Системный подход и системный анализ. Что такое "системный подход"? Чем заключается системный подход

Неизвестный студент конца ХХ-го века

Введение

2. Организационная система: основные элементы и типы

3. Теория систем


  • Основные понятия и характеристики общей теории систем
  • Пример: банк с точки зрения теории систем

  • Введение

    По мере того, как развивается промышленная революция, рост
    крупных организационных форм бизнеса стимулировал появление новых идей
    относительно того, как предприятия функционируют и как нужно ими управлять.
    Сегодня имеется разработанная теория, которая дает направления для достижения
    эффективного управления. Первую появившуюся теорию обычно называют классической
    школой управления, также существуют школа социальных отношений, теория
    системного подхода к организациям, теория вероятностей и др.

    В своем докладе я хочу рассказать о теории системного подхода
    к организациям, как идеи для достижения эффективного управления.


    1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы

    В наше время происходит невиданный прогресс знания, который,
    с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений
    из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед
    необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в
    изменяющемся. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде
    под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих
    определенную целостность, некоторое единство.

    Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование
    нового подхода в науке - системного подхода.

    Системный подход как обще методический принцип используется в
    различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой
    (гносеология - раздел философии, изучающий формы и методы научного познания)
    является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог
    Л.Берталанфи. В начале 20-х годов молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал
    изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге
    "Современная теория развития" (1929). В этой книге он разработал системный
    подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание"
    (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной
    жизни. 1969 - "Общая теория систем". Берталанфи превращает свою теорию систем в
    общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске
    структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из
    которых, можно вывести общесистемные закономерности.

    Определим черты системного подхода :

  • Системный подход - форма методологического знания, связанная с
    исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.
  • Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета:
    изучение самого предмета - «собственный» уровень; изучение этого же предмета
    как элемента более широкой системы - «вышестоящий» уровень; изучение этого
    предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами -
    «нижестоящий» уровень.
  • Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в
    единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и
    отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.
  • С учётом сказанного определим понятие системного подхода :


    Системный подход - это подход к исследованию объекта
    (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы,
    внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на
    исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя
    из общего предназначения объекта.

    Можно также сказать, что системный подход - это такое
    направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе
    которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной
    социально-экономической системы.

    Обратимся к истории.

    До становления в начале XX в. науки о менеджменте правители,
    министры, полководцы, строители, принимая решения, руководствовались интуицией,
    опытом, традициями. Действуя в конкретных ситуациях, они стремились найти лучшие
    решения. В зависимости от опыта и таланта управленец мог раздвигать
    пространственные и временные рамки ситуации и стихийным образом осмысливать свой
    объект управления более или менее системно. Но, тем не менее, до XX в. в
    управлении господствовал ситуативный подход, или управление по обстоятельствам.
    Определяющим принципом этого подхода является адекватность управленческого
    решения относительно конкретной ситуации. Адекватным в данной ситуации
    полагается решение, наилучшее с точки зрения изменения ситуации, непосредственно
    после оказания на нее соответствующего управленческого воздействия.

    Таким образом, ситуативный подход - это ориентация на
    ближайший положительный результат ("а дальше видно будет..."). Мыслится, что
    "дальше" опять будет поиск лучшего решения в той ситуации, которая возникнет. Но
    решение в данный момент наилучшее, может оказаться совсем не таким, как только
    ситуация изменится или в ней обнаружатся неучтенные обстоятельства.

    Стремление отреагировать на каждый новый поворот или разворот
    (изменение видения) ситуации адекватным образом приводит к тому, что менеджер
    вынужден принимать все новые и новые решения, идущие вразрез с прежними. Он
    фактически перестает управлять событиями, а плывет по их течению.

