Что такое церковь определение. Что такое церковь в христианском понимании. Что такое Церковь

17.11.2021 Тромбоз

Гостеприимство

Христиа́нская це́рковь (от греч. Κυριακόν , «Господу принадлежащее» или "ekklesia keriakon" - "церковь Господня") - религиозное сообщество христиан , объединённых общей верой в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, который есть создатель Церкви и её Глава. В экклезиологии под Церковью понимается сообщество христиан прошлого и настоящего, составляющих мистическое Тело Христа, главой которого является Христос. В религиоведении под Церковью понимается сообщество христиан, объединённых на основе общего вероучения , как отдельная община, или как всемирное объединение христианских общин.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ История 6 класс. Христианская церковь в раннее Средневековье, три периода

    ✪ История 6 класс. § 2. Христианская церковь в раннее средневековье

    ✪ Христианская церковь в раннее средневековье (рус.) История средних веков.

    ✪ Христианская церковь в раннее Средневековье | Всемирная история 6 класс #3 | Инфоурок

    ✪ Мессианские евреи и христианская церковь (Александр Гольдберг)

    Субтитры

Этимология

От слова «Ἐκκλησία» также происходит название экклезиологии - раздела христианского богословия, освещающего вопросы связанные с церковью.

Употребление термина

Во-вторых, это церковь, как собрание христиан в каком-то одном населённом пункте. В этом значении оно близко к современным понятиям христианской общины или прихода . Однако есть разница: в Новом Завете отсутствуют упоминания о том, что даже в крупных городах существовало бы более одной такой церкви. В современном христианстве это вполне допустимо. Именно употребление понятия «церкви», как местной христианской общины, со временем было ассоциировано с помещением, где организовывались собрания христиан какого то населённого пункта или местности (см. Церковь (сооружение)).

В-третьих, это домашняя или малая церковь - собрание христиан в одной семье, включая родственников, соседей и рабов (если таковые имелись).

В связи с конфессиональным делением Церкви к новозаветным значениям слова добавилось значение церкви, как христианской конфессии , (например, Православная церковь , Католическая церковь , Лютеранская церковь и др.)

Кроме того, слово «церковь» используется для обозначения национальных религиозных организаций в рамках христианских конфессий (например, Русская православная церковь , Сирийская католическая церковь , Эстонская евангелическо-лютеранская церковь и др.) (см.Поместная церковь)

Термин «церковь» иногда используется в качестве самоназвания в том числе и организациями, чья принадлежность к христианству оспаривается , например, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней , Церковь объединения и др., и ярко-антихристианскими организациями, например, Церковь сатаны .

Вселенская Церковь (Церковь Христова)

Существование Христовой Церкви как некоторого ноуменального принципа не является всеобщей очевидностью; поэтому от христианина требуется вера в неё. Об этом прямо говорит Никео-Цареградский Символ веры : «Верую во Единую, Святую , Соборную и Апостольскую Церковь » , признаваемый в исторических церквях и большинстве протестантских конфессий.

Нельзя считать, что в наше время Церковь Христова более нигде не пребывает, напротив, следует верить, что она - цель, к которой должны стремиться все Церкви и церковные Общины. В действительности, элементы этой уже устроенной Церкви существуют, объединены в полноте в Католической Церкви и, без этой полноты, в других общинах. Следовательно, хотя мы и верим, что эти Церкви и отделенные от нас общины страдают некоторыми недостатками, тем не менее они облечены значением и весом в тайне спасения. Ибо Дух Христов не отказывается пользоваться ими как спасительными средствами, сила которых исходит от той полноты благодати и истины, которая вверена Католической Церкви

Границы Церкви в православии

Согласно православному катехизису митрополита Филарета (Дроздова) , «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой , Законом Божиим, священноначалием и Таинствами » . Вопрос о границах Вселенской Церкви в настоящее время остро дискутируется в православии. [ ] Согласно наиболее распространённой и мейнстримной точке зрения считается, что Вселенская Церковь совпадает с границами мирового православия , а находящиеся вне её канонических границ могут принадлежать к ней «невидимо» (в этом принципиальное отличие православного и католического экуменизма , говорящего о невидимом членстве видимой Церкви (православной или католической соответственно), от протестантских экуменических концепций - «теории ветвей» и «невидимой церкви»).

Согласно «Основным принципам отношения к инославию Русской Православной Церкви »,

1.15. Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному её исчезновению в отделившихся общинах. Именно с этим связана практика приема в Православную Церковь приходящих из инославных сообществ не только через Таинство Крещения. Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство.

1.16. Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению. В разделенном христианском мире есть некоторые признаки, его объединяющие: это Слово Божие, вера во Христа как Бога и Спасителя пришедшего во плоти (1 Ин. 1, 1–2; 4, 2, 9), и искреннее благочестие.

1.17. Существование различных чиноприёмов (через Крещение, через Миропомазание, через Покаяние) показывает, что Православная Церковь подходит к инославным конфессиям дифференцированно. Критерием является степень сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни. Но, устанавливая различные чиноприёмы, Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия.

При этом дискуссионным является наличие в инославных исповеданиях, сохранивших формальный канонический строй апостольского преемства , действительного священства, а значит, и благодатности других таинств. Учение о наличие апостольского преемства вне Православной церкви основано на учении о действительности еретического крещения во имя Троицы, совершенного с целью сделать человека частью Церкви (4 канон, раздел «О Крещении», 7 сессия, 19 Вселенского собора - Тридентского собора) ; а также на документах Ферраро-Флорентийского собора , булле папы Евгения 8-22 ноября 1439, о неизгладимости священства. Впервые учение о неизгладимости священства формулируется в православии на Украине в XVII веке, в большом катехизисе Лаврентия Зизания Тустановского , затем Петр Могила в своем требнике излагает уже учение о наличии апостольского преемства вне православия. В новейшее время в России эту точку зрения отстаивали патр. Сергий (Страгородский) и прот. Сергий Булгаков . Согласно такому взгляду, совпадающему с современным официальным учением католической церкви, к церкви невидимо сопричастны не только отдельные инославные христиане в силу их веры и благочестия, но и сохраняющие неповреждённое преемство рукоположений церковные структуры благодаря действительности их таинств. Однако изложенная выше официальная позиция РПЦ оставляет этот вопрос открытым, ссылаясь на «тайну Промысла и суда Божия».

