его жизни не самое важное место? Встречи с ней приятны ему, но он находит и другие удовольствия. Эраст ведёт себя неискренне, фальшиво, рисуется, старается показаться лучше, благороднее, чем есть на самом деле.
Собираясь на войну, при расставании с Лизой говорит о том, что не может не ехать, так как это будет величайшим бесславием для него, разглагольствует о чести, о служении отечеству. А на самом деле, «вместо того чтобы сражаться с неприятелем, он играл в карты и проиграл всё своё имение». И вот лицо аристократа: в любви — трус и предатель, в отношении к отечеству — безответствен и ненадёжен. Но ведь полюбила же за что-то его Лиза! Действительно, в Эрасте много хорошего, сам автор говорит о нём: «богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Что же повлияло на возникновение в его характере слабости и ветрености?
Рассмотрим образ жизни героев. В каких условиях они живут, чем занимаются? О Лизе читаем в начале повести: «трудилась день и ночь», была в ответе за мать, пыталась утешить её в горе, «для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою», боялась расстроить, взволновать её, даже во время свиданий с Эрастом думала о матери. А Эраст «вёп рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах… скучал и жаловался на судьбу свою». И в любви, и в образе жизни Лиза и Эраст — совершенно разные люди. В чём их самое главное различие?
Карамзин подводит читателя к пониманию этого: они принадлежат разным сословиям, а значит, нравственные ценности для них не одинаковы. Задумаемся над вопросом: из-за чего Эраст покинул Лизу? Разве он не мечтал «жить с ней неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю»? Даже проиграв в карты имение, Эраст не умирал с голоду, и у него, помимо имения, верно, оставалось ещё богатство. В чём же смысл жизни для Эраста? В деньгах. Для него они главнее всего. И в повести Карамзина тема денег проходит через весь сюжет. Знакомство Лизы и Эраста началось с того, что Лиза продавала букет цветов, а Эраст, желая завязать знакомство с хорошенькой девушкой, решил купить у неё ландыши, предлагая вместо пяти копеек рубль.
Ценя только деньги, он полагает, что доставит приятное бедной девушке, которая ему понравилась. Из этих же побуждений Эраст выразил желание платить за Лизину работу в десять раз больше, чем
она стоила. Ради денег он играет в карты в армии. Ради денег женится без любви на пожилой богатой вдове. А в эпизоде последнего расставания с Лизой даёт ей сто рублей, кладёт их ей в карман, как бы откупаясь от неё ради своего благополучия, ради возможности иметь много денег.
Он променял любовь на деньги. И продал за деньги самого себя. А как Лиза относится к деньгам? Если для Эраста деньги — источник удовольствия, увеселений, то для Лизы они — средство существования, но не самоцель. Она твёрдо усвоила уроки матери, поучавшей: « .. .лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Сколько достоинства и благородства в этих простых, задавленных нуждой, но не растерявших гордости бедных людях!
В чём же заключается смысл жизни для Лизы? Смысл её жизни — любовь, самоотдача. До встречи с Эрастом — это любовь к матери, забота о ней, затем — безоглядная любовь к «милому другу». Лиза никогда не променяет любовь на деньги. Об этом свидетельствует поступок девушки, когда она отказывает покупателям, говоря, что цветы непродажные, надеясь, что за ними вновь придёт прекрасный барин, а в конце дня, так и не дождавшись Эраста, бросает их в реку со словами: «Никто не владей вами!» А ведь она могла выручить за них деньги, которые так нужны были ей и её больной матери. Для Лизы цветы — символ любви, ведь именно с букетика ландышей началось её знакомство с Эрастом.
5 / 5. 1
Характеристика Эраста.
Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII веке в России, ярчайшим представителем
которого стал Н.М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств.
По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» - «сказка весьма не замысловатая». Сюжет повести прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста.
Эраст – светский молодой человек «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Общественная жизнь и светские
удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о
том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизациями, жили беспечно
на лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах».
С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую «дочь природы» - крестьянку Лизу. Он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало».
Чувственность – высшая ценность сентиментализма
- толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина
чистой первой влюбленности нарисована в повести очень трогательно. Эраст восхищается своей « пастушкой». «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней.
Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое
состояние и, в конце концов, женится на богатой вдове.
А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза забывает душу свою» - бросается в пруд около Си…нова монастыря. Эраст
тоже наказан за свое решение оставить Лизу: он будет вечно корить себя за ее смерть. «Он не мог утешиться и почитал себя
убийцею». Их встреча, «примирение» возможна лишь на небесах.
Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой
очень велика, но Лиза в повести меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на
сентиментальных романах.
Существовало множество произведений, подобных этой повести. Например: «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Барышня – крестьянка». Это произведения А.С. Пушкина; «Воскресенье» Л.Т. Толстого. Но именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.
END СОЧИНЕНИЕ НАПИСАНО ГЛОТОВЫМ И. С. НА «5»
Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания. В произведении есть прекрасные по...
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Ее сюжет очень прост - слабохарактерный, хотя и добрый дворянин Эраст влюбляется в бедную крестьянскую девушку Лизу. Их любовь заканчивается...
Лиза – бедная крестьянская девушка. Она живет с матерью («чувствительной, доброй старушкой») в деревне. Чтобы заработать себе на хлеб, Лиза берется за любую работу. В Москве, продавая цветы, героиня знакомится с молодым дворянином Эрастом и влюбляется...
Эраст был богатым молодым дворянином, пресыщенным и уставшим от жизни. Он имел неплохие задатки и по мере сил старался быть честным; по крайней мере, он понимал, что делает искренне, а что нет. Можно сказать, что богатство испортило его, потому что он...
Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII веке в России, ярчайшим представителем,которого стал Н.М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств. По...
«Путешествие в Малороссию» (1803) и «Другое путешествие в Малороссию» (1804) написал П. И. Шаликов, доведший до предела сентиментальную манеру изложения. Он предупреждает читателей: «В сем путешествии нет ни статистических, ни географических описаний:...
Лиза | Эраст | |
Качества характера | Скромная; стеснительная; робкая; любезная; прекрасна не только внешностью, но и душой; нежная; неутомимая и трудолюбивая. | Учтивый, с добрым от природы сердцем, довольно разумный, мечтатель, также расчетливый, легкомысленный и безрассудный. |
Внешность | Красивая девушка с Розовыми щечками, голубоглазая и светловолосая (Работала, не щадя «редкой красоты своей, не щадя своей нежной молодости»). Лиза не походила на крестьянку, скорее на воздушную барышню из высшего общества. | Молодой, хорошо одетый человек. У него были нежные глаза и красивые розовые губы. Лицо приятное и доброе. |
Социальное положение | Дочь зажиточного поселянина; позже сирота, живущая с матерью старушкой. Простая девушка, крестьянка. | Молодой офицер, дворянин, довольно знатный господин. |
Поведение | Содержит свою больную мать, не умеет читать и писать, часто поет жалобные песни, хорошо вяжет и ткет. | Ведет жизнь настоящего барина, любит развлекаться и нередко играет в азартные игры (проиграл всё имение, в то время как должен был воевать), читает романы и идиллии. Плохо влияет на Лизу. |
Чувства и переживания | Жертва чувств. Всем сердцем любит Эраста. Поцелуй его и первое признание в любви отозвались в душе девушки восхитительной музыкой. Каждую встречу она с нетерпением ждала. Позже Лиза глубоко переживает случившееся. Можно заметить, когда молодой человек соблазнил девушку, грянул гром, сверкнула молния. Узнав, что Эраст женится, недолго думая несчастная девушка бросилась в реку. Для Лизы не существует разума, для нее есть только сердце. Разбитое сердце. | Хозяин чувств. Большую часть своего времени он не знал чем себя занять и ждал чего-то иного. Он «искал» удовольствие в забавах». В городе происходит встреча, и Эраст испытывает чувства к «дочери природы». Он нашел в Лизе то, что сердце его так долго искало. Но вся эта привязанность скорее была иллюзией, потому что любящий человек так не поступил бы, а после смерти Лизы его печалит не потеря любимой, а чувство вины. |
Отношение к окружающим | Очень доверчива; убеждена, что вокруг только добрые и хорошие люди. Лиза гостеприимная, услужливая и благодарная | Частый гость светских мероприятий. Об отношении к другим людям в повести не говорится, но можно сделать вывод, что он в первую очередь думает о себе. |
Отношение к богатству | Бедна, зарабатывает деньги трудом (собирает цветы), чтобы содержать себя и свою маму; моральные качества важнее материальных средств. | Довольно богат; всё измеряет деньгами; вступает в брак по расчёту, покоряясь обстоятельствам; пытается откупиться от Лизы ста рублями. |
Лиза | Эраст | |
Внешность | Необычайно красивая, молодая, светловолосая. | Красивый, молодой, статный, обаятельный |
Характер | Нежная, чувственная, кроткая, доверчивая. | Слабохарактерный, двуличный, безответственный, трусливый, от природы добрый, но ветряный. |