    Сказанное не означает, что управление по обстоятельствам
    неэффективно в принципе. Ситуативный подход к принятию решений необходим и
    оправдан, когда сама ситуация экстраординарна и использование прежнего опыта
    заведомо рискованно, когда ситуация изменяется быстро и непредсказуемым образом,
    когда нет времени для учета всех обстоятельств. Так, например, спасателям МЧС
    часто приходится искать наилучшее решение именно в рамках конкретной ситуации.
    Но, тем не менее, в общем случае ситуативный подход недостаточно эффективен и
    должен быть преодолен, заменен или дополнен системным подходом.

    1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как
      единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
    2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере,
      двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня -
      элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере
      любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет
      собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна
      подчиняется другой.
    3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их
      взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило,
      процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных
      элементов, сколько свойствами самой структуры.
    4. Множественность, позволяющая использовать множество
      кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных
      элементов и системы в целом.

    2. Организационная система: основные элементы и типы

    Любая организация рассматривается как
    организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы, и определенное
    количество внешних связей. Следует дать определение понятию «организация». В
    истории были различные попытки идентифицировать это понятие.

  • Первая попытка строилась на идее целесообразности. Организация - есть
    целесообразное устройство частей целого, которое имеет определённую цель.
  • Организация - социальный механизм для реализации целей (организационных,
    групповых, индивидуальных).
  • Организация - гармония, или соответствие, частей между собой и целым.
    Любая система развивается на основе борьбы противоположностей.
  • Организация - целое, которое не сводится к простой арифметической сумме
    составляющих его элементов. Это целое, которое всегда больше или меньше суммы
    своих частей (всё зависит от эффективности связей).
  • Честер Бернард (на Западе считается одним из основоположников современной
    теории менеджмента): когда люди собираются вместе и официально принимают
    решение объединить свои усилия для достижения общих целей, они создают
    организацию.
  • Это была ретроспектива. Сегодня организация может быть
    определена как социальная общность, которая объединяет некоторое множество
    индивидов для достижения общей цели, которые (индивиды) действуют на основе
    определённых процедур и правил.

    Исходя из данного ранее определения системы, определим
    организационную систему.

    Организационная система - это определённая совокупность
    внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.

    Основными элементами организационной системы (а значит и
    объектами организационного управления) выступают:

  • производство
  • маркетинг и сбыт
  • финансы
  • информация
  • персонал, человеческие ресурсы - обладают системообразующим качеством, от
    них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов.
  • Эти элементы являются основными объектами организационного
    управления. Но у организационной системы есть и другая сторона:

    Люди. Задача менеджера в том, чтобы способствовать координации и
    интеграции человеческой деятельности.

    Цели и задачи . Организационная цель - есть идеальный проект
    будущего состояния организации. Эта цель способствует объединению усилий людей и
    их ресурсов. Цели формируются на основе общих интересов, поэтому организация-
    инструмент для достижения целей.

    Организационная структура . Структура - это способ объединения
    элементов системы. Организационная структура - есть способ соединения различных
    частей организации в определённую целостность (основными видами организационной
    структуры являются иерархическая, матричная, предпринимательская, смешанная и т.
    д.). Когда проектируем и поддерживаем эти структуры, мы управляем.

    Специализация и разделение труда . Это тоже объект
    управления. Дробление сложных производственных процессов, операций и задач на
    составляющие, которые предполагают специализацию человеческого труда.

    Организационная власть - это право, способность (знания + навыки)
    и готовность (воля) руководителя проводить свою линию при подготовке, принятии и
    реализации управленческих решений. Каждый из этих компонентов необходим для
    реализации власти. Власть - есть взаимодействие. Функцию координации и
    интеграции деятельности людей бессильный и неэффективный менеджер организовать
    не может. Организационная власть - не только субъект, но и объект управления.

    Организационная культура - присущая организации система традиций,
    верований, ценностей, символов, ритуалов, мифов, норм общения между людьми.
    Организационная культура придаёт организации индивидуальность, собственное лицо.
    Что немаловажно, она объединяет людей, создаёт организационную целостность.