Отсутствие в православной церкви единого органа учительства делает возможным сосуществование в православном богословии полярных точек зрения на границы Церкви - от предельно экуменистической до предельно интегристской.

Границы Церкви в протестантизме

Поэтому главными «скрепляющими связями» Церкви (ср. Еф. ) в представлении протестантов являются не каноничность таинств, а осознанность веры во Христа и готовность следовать за Ним. Таким образом, Церковь представляет собой собрание Христа и всех Его учеников, живых и усопших, вне зависимости от наличия между ними канонического или евхаристического общения. Такое представление обуславливает для некоторых евангельских деноминаций принципиальный отказ от детокрещения (младенцы, по их мнению, в силу возраста не в состоянии иметь веру), а также мотивирует отказ от ограничивания Церкви Христовой конфессиональными рамками. Так, согласно вероучению евангельских христиан-баптистов Церковь представляет собой сообщество «искупленных Кровию Христа людей из всякого колена, языка, народа и племени, находящихся на небесах и на земле» .

В некоторых протестантских конфессиях Церковь иногда называется «невидимой». Это связано с убеждением, что Бог видит Церковь иначе, чем человек. «Подлинные границы Церкви нам неизвестны, только Бог знает, кто из принявших крещение и причисляющих себя к членам Церкви (к её различным конгрегациям) возрождён (рожден свыше) и потому принадлежит к Церкви как духовной общности» , - говорится в статье «Церковь» Новой учебной Женевской Библии. Там же подчеркивается (со ссылкой на слова Иисуса Христа, например, Мф. , Мф. , Мф. ), что в видимой для человека церковной организации всегда будут присутствовать люди (в том числе церковные иерархи), считающие себя христианами, но в глазах Бога не являющиеся таковыми.

«Я создам Церковь Свою и врата ада не одолеют ее» (Мтф. 16:18)

В книге «Деяния Апостолов» мы видим, как Божья церковь родилась, росла и развивалась. Рождение церкви ознаменовалось тем, что Дух Святой был излит на верующих так, как никогда прежде, и Церковь получила задание от Господа - проповедовать Евангелие по всей земле.

Церковь – слово, которое все чаще и чаще мы начинаем использовать в нашей жизни. В России для нас оно обычно ассоциируется с храмом, свечами и иконами. Напротив, собрания христиан, проходящие в зданиях кинотеатров, дворцов культуры, где нет куполов и лампад, нам сразу же представляется, как что-то аномальное, сектантское, не истинное.

Чем же на самом деле является Церковь? Какой она должна быть? Кем она основана и зачем? На эти вопросы можно найти авторитетный ответ только в Библии – Божьем откровении для человека.

До прихода на Землю Господа Иисуса Христа Церкви не было. Это можно определенно сказать на основании следующих соображений:

Христос сказал: «Создам Церковь Мою», значит в то время, когда Он произносил эти слова, Церковь еще не была создана: ее еще не было.

Апостол Павел говорит пресвитерам Ефесской Церкви, что «Иисус приобрел Церковь», то есть, до Христа Церкви никто не приобретал.

«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею» (Деян. 20:28).

Причина «создания» Церкви кроется в любви Божией: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее» (Еф. 5:25). Итак, мы видим, что «автором» и создателем Церкви не был человек. «Автором» Церкви является Сам Бог.

Чтобы лучше понять, что такое Церковь, рассмотрим сначала происхождение и значение этого слова. Греческое слово «экклесиа», также переводимое как «церковь», образовано приставкой «эк», означающей «вовне», и глаголом «калео» - «призывать» (Новый Завет был написан на греческом).

Обычно это слово использовалось для обозначения собрания людей, на котором обсуждались общие для них дела и решались важные для всех вопросы.

С появлением и распространением христианской веры это слово – «экклесиа» стали употреблять для обозначения собрания верующих в Господа Иисуса Христа, как Спасителя и Искупителя.

В Новом Завете слово «экклесиа», помимо узкого значения, относящегося к конкретной группе людей (поместной церкви), приобретает дополнительное значительное содержание, оно становится термином, обозначающим Божий народ в целом (Вселенскую Церковь).

Важно понять, что слово " Церковь " имеет отношение не к зданию, а к людям, собранным Богом в определенном месте и с определенной целью.

Где бы ни собирались христиане для поклонения Богу - в специальных зданиях, в своих домах или арендованных помещениях - само их собрание является Церковью. То есть, выражение "ходить в Церковь" означает "ходить в собрание христиан".

В книге Деяний Апостолов мы можем видеть, как Божья Церковь родилась, росла и развивалась. Рождение Церкви ознаменовалось тем, что Дух Святой был излит на верующих так, как никогда прежде, и Церковь получила задание от Господа - проповедовать Евангелие по всей земле.

В книге «Деяния апостолов», во второй главе, с 42 по 47 стихи написано о том, что Церковь - это место, где проповедуется Слово Божье на понятном и доступном народу языке. Благодаря этому, верующие могут познавать Бога и Его волю для своей жизни.

Все, что совершал Иисус, когда Он ходил повсюду, теперь совершают его ученики. В Евангелие от Марка 16:20 сказано: «А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями».

Исцеление от различных болезней, духовное и физическое восстановление – это то, что должно присутствовать в Церкви, где живет Дух Божий (Иак. 5:13-18).

Церковь – это люди, верующие в Иисуса и близко связанные друг с другом любовью Господа. Мы можем видеть из Писания, что отношения в семье являются прообразом отношений верующих в Церкви, поэтому мы являемся братьями и сестрами во Христе, имея одного Отца Небесного;

Церковь – это место взаимопомощи. В ней люди учатся служить друг другу, а также помогать нуждающимся в этом мире. В поместной Церкви существует множество служений для осуществления этой цели

Мы видим, что посещение Богослужений два раза в год - на Рождество и Пасху - не было в духе первых христиан. Здесь же рассказывается о том, что в Церкви верующие постоянно собирались в домах друг у друга для молитвы и изучения Слова Божьего, а также, просто, для дружеского общения за столом.