Общественное положение | Крестьянская девушка. Дочь зажиточного поселянина, после смерти которого обеднела. | Светский аристократ, богатый, образованный. |
Жизненная позиция | Жить можно только честным трудом. Нужно заботиться о матери, не огорчать ее. Быть честной и милой с окружающими. | Жизнь была ему скучна, поэтому он часто искал развлечений. |
Отношение к моральным ценностям | Ценила моральные ценности превыше всего. Отступиться могла только ради кого-то, а не по собственной прихоти. | Мораль он признавал, но часто отступал от ее принципов, руководствуясь лишь собственными желаниями |
Отношения к материальным ценностям | Расценивает деньги лишь как средство к существованию. Никогда не гналась за богатством. | Считает богатство основополагающим фактором веселой, счастливой жизни. Ради богатства женился на пожилой женщине, которую не любил. |
Нравственность | Высоконравственная. | Все помыслы его были высоконравственными, но поступки противоречили этому. |
Отношение к семье | Предана своей матери, горячо любит ее. | Не показаны, но скорее всего, он предан семье. |
Отношение к городу | Выросла в деревне, поэтому любит природу. Предпочитает жизнь в глуши городской светской жизни. | Целиком и полностью городской человек. Ни за что не променяет городских привилегий на деревенскую жизнь, только с целью развлечься. |
Сентиментализм | Чувственная, ранимая. Не скрывает чувств, способно говорить о них. | Чувственный, порывистый, сентиментальный. Способен переживать. |
Отношение к любви | Любит чисто и преданно, целиком и полностью отдавшись чувствам. | Любовь — как развлечение. В отношениях с Лизой им движет страсть. Когда никаких запретов больше нет, он быстро охладевает. |
Значение общественного мнения | Для нее не имеет значение, что о ней говорят. | Зависит от общественного мнения и положения в обществе |
Взаимоотношения | Ее чувства с самого начала были кристально чистыми. Влюбленность переросла в крепкую любовь. Эраст был идеалом, единственным и неповторимым. | Чистая красота Лизы завлекла Эраста. Сначала, его чувства были братские. Он не хотел мешать их с похотью. Но со временем, страсть победила. |
Сила духа | Не смогла совладать с болью в душе и предательством. Решилась на самоубийство. | Эрасту хватило силы духа признать себя виновным в гибели девушки. Но все же не хватило силы духа сказать ей правду. |
Повесть «Бедная Лиза», ставшая образцом сентиментальной прозы, была выпущена Николаем Михайловичем Карамзиным в 1792 году в издании «Московский журнал». Стоит отметить Карамзина как заслуженного реформатора русского языка и одного из самых высокообразованных россиян своего времени - это важный аспект, позволяющий в дальнейшем оценить успех повести. Во-первых, развитие русской литературы имело «догоняющий» характер, так как она отставала от европейской примерно на 90-100 лет. В то время как на западе вовсю писали и читали сентиментальные романы, в России еще складывали неуклюжие классические оды и драмы. Прогрессивность Карамзина как литератора состояла в том, чтобы «привезти» из Европы на родину сентиментальные жанры и выработать стиль и язык для дальнейшего написания таких произведений.
Во-вторых, освоение литературы конца 18 века публикой было таким, что сначала для общества писали, как жить, а затем общество стало жить по написанному. То есть, до сентиментальной повести люди читали в основном житийную или церковную литературу, где не было ни живых персонажей, ни живой речи, а герои сентиментальной повести - такие как Лиза - дали светским барышням настоящий сценарий жизни, путеводитель чувств.
Карамзин привез сюжет о бедной Лизе из своих многочисленных поездок - с 1789 по 1790 годы он побывал в Германии, Англии, Франции, Швейцарии (родиной сентиментализма считается именно Англия), а по возвращении опубликовал новую революционную повесть в собственном журнале.
«Бедная Лиза» - не оригинальное произведение, так как его сюжет Карамзин адаптировал для русской почвы, взяв его из европейской литературы. Речь не идет о конкретном произведении и плагиате - таких европейских повестей было множество. К тому же автор создал атмосферу удивительной подлинности, нарисовав себя в качестве одного из героев повести и мастерски описав обстановку событий.
Согласно воспоминаниям современников, вскоре после возвращения из путешествия писатель жил на даче неподалеку от Симонова монастыря, в живописном спокойном месте. Описанная автором обстановка реальна - читатели узнавали и окрестности монастыря, и «лизин пруд», и это способствовало тому, что сюжет воспринялся как достоверный, а герои — как реально существовавшие люди.