    Организационные границы - это материальные и
    нематериальные ограничители, которые фиксируют обособленность данной организации
    от других объектов, находящихся во внешней среде организации. Менеджер должен
    обладать способностью расширять (в меру) границы собственной организации. В меру
    - значит брать только то, что сумеешь удержать. Управлять границами - значит
    вовремя их очерчивать.

    Организационные системы можно разделить на закрытые и
    открытые:

    Закрытая организационная система - это та система,
    которая не имеет связи со своей внешней средой (т. е. не обменивается с внешней
    средой продуктами, услугами, товарами и др.). Пример - натуральное хозяйство.

    Открытая организационная система имеет связи с внешней
    средой, т. е. другими организациями, институтами, имеющими связи с внешней
    средой.

    Таким образом, организация как система представляет собой
    совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность (т.е. внутреннее
    единство, неразрывность, взаимную связь). Любая организация является открытой
    системой, т.к. взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей
    среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования
    т.п., которые становятся элементами её внутренней среды. Часть ресурсов с
    помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукты и
    услуги, которые затем передаются во внешнюю среду.

    3. Теория систем

    Напомню, что теория систем была разработана Людвигом фон
    Берталанфи в XX веке. Теория систем имеет дело с анализом, проектированием и
    функционированием систем - самостоятельных хозяйственных подразделений, которые
    образуются взаимодействующими, взаимосвязанными и взаимозависимыми частями.
    Ясно, что любая организационная форма бизнеса отвечает этим критериям и может
    изучаться с использованием понятий и средств теории систем.

    Любое предприятие - система, которая превращает набор
    вкладываемых в производство ресурсов - затрат (сырье, машины, люди) - в товары и
    услуги. Она функционирует внутри более крупной системы - внешнеполитической,
    экономической, социальной и технической среды, в которой она постоянно вступает
    в сложные взаимодействия. Она включает серию подсистем, которые также
    взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушение функционирования в одной части
    системы вызывает трудности в других ее частях. Например, крупный банк является
    системой, которая действует внутри более широкого окружения, взаимодействует и
    связан с ним, а также испытывает на себе его воздействие. Отделы и филиалы банка
    являются подсистемами, которые должны взаимодействовать бесконфликтно, чтобы
    банк как целое работал эффективно. Если что-то нарушается в подсистеме, она, в
    конечном счете (если ее не сдерживать) повлияет на эффективность деятельности
    банка в целом.

    Основные понятия и характеристики общей теории систем:


  • Компоненты системы
  • (элементы, подсистемы). Любая система, независимо
    от открытости, определяется через её состав. Эти компоненты и связи между ними
    создают свойства системы, её сущностные характеристики.
  • Границы системы - это разного рода материальные и нематериальные
    ограничители, дистанцирующие систему от внешней среды. С точки зрения общей
    теории систем, каждая система выступает частью бóльшей системы (которая
    называется сверхсистемой, суперсистемой, надсистемой). В свою очередь, каждая
    система состоит из двух или более подсистем.
  • Синергия (от греческого - вместе действующий). Это понятие
    используется для описания явлений, при котором целое всегда больше или меньше,
    чем сумма частей, составляющих это целое. Система функционирует до тех пор,
    пока отношения между компонентами системы не приобретают антагонистического
    характера.
  • Вход - Преобразование - Выход. Организационная система в динамике
    представляется в качестве трёх процессов. Взаимодействие их даёт цикл событий.
    Любая открытая система имеет цикл событий. При системном подходе важное
    значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е.
    характеристик «входа», «процесса» («преобразования») и характеристик «выхода».
    При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются
    параметры «выхода» , т.е. товары или услуги, а именно что
    производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в
    какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть
    четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная
    продукция либо услуги. Затем определяют параметры «входа» , т.е.
    исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и
    информационных), которая определяется после детального изучения
    организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники,
    технологии, особенности организации производства, труда и управления) и
    параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной,
    экологической и др.). И, наконец, не менее важное значение приобретает
    исследование параметров «процесса» , преобразующего ресурсы в готовую
    продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования,
    рассматривается производственная технология, либо технология управления, а
    также факторы и пути ее совершенствования.
  • Цикл жизни. Любая открытая система обладает циклом жизни:

    • возникновение Ю становление Ю функционирование Ю кризис Ю
      крах


  • Системообразующий элемент
  • - элемент системы, от которого в
    решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и
    жизнеспособность системы в целом.