Церковь – это единый народ Божий. Библия говорит о ней, как о Теле Христовом. Верующие – части этого тела. Как в физическом теле часть не может жить отдельно от всего тела, так и в духовном мире.

Это жизненно необходимо для каждой части Тела Христова: чтобы сохранить живую веру в Господа и любовь - быть соединенным с другими частями Тела. Церковь – это не то место, куда надо ходить. Церковь – это то, частью чего нужно являться (Ефес. 1:22; 1Кор.12:27).

Также удивит многих то, что здесь говорится, что церковь – это то место, где преизобилует радость, простота и веселье. (1-е Фес. 5:16)

Церковь – это место прославления и поклонения Богу. Библия учит, что мы можем прославлять Бога во время богослужений на различных музыкальных инструментах. Петь Ему с радостью, восклицанием, хлопая в ладоши и даже танцуя перед Ним (см. Псалмы 97,150. Здесь "хвалить с ликами" – буквально переводится «Славить Бога в танцах»).

Ну и, конечно же, молитва – это то, что было неотъемлемой частью жизни первой Церкви и остается таковой и теперь. «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?» (Мар.11:17)

Церковь Христа является «столпом и утверждением истины» (1Тим. 3:15). Она ведет непрестанную борьбу с силами дьявола. Победа в этой борьбе по обетованию Господа останется на стороне Церкви: «врата ада не одолеют ее».

Один из главных факторов, чем Церковь отличается от других земных организаций, есть то, что Иисус является ее главою. Он – Бог, Он наполняет Церковь Своим присутствием.

В Евангелие от Матфея, в 20-м стихе 18-ой главы говорится: «Где двое или трое собрались во имя Христа (в храме, на улице или на кухне, не имеет значения), там и Иисус посреди них».

Поэтому, когда мы, кто любит Господа, приходим на собрания верующих, то получаем вдохновение, утешение и исцеление, ответы на наши нужды. Там текут потоки жизни, радости и силы потому, что Христос – есть Бог и Он пришел на эту землю, чтобы дать нам жизнь с избытком (Ин.10:10).

Он открыл нам двери для познания Бога. Он заплатил сполна за наши грехи на Голгофе около 2000 лет назад. Он не перестает любить людей и сейчас.

Важно, чтобы каждый знал, что он может стать частью Церкви не через особые ритуалы, а через духовное рождение, которое от Бога.

«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3:3-5). Это происходит, когда человек всем сердцем раскаивается в грехах, обращается от старого пути и признает Иисуса Господом, он рождается свыше и получает мир с Богом.

Следующим важным шагом является присоединение к Церкви. Как новорожденный младенец не может выжить без заботы и любви своей семьи, своих близких, так и «новорожденный» христианин нуждается в заботе и помощи своей духовной семьи - Церкви, чтобы хранить веру и возрастать духовно.


Понятие "церковь" необычайно ёмкое и включает в себя множество самых различных определений. Под ним могут подразумеваться как конкретные религиозно-административные структуры, так и отвлечённое, сугубо философское понятие. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся формы употребления этого термина.

Что такое церковь по определению Нового Завета?

Экклезиология - один из разделов христианского богословия, даёт философское определение данного термина. Она учит, что церковь - это мистическое Тело Христово, представляющее собой сообщество всех христиан, как ныне живущих, так и давно оставивших этот мир. Его главой является сам Христос. Подобное определение вытекает из текста Нового Завета, и является каноническим. Таким образом, церковь - это люди, верующие во Христа, вне зависимости от места и времени их присутствия в этом мире.

Надо отметить, что там же встречается употребление слова церковь ещё в двух различных значениях. Под ним, в частности, подразумевается собрание последователей христианского вероучения в каком-то одном определённом населённом пункте, что соответствует современным понятиям прихода или общины.

Кроме того, Новый Завет определяет значение слова церковь и как собрание единоверцев в одной семье, включая в их число также родственников, друзей, соседей и даже рабов (в ту эпоху это было нормальным явлением). Таким образом, христианская семья - это не что иное, как малая церковь.

Раскол некогда единой церкви

После того как в результате определённых исторических процессов прежде единая христианская церковь разделилась на несколько направлений, к тем новозаветным определениям, которые были приведены выше, добавились иные, указывающие на её конфессиональную принадлежность. Например, православная церковь, римско-католическая, лютеранская, англиканская и ряд других.

Великий раскол церкви начался в 1054 году, когда она окончательно разделилась на Западную и Восточную ветвь. Это стало результатом длительных богословских споров, вызванных определёнными догматическими противоречиями, но, главное, непомерными претензиями римских понтификов (пап) на управление церковью Востока.

В результате образовались православная и католическая церкви, каждая из которых претендовала на истинность как в области догматики (основного вероучения), так и в обрядности. В дальнейшем процесс деления продолжался и затронул обе церкви. В настоящее время вселенская христианская церковь - это весьма сложная по своей организации структура.

Характерные черты православной догматики

Православная церковь имеет ряд характерных особенностей, главной из которых является неукоснительное следование догматическому учению, сформулированному в тексте документа, принятого Вторым Вселенским собором в 381 году и именуемого «Символом веры». Людям воцерковленным он хорошо известен, для тех же, кто с ним незнаком, следует пояснить, что он декларирует:

  1. Возможность спасения души лишь при условии веры в единого Бога.
  2. Одинаковое прославление всех трёх, равных между Собой лиц Святой Троицы - Отца, Сына и Святого Духа.
  3. Признание того, что Иисус Христос является помазанником Божиим и Его сыном, рождённым от Отца прежде сотворения мира.
  4. Веру в воплощение Бога в человеческую природу Иисуса.
  5. Признание Его распятия во спасение людей, а затем на третий день воскресения, вознесения на Небо.
  6. Во всеобщее воскресение и последующую жизнь.
  7. Исповедание догмата, в соответствии с которым, носителем жизни является Святой Дух, исходящий от Бога Отца.
  8. Признание Христовой церкви единой, святой, всеобъемлющей и возглавляемой её создателем - Иисусом Христом.
  9. Вера во святое крещение, как единственный путь, ведущий к оставлению грехов.