Сюжет повести - любовный и, по признанию автора, донельзя простой. Крестьянская девушка Лиза (отец был зажиточным крестьянином, но после его смерти хозяйство в упадке и девушке приходится зарабатывать продажей рукоделия и цветов) живет на лоне природы со старой матушкой. В городе, кажущемся ей громадным и чужим, она встречает молодого дворянина Эраста. Молодые люди влюбляются - Эраст от скуки, навеянной удовольствиями и дворянским образом жизни, а Лиза - впервые, со всей простой, пылкостью и естественностью «природного человека». Эраст пользуется доверчивостью девушки и овладевает ею, после чего, естественно, начинает тяготиться обществом девушки. Дворянин уезжает на войну, где проигрывает все свое состояние в карты. Выходом из положения становится женитьба на богатой вдове. Лиза узнает об этом и кончает жизнь самоубийством, бросаясь в пруд, недалеко от Симонова монастыря. Автор, которому рассказали эту историю, не может вспоминать бедную Лизу без святых слез сожаления.
Карамзин впервые из русских писателей развязал конфликт произведения гибелью героини - так, как, скорее всего, было бы и в реальности.
Конечно, несмотря на прогрессивность повести Карамзина, его герои существенно отличаются от настоящих людей, они идеализированы и приукрашены. Особенно это касается крестьян - Лиза не похожа на крестьянку. Вряд ли тяжелый труд способствовал бы тому, что она оставалась «чувствительной и доброй», вряд ли она вела сама с собой внутренние диалоги изящным слогом, да и поддержать разговор с дворянином она вряд ли могла бы. Тем не менее, это и есть первый тезис повести - «и крестьянки любить умеют».
Центральная героиня повести Лиза - воплощенная чувствительность, пылкость и горячность. Её ум, доброта и нежность, подчеркивает автор, - от природы. Повстречав Эраста, она начинает мечтать не о том, что он, как прекрасный принц, уведет её в свой мир, а о том, чтобы он был простым крестьянином или пастухом - это и уравняло бы их, и позволило быть вместе.
Эраст отличается от Лизы не только по социальному признаку, но и по характеру. Возможно, говорит автор, его испортил свет - он ведет типичный для офицера и дворянина образ жизни - ищет удовольствий и, найдя их, охладевает к жизни. Эраст и умен, и добр, но слаб, неспособен на поступки - такой герой тоже появляется в русской литературе впервые, тип «разочарованного жизни аристократа». Поначалу Эраст искренен в своем любовном порыве - он не лжет, когда говорит Лизе о любви, и получается, что он тоже жертва обстоятельств. Он не выдерживает испытания любовью, не разрешает ситуации «по-мужски», но испытывает искреннее терзание после случившегося. Ведь именно он, якобы, рассказал автору историю о бедной Лизе и привел его к Лизиной могиле.
Эраст предопределил появление в русской литературе ряда героев типа «лишних людей» - слабых и неспособных на ключевые решения.
Карамзин использует «говорящие имена». В случае с Лизой выбор имени оказался «с двойным дном». Дело в том, что классическая литература предусматривала приемы типизации, и имя Лиза должно было означать шаловливого, кокетливого, легкомысленного персонажа. Такое имя могла иметь горничная-хохотушка - хитрый персонаж комедии, склонный к любовным приключениям, отнюдь не невинный. Выбрав такое имя для своей героини, Карамзин разрушил классическую типизацию и создал новую. Он выстроил новую зависимость между именем, характером и действиями героя и наметил путь к психологизму в литературе.
Имя Эраст также выбрано не случайно. Оно означает с греческого «прелестный». Его роковая прелесть, потребность в новизне впечатлений заманили и погубили несчастную девушку. Но Эраст будет корить себя до конца жизни.
Постоянно напоминая читателю о своей реакции на происходящее («с грустью вспоминаю...», «слезы катятся по лицу моему, читатель….»), автор организует повествование так, что оно приобретает лиричность и чувствительность.
"Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами..." . Лиза .
"Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», — думал он и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет" .
"Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! небо не падает; земля не колеблется! Горе мне" Лиза .
"Теперь, может быть, они уже примирились!" Автор
Повесть Карамзина затрагивает несколько тем:
Основной конфликт повести социальный, ведь именно из-за пропасти между богатством и бедностью гибнет любовь героев, а затем и героиня. Автор превозносит чувствительность как высшую ценность человека, утверждает культ чувств в противовес культу разума.