    Характеристики открытых организационных систем


  • Наличие цикла событий
  • .
  • Негативная энтропия (негоэнтропия, антиэнтропия)
  • а) под энтропией в общей теории систем понимается общая тенденция
    организации к смерти;
  • б) открытая организационная система, благодаря способности заимствовать
    необходимые ресурсы из внешней среды, может противодействовать этой тенденции.
    Эта способность и называется негативной энтропией;
  • в) открытая организационная система проявляет способность к негативной
    энтропии, и, благодаря этому некоторые из них живут столетиями;
  • г) для коммерческой организации главным критерием
    негативной энтропии является её устойчивая прибыльность на значительном
    временном интервале.

    Обратная связь. Под обратной связью понимается
    информация, которая генерируется, собирается, используется открытой системой
    для мониторинга, оценки, контроля и коррекции собственной деятельности.
    Обратная связь позволяет организации получать информацию о возможных или
    реальных отклонениях от намеченной цели и вовремя вносить изменения в процесс
    её развития. Отсутствие обратной связи ведёт к патологии, кризису и краху
    организации. Люди в организации, занимающиеся сбором и анализом информации,
    интерпретирующие её, систематизирующие потоки информации, обладают
    колоссальной властью.

    Открытым организационным системам присущ динамический
    гомеостаз
    . Все живые организмы проявляют тенденцию к внутреннему
    равновесию и балансу. Процесс поддержания самой организацией сбалансированного
    состояния и называется динамическим гомеостазом.

    Открытые организационные системы характеризуются
    дифференциацией
    - тенденцией к росту, специализации и разделению функций
    между различными компонентами, которые формируют данную систему.
    Дифференциация - это ответ системы на изменение внешней среды.

    Эквифинальность. Открытые организационные системы
    способны, в отличие от закрытых систем, достигать поставленных целей
    различными путями, двигаясь к этим целям с различных стартовых условий. Нет и
    быть не может единого и наилучшего метода достижения цели. Цель всегда может
    быть достигнута разными способами, и двигаться к ней можно с разными
    скоростями.

    Приведу пример: рассмотрим банк с точки зрения теории систем.

    Исследование банка с точки зрения теории систем началось бы с
    уточнения целей, чтобы помочь понять характер решений, которые необходимо
    принять, чтобы этих целей достичь. Нужно было бы исследовать внешнюю среду,
    чтобы осознать способы взаимодействия банка со своим более широким окружением.

    Затем исследователь обратился бы к внутренней среде. Чтобы
    попытаться понять главные подсистемы банка, взаимодействие и связи с системой в
    целом, аналитик проанализировал бы пути принятия решений, самую важную
    информацию, необходимую для их принятия, а также каналы связи, через которые эта
    информация передается.

    Принятие решений, система информации, каналы связи особенно
    важны для системного аналитика, потому что, если они функционируют плохо, банк
    будет в трудном положении. В каждой сфере системный подход обусловил появление
    новых полезных понятий и технических приемов.

    Принятие решений

    Системы информации

    Каналы коммуникации


    Принятие решений

    В области принятия решений системное мышление способствовало
    классификации различного типа решений. Были разработаны понятия определенности,
    риска и неопределенности. Были внедрены логические подходы к принятию сложных
    решений (многие из которых имели математическую основу), что оказало большую
    помощь менеджерам в улучшении процесса и качества принятия решений.

    Системы информации

    Характер информации, находящейся в