Из этого перечня основных тезисов православного вероучения видно, что церковь, история которой берёт начало с явления миру Сына Божьего, создана как путеводная нить, ведущая к вечной жизни.

Священство, установленное в православии

По своему иерархическому устройству православное священство делится на три ступени, высшая из которых - епископат, включающий в себя епископов, архиепископов, митрополитов, экзархов и патриархов. Эту категорию составляют исключительно представители так называемого чёрного духовенства, то есть лица, принявшие монашеский постриг.

Уровнем ниже идут пресвитеры - иереи и протоиереи, в число которых входят также и священники - представители белого духовенства, не являющиеся монахами. И, наконец, низшую ступень составляют дьяконы и протодьяконы - священнослужители, прошедшие обряд рукоположения, но не имеющие права самостоятельно совершать таинства.

География современного православия

В настоящее время большинство православных находится на территории России. Они составляют примерно 40% от всех живущих на планете. Однако немало и других государств, в которых лица, относящиеся к этой конфессии, составляют большинство населения. Среди них можно назвать: Украину, Румынию, Македонию, Грузию, Болгарию, Черногорию, Сербию, Молдавию, Кипр, Грецию и Беларусь.

Кроме того, есть ряд стран, в которых православие, не являясь доминирующей религией, охватывает, тем не менее, значительную часть граждан. Это Финляндия, Албания, Литва, Эстония, Герцеговина, Босния, Казахстан, Латвия, Киргизия, Туркмения и Алеутские острова.

Слово «церковь» - это ещё и обозначение конкретной национальной религиозной организации внутри какой-либо определённой конфессии. Всем хорошо знакомы такие названия национальных церквей, как Сирийская католическая или Эстонская евангелическо-лютеранская. К их числу относится и наша отечественная - Русская православная церковь. Остановимся на ней подробнее.

Русская православная церковь (РПЦ)

Другим её официальным и часто употребляемым названием является Московский патриархат (МП). Среди всех мировых поместных автокефальных церквей, то есть охватывающих своим влиянием определённую территорию и управляемых архиереем в сане от епископа до патриарха, Русская православная церковь является самой большой. Кроме того, на территории России именно она - самая крупная и влиятельная религиозная организация.

Начало истории РПЦ связано с крещением Руси, состоявшимся в 988 году. В ту эпоху она являлась лишь митрополией - одной из частей Константинопольского патриархата, и первым её предстоятелем был митрополит Михаил, посланный на Русь византийским патриархом Николаем II Хрисовергом.

Оплот мирового православия (1453 год) Москва сделалась единственным оплотом мирового православия - своего рода Третьим Римом. Окончательное оформление она получила на Руси после установления в 1589 году патриаршества.

Раскол и упразднение патриаршества

Тяжёлые потрясения выпали на долю РПЦ в середине XVII столетия, когда по инициативе патриарха Никона проводилась церковная реформа, ставившая своей задачей исправление богослужебных книг, а также внесение определённых изменений сугубо обрядового характера. Результатом этих, по существу, правильных и разумных, но несвоевременно и непродуманно выполненных действий стало недовольство значительной части населения страны, вылившееся в церковный раскол, последствия которого ощущаются и в наши дни.

В отличие от Западной ветви христианства, Русская православная церковь на протяжении всей своей истории (за редкими исключениями) не претендовала на подмену собой светских институтов власти. Более того, в 1700 году, после кончины патриарха Адриана, она, по распоряжению Петра I, полностью перешла в подчинение Священного синода, являвшегося, по сути, не чем иным, как министерством, возглавляемым к тому же светским лицом. Патриаршество было восстановлено лишь в 1943 году.

Испытания XX века

Периодом жестоких испытаний для всей РПЦ стал и XX век, когда в результате захвата власти большевиками в отношении её служителей и наиболее активных прихожан был установлен террор, по своим масштабам сопоставимый лишь с гонениями первых веков христианства. Недаром эти десятилетия стали периодом обретения венцов святости многими новомучениками и исповедниками российскими. В наши дни идёт активный процесс её возрождения, начало которому было положено перестройкой, позволившей народу обратиться к своим духовным истокам.

Культовые сооружения

Продолжая разговор о том, что означает слово "церковь", нельзя упустить из виду и его употребление, применительно к христианским культовым сооружениям, предназначенным для совершения религиозных обрядов и богослужений. Они могут также называться храмами или соборами. Причём если храмом может называться, вообще, любая церковь, то собор - это, как правило, главная церковь монастыря или целого города. Когда в нём помещается кафедра правящего архиерея, то он получает статус кафедрального собора.

Не следует путать церкви с часовнями. Их главное отличие не в размерах, а в наличии или отсутствии помещения, в котором расположен алтарь - обязательная принадлежность церкви. В часовнях алтарей нет и поэтому в них, за исключением крайних случаев, литургия не совершается. Из всего вышесказанного видно, что церковь - это не только религиозная организация или философское понятие, но и конкретное культовое сооружение.

Когда люди в наше время говорят слово «церковь», то они под этим подразумевают здание с куполами и крестами. Однако, в этом случае, понятие «церковь» полностью отождествляется с понятием «храм». Православная церковь очень четко объясняет различие между этими двумя терминами.

Действительно, всем людям проще сказать: «Пошли в церковь», чем: «Пошли в храм». Но, тем не менее, понятие «церковь» означает, в первую очередь, не каменные стены, а людей.

Церковь (согласно православному учению) - это группа людей, которые объединены верой в Иисуса Христа, Законом Божиим, подчиняются священноначалию и участвуют в церковных таинствах.

Такое определение церкви появилось еще в первых веках христианства. Однако после того как император Константин Великий издал указ о веротерпимости, а христианство получило свободу, в христианской среде стали распространяться различные еретические и сектантские учения и движения, которые тоже именовали себя церквами. Деятельность этих движений не прекращается и по сей день. Следует также отметить, что сектанты и еретики не только называют свои организации церковью, но и стараются воплотить в жизни все характеристики, которые свойственны истинной церкви (то есть Закон Божий, вера в Иисуса Христа, подчинение священноначалию и участие и таинствах). Поэтому на первый взгляд, доказать где истинная церковь, а где секта, бывает очень сложно.

Иисус Христос во время одной из своих проповедей сказал: «Я есть путь, истина и жизни». Это учение стало ключевым для всех богословов, так как оно окончательно помогло дать абсолютно четкое понятие, что такое церковь, а что такое секта или ересь.

Путь - это каноническая иерархия, которая передается через таинство Священства (рукоположения) от самих апостолов. Истина - это евангельское учение Иисуса Христа. Жизнь - это участие в церковных таинствах. Если в организации, которая называет себя церковью, нет хотя бы одного из этих компонентов, то это не истинная церковь.

Хотя и сектанты имеют своих лидеров, но у них нет канонической иерархии, которая передавалась через святых апостолов. Часто сектанты задают вопрос: а почему только православная иерархия считается истинной? А затем они приводят кучу ссылок из Библии, которые как бы доказывают, что нет разницы, от кого пошла иерархия. Однако здесь есть два важных момента, которые разбивают учение сектантов об иерархии в пух и прах. Во-первых, Иисус Христос когда-то дунул на апостолов и сказал: «Возьмите Дух Святой, кому отпустите грехи, тому отпустятся, кому оставите, тому останутся». Иисус Христос сказал это только апостолам, а не всем людям. Во-вторых, во время праздника Пятидесятницы Святой Дух в виде огненных языков сошел только на апостолов, а не на всех людей. Из этого можно увидеть, что истинная иерархия идет только от апостолов.

Кроме того, если обратить внимание на то, что Господь разрешил только апостолам прощать грехи (а кроме прощения грехов совершать также другие таинства), то только каноническая иерархия может совершать церковные таинства.

Поэтому у сектантов нет ни правильной иерархии, ни благодати от таинств, которые совершают их лидеры. Учение же сектантов сильно отличается от истинного вероучения. Поэтому любая секта не может именовать себя церковью.

Большинство граждан постсоветского пространства являются православные, намного меньше людей - это католики. В Украине также есть греко-католические приходы. Разногласия между православной и католической церквями постоянно огорчает как одних, так и других. Православная церковь признает католическую иерархию и все таинства католиков и наоборот (как пример можно сказать, что католиков при принятии в православие заново не крестят). Однако у этих двух веток христианства до сих пор существуют разногласия между учением. Также, несмотря на признание иерархии и таинств, верующие этих церквей не могут молиться вместе. Однако это еще полбеды. Вторая проблема заключается в том, что вопросом о совместной молитве никто не занимается: ни православные, ни католики.

Так что нужно помнить, что церковь - это не здание, а прежде всего люди, которые объединяются вокруг Первоисточника всего бытия, а не вокруг слепого сектантского учения, так как сектантское мировоззрение лишено всякой благодати.

Немного найдется слов, которые используются христианами так же часто, как слово «церковь». К сожалению, немного и тех людей, которые вкладывают в это слово тот же смысл, что и Библия, и применяют его библейское значение на практике. Учитывая важность правильного понимания того, что Божье Слово говорит о церкви, мы посвятим эту статью подробному рассмотрению данной темы.

1. Церковь: определение

Бегло взглянув но то, что большинство людей понимает по «церковью», мы увидим, что подавляющее большинство использует это слово либо для обозначения здания, где проводятся различные религиозные церемонии, либо как часть названия различных деноминаций . Однако такое использование слова «церковь» не соответствует определению, данному в Божьем Слове. Таким образом, необходимо более тщательно рассмотреть его значение.

1.1 Слово «еkklesia» и его общее значение

Слово «церковь» - это перевод греческого слова «ekklesia», которое означает «призванные, созванные ». Как пишет Э.У. Буллингер, это слово употребляется для обозначения «любого собрания, но в особенности собрания граждан, или избранных граждан». В Новом Завете оно используется 115 раз, где в 3 случаях переводится как «собрание», и в остальных 112 – как «церковь». Рассмотрев те 3 случая, где данное слово означает «собрание», мы убедимся, что оно относится не только к христианским собраниям. Например, в Деяниях 19 так говорится о выступавших против Павла в Ефесе:

Деяния 19:32, 35, 39, 40
«Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание [греч. «ekklesia»] было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались… Блюститель же порядка, утишив народ, сказал [собранию]: … «А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании [греч. «ekklesia»]. Сказав это, он распустил собрание [греч. «ekklesia»]».

Из этого отрывка ясно видно, что слово «ekklesia» использовалось для обозначения нехристианского, а в нашем случае даже антихристианского собрания. «Септуагинта», перевод Ветхого Завета на греческий, также подтверждает значение слова «ekklesia» как «собрание». Там это слово используется 71 раз и во всех случаях соответствует еврейскому слову «qahal», которое означает «встречу, собрание, в значении действия; сход, собор; собрание в более широком смысле, как множество людей, войск, народов, нечестивых, праведных и т.д.».

На основании этого мы можем сделать заключение: общее значение слова, в нашей Библии переведенного как «церковь», - «собрание». Данное слово не использовалось исключительно для обозначения христианских собраний, или зданий, в которых проводились эти собрания. Напротив, это было общее понятие, используемое для обозначения любого собрания.

1.2 Слово «ekklesia»: его значение в Слове Божьем

Мы рассмотрели общее значение слова «ekklesia», и теперь пришло время узнать, что оно означает в Божьем Слове, и особенно в той части Слова, где говорится о веке благодати (то есть в Деяниях и посланиях ), в котором мы живем. Там, хотя это слово опять-таки означает собрание, подразумевается особое собрание, в которое входят только рожденные свыше, то есть все те, кто устами своими исповедал Иисуса Господом и поверил в своем сердце, что Бог воскресил Его из мертвых (Римлянам 10:9). Еще одно понятие, используемое в Библии для обозначения верующих во Христа по всему миру , это «тело» или «тело Христово». Свидетельства того, что слова «церковь», «тело» и «тело Христово» являются эквивалентными понятиями, обозначающими общность христиан в целом, можно найти в различных отрывках Божьего Слова. И, начиная с 1 Коринфянам 12:27, мы читаем:

1 Коринфянам 12:27
«И ВЫ - тело Христово , а порознь - члены».

А в Колоссянам 1:18 написано:
«И Он [Иисус Христос] есть глава тела Церкви …»

Кроме того, в Ефесянам 1:22-23 говорится:
«И [Бог] все покорил под ноги Его [Христа], и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его [Христа] …»

МЫ, все верующие вместе, составляем Тело Христово. В Библии не сказано, что в одном месте собрано одно тело, а в другом – другое. И Библия не называет одну деноминацию одним телом, а другую – другим. В ней лишь сказано, что «вы – Тело Христово », «церковь ». А слово «вы» относится ко мне, к вам и к каждому рожденному свыше верующему. Слово Божье вообще не проводит никаких разграничений на основании деноминации, расы, социального статуса, местожительства или других факторов. В Галатам 3:26-28 говорится:

Галатам 3:26-28
«Ибо ВСЕ вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса ; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе ».

Мы все, без каких-либо различий, Божьи дети по вере в Иисуса Христа, и все , опять-таки без каких-либо различий, члены тела Христова.

Церковь или Тело только одно, а не несколько , и это также ясно из других отрывков в Писании. В послании к Римлянам 12:4-5 мы читаем:

Римлянам 12:4-5
«Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены».

Также в 1 Коринфянам 12:12-13 сказано:
«Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело , - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело , Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» .

1 Коринфянам 12:20
«Но теперь членов много, а тело одно ».

Ефесянам 2:16
«[дабы…] в одном теле примирить обоих [иудеев и язычников] с Богом посредством креста, убив вражду на нем».

Ефесянам 4:4
«Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания».

И, наконец, Колоссянам 3:15
«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле , и будьте дружелюбны».

Из данных отрывков очевидно, что церковь, тело Христово – это единая общность, включающая в себя всех рожденных свыше, то есть тех, кто исповедал своими устами Иисуса Господом и поверил в своем сердце, что Бог воскресил Его из мертвых. К сожалению, то, что в Божьем Слове сказано очень ясно, многие христиане игнорируют, по крайней мере, об этом свидетельствует существование большого количества деноминаций. И действительно, многие из нас вместо того, чтобы считать всех верующих членами единого Тела Христова и всех остальных христиан братьями и сестрами в одном теле, называют себя членами определенной деноминации, которую также считают телом или Церковью с большой буквы, а все христиане, не принадлежащие к этой деноминации, расцениваются, как чужие или даже враги. К счастью, Божье Слово не разделяет такой позиции. И, как мы видим, для Бога мы (все христиане) не чужие и не враги друг другу, даже если у нас разные взгляды на многие вопросы. Если мы соглашаемся с тем, что Иисус Господь и что Бог воскресил Его из мертвых, мы все – дети Божьи, братья, члены одного тела, и, как говорится в послании Римлянам 12:5, члены друг другу. Не прекрасно ли это? И действительно жаль, что дьяволу удалось скрыть эту чудесную истину, заставив нас думать, что тело ограничивается деноминацией, организацией или собранием. Но это не есть тело, а лишь части тела , которое состоит из тысяч других собраний и миллионов христиан, даже если их взгляды сходятся лишь в том, что Иисус есть Господь, и Бог воскресил Его из мертвых. Поэтому вместо межденоминационной вражды и ненависти, мы должны вложить в свое сердце истину о том, что мы одно тело, и вести себя соответственно, любя и служа другим христианам, которые вместе с нами составляют одно тело. В противном случае мы обречены враждовать друг с другом, тем самым лишь причиняя вред телу.

2. Церковь: ее глава

Убедившись в том, что церковь, по определению Библии, едина и включает в себя всех тех, кто верит в Господа Иисуса Христа и Его воскресение, перейдем к вопросу о том, кто является главой или начальником в церкви. И вновь, ответ Библии на этот чрезвычайно важный вопрос предельно ясен. В Ефесянам 5:23 говорится:

Ефесянам 5:23
«Христос глава Церкви ».

Вот еще отрывки, подтверждающие, что Господь Иисус является начальником и главой церкви:

Ефесянам 1:22
«…и [Бог] все покорил под ноги Его [Иисуса], и поставил Его выше всего, главою Церкви ».

Колоссянам 1:18
«И Он [Иисус] есть глава тела Церкви ».

Из всех этих отрывков мы видим, что Бог поставил главой церкви и ВСЕГО, что с ней связано, Господа Иисуса Христа . Он есть глава, а церковь – Его Тело. Как и в физическом теле голова управляет всем, так и в церкви Христос, являясь главой над всеми, ведет церковь и управляет ею. Он и только Он ее лидер и единственный начальник. Таким образом, в противоположность различным иерархиям, которые можно увидеть во многих деноминациях и организациях, иерархия церкви, установленная Богом, выглядит следующим образом: прежде всего Бог, глава Христу (1 Коринфянам 11:3). Затем Христос, глава церкви, и затем все мы, верующие в Иисуса Христа и его воскресение, составляющие тело Христово – церковь. Отсюда мы делаем следующий вывод: существует не «множество церквей с большим количеством смертных начальников», а «ОДНА церковь с ОДНИМ бессмертным главой – Господом Иисусом Христом».

3. Церковь: ее члены

Мы уже убедились, что единственное условие, необходимое для того, чтобы стать членом церкви, это быть рожденным свыше или спасенным, что происходит, я повторюсь, когда мы исповедуем своими устами Иисуса Господом и сердцем своим верим, что Бог воскресил Его из мертвых (Римлянам 10:9). Мы также убедились в том, что начальник и глава церкви – Господь Иисус Христос. Далее, учитывая вышесказанное, мы более подробно рассмотрим роль членов тела Христова.

3.1: Различные нужды и различные роли в церкви

Бог совершенно не случайно представляет церковь, как тело. Хотя в предыдущей части мы уже рассматривали Христа, как главу церкви, 1 Коринфянам 12 раскрывает эту метафору более подробно. Начиная со стиха 12, мы читаем:

1 Коринфянам 12:12-14
«Ибо, как тело одно (физическое тело – прим. автора), но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос . Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело (церковь – прим. автора), Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих ».

Четыре раза в этом отрывке нам говорится, что тело одно , что еще раз подтверждает то, в чем мы уже убедились, то есть что существует только одно Тело, к которому принадлежат все христиане. Однако здесь сказано кое-что еще: «Тело же не из одного члена, но из многих ». Стихи 15-20 помогут нам лучше понять, что Господь хочет нам этим сказать. В них мы читаем:

1 Коринфянам 12:15-20
«Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно . А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно ».

В данном отрывке Павел проводит богодухновенное сравнение между физическим телом и церковью, Телом Христовым. И вывод его таков, что, как физическое тело состоит из многих членов, каждый из которых выполняет определенную функцию, необходимую телу, так и в Теле Христовом, в церкви, много членов, каждый из которых Господь расположил так, как Ему было угодно , чтобы выполнять необходимое для Тела действие, которое может отличаться тех функций, которые выполняют другие члены тела. Чтобы лучше разъяснить нам этот принцип, Павел просит нас представить себе, что бы было, если бы все было глазом. Ясно, что в таком гипотетическом случае, человек не мог бы ни чувствовать запах, ни двигаться, ни сгибаться – не имел бы ничего, кроме зрения. И поэтому чем иметь тело, состоящее только из глаз, гораздо лучше, если тело обладает различными функциями, отвечающими его нуждам. Таким образом будут задействованы все члены тела, и все нужды тела будут удовлетворяться наилучшим образом. Как сказано в 1 Коринфянам 12:19: « А если бы все были один член (то есть если все бы члены выполняли одну и ту же роль – прим. автора), то где было бы тело ?» Если перенести этот принцип на тело Христово: вместо того, чтобы всем членам выполнять одну и ту же роль, гораздо лучше распределить обязанности между членами тела, чтобы каждый был полноценно задействован, и все нужды тела удовлетворялись. Именно так и происходит. В послании к Римлянам 12:4-5 говорится:

Римлянам 12:4-5
«Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы , многие, составляем одно тело во Христе».

Как видно из этого отрывка, в Теле Христовом существует разделение обязанностей, и каждому его члену в теле отведена роль, которая может отличаться от роли другого. Но кто определяет нашу роль в Теле Христовом? 1 Коринфянам 12:18 дает нам ответ. Там сказано: «Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно ». Таким образом, именно Бог определяет нашу роль в Теле.

Убедившись в том, что в Теле Христовом существует множество обязанностей, и не все члены Тела выполняют одни и те же обязанности, давайте перейдем к следующим аспектам. Ниже в 1 Коринфянам 12 мы читаем:

1 Коринфянам 12:21-25
«Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге».

В Теле Христовом нет ни одного члена, который бы не нуждался в других членах, и нет ни одного, который бы не был нужен в Теле Христовом. Данный отрывок говорит нам, что Бог составил Тело таким образом, чтобы члены его были зависимы друг от друга.

Возвращаясь к обязанностям в Теле: в 1 Коринфянам 12:28-30 говорится:

1 Коринфянам 12:28-30
«И иных Бог поставил в Церкви (в теле – прим. автора), во-первых, Апостолами , во - вторых, пророками , в-третьих, учителями ; далее, иным дал силы чудодейственные , также дары исцелений , вспоможения , управления , разные языки . Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?»

В этом отрывке Божье Слово перечисляет нам обязанности, существующие в Теле Христовом, и которые, как уже было сказано, распределены между членами тела, как Ему было угодно . В приведенном выше отрывке перечислены следующие роли: апостолы, пророки, учителя, чудотворцы, имеющие дары исцелений, говорящие на языках, истолкователи языков . В Ефесянам 4:7-8, 11 об этом говорится подробнее. Мы читаем:

Ефесянам 4:7-8, 11
«Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам… И Он [Христос] поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями».

Также в послании к Римлянам 12:4-8 сказано:
«Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием».

Как мы видим из этих отрывков, в Теле существует множество разных функций. Бог Сам распределяет их между членами так, чтобы наилучшим образом удовлетворить все нужды Тела. Так, есть учителя, чтобы учить, евангелисты, чтобы благовествовать, пастыри, чтобы пасти церковь и т.д. Как и наше физическое тело, Тело Христово самодостаточно, потому что Бог определил каждому члену определенную функцию для восполнения любых нужд.

4. Подробное рассмотрение 1 Коринфянам 12:28-30

На основании всего вышесказанного читатель может подумать, что человек может принести пользу Телу, исполняя только ту роль, которую ему назначил Бог. Иными словами, можно подумать, что учитель не может выполнять обязанности пастора, или что никто не может говорить на языках, или истолковывать, или пророчествовать, если Господь не отвел ему такой роли в Теле. В подтверждение этой точки зрения часто используется 1 Коринфянам 12:28-30. Там говорится:

1 Коринфянам 12:28-30
«И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во- вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?»

Многие истолковывают вопросительные знаки в этом отрывке так, что говорить на языках, истолковывать языки, пророчествовать, учить или исцелять могут не все христиане, а только те, кому предназначена в Теле эта обязанность. Однако такой вывод можно сделать, только если проигнорировать контекст отрывка, и также другие отрывки по той же теме. Возьмем для примера иные языки. 1 Коринфянам 12:8-12 выделяет это дар, как одно из девяти проявлений Духа , а в 1 Коринфянам 14:5 ясно говорится, что Бог желает, чтобы все говорили языками. В 1 Коринфянам 14:5 сказано:

1 Коринфянам 14:5
«Желаю, чтобы вы все говорили языками».

Слово «желаю» в этом отрывке стоит в настоящем времени. В греческом используется глагол «thelo», что означает «желать, любить, восторгаться, наслаждаться» . Глагол стоит в настоящем времени, и это говорит о том, что Бог выражает свое желание и предпочтение для настоящего времени. Итак, Бог хочет и желает, чтобы вы говорили на языках сейчас. «Я желаю , чтобы все вы говорили языками», – говорит Господь. И это не гипотетическое желание , это то, чего Бог хочет сейчас, в настоящем времени от всех нас.

Возвращаясь к нашей теме, необходимо ответить на простой вопрос: возможно ли такое, что Бог желает, чтобы все мы говорили языками, если бы говорение языками не было бы доступно всем? Конечно же, нет . Итак, если Бог желает, чтобы ВСЕ мы говорили языками, это значит, что ВСЕ мы можем говорить языками. Именно так говорит Божье Слово, и ничего другого здесь не подразумевается. Кстати, все без исключения христиане могут не только говорить на иных языках, но и пророчествовать и истолковывать языки. В 5 стихе нам говорится:

1 Коринфянам 14:5
«Желаю (греч. «thelo» - «хочу» – прим. автора), чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы (все – прим. автора) пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание».

Поскольку Бог просит нас не только говорить на языках, но и пророчествовать и изъяснять (последние два дара используются нами в церкви для назидания Тела Христова), это означает, что мы можем не только говорить языками, но и пророчествовать и изъяснять.

Итак, с учетом всего вышесказанного, что означают вопросы в 1 Коринфянам 12:28-30? Ответ следует искать в контексте отрывка. И как мы убедились, контекст (1 Коринфянам 12:12-30) говорит не о проявлениях духа, а о предназначении , об особых обязанностях , которые верующий может выполнять в церкви. В нашем случае ВСЕ христиане могут и должны говорить языками, изъяснять, пророчествовать и стремиться к проявлению всех девяти даров Духа, перечисленных в 1 Коринфянам 12:7-10. Однако не всем дано служение или какая-то особая роль в Теле , связанная с говорением на языках, учительством, пророчеством или изъяснениям ит.д. Чтобы лучше понять этот момент, давайте представим, что некто поставлен Богом учителем в церкви, а другой поставлен служить через иные языки. Оба они могут и учить, и говорить языками, но для служения в Теле первый принесет больше пользы через учение, а второй – через иные языки. Как мы уже убедились, все мы принадлежим одному Телу, однако мы все разные члены.

В заключение следует сказать следующее: все христиане могут делать все . Однако в Теле Бог поставил одних на одно служение, а других – на другое. Если кто-то сейчас задается вопросом, какова его роль в теле, то я отвечу: обратитесь к Богу и спросите, чего Он хочет от вас. Не важно, как будет называться это служение, потому что я могу быть назначен в Теле благовестником, но не делать этого. С другой стороны, если я предоставлю себя Богу, Он обязательно подведет меня к тому, что, с Его точки зрения, я должен делать в Теле. Я даже, возможно, не буду знать, как называется моя роль, но не это важно. Важно предоставить себя в распоряжение Богу, чтобы Он мог использовать меня, члена Тела, так, как считает нужным. Таким образом, мы должны обратиться к Богу и попросить Его показать нам, для чего мы Ему нужны в Теле. Его дело – показать нам, как Он хочет нас использовать в Теле, и вести нас в этом направлении. Наше дело – предоставить себя в Его распоряжение, делать все, что Он скажет, и действовать, когда Он этого хочет.

Примечания

Например, «римско-католическая церковь», «греческая православная церковь», «англиканская церковь» и т.д.

См. «Аналитическая симфония к Библии» Янга (Young"s concordance to the Bible, р.59).

См. «Исследование слов Ветхого Завета» Уилсона (New Wilson"s Old Testament Word Studies, Kregel Publications, Grand Rapids, Michigan, p.92).

Кроме трех случаев упоминания в евангелиях и семи случаев упоминания в Откровении, в большинстве своем слово «ekklesia» встречается в Деяниях и посланиях.

Кроме использования в широком смысле, слово «церковь» также используется в узком смысле, означая собрание рожденных свыше верующих в определенной местности. Так в посланиях Римлянам 16:3-5 и 1 Коринфянам 4:15 нам говорится о церкви в доме Прискиллы и Акилы, то есть о собрании верующих, проходившем в их доме. Также в Колоссянам 4:15 говорится о церкви в доме Нимфана. Есть и другие отрывки, где поместные собрания верующих названы церквами: Римлянам 16:1, 1 Коринфянам 1:2, 1 Фессалоникийцам 1:1 и Галатам 1:2. В каком значении используется слово церковь (поместное собрание верующих или тело Христово по всему миру) в том или ином отрывке определяется из контекста.

Характерно, что хотя слово «церковь» встречается также и во множественном числе, если используется в узком смысле (см. сноску 5 и Галатам 1:21), слово «тело» никогда не используется во множественном числе и всегда означает единое вселенское Тело Христово, Вселенскую церковь.

В 1 Коринфянам 11:3 также говорится, что и у Христа есть глава - Бог.

Более подробно мы рассматриваем 1 Коринфянам 12:28-30 в четвертом разделе статьи. Также обратите внимание, что апостол – это роль в Теле Христовом, а не титул двенадцати библейских апостолов. И как сегодня есть учителя и евангелисты, так могут быть и апостолы.

Согласно 1 Коринфянам 12:8-12, к ним относятся: слово мудрости, слово знания, вера, дары исцелений, чудотворение, пророчество, различение духов, иные языки, истолкование языков.

См. греческий словарь Библии Онлайн.

К сожалению, многие переводы, особенно в английском языке, неверно передают значение отрывка, переводя его как: «Я желал бы, чтобы вы все говорили языками». Однако в греческом не используется сослагательное наклонение («lalein» - говорите). (см. также пояснения в Библии Онлайн). Бог не выражает здесь гипотетическое желание, но говорит о том, что хочет, чтобы мы сделали СЕЙЧАС.

В противном случае в 1 Иоанна 1:5 нам не говорилось бы, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Разве можно назвать Светом того, кто, желая от нас определенных действий, не дает нам возможности их совершать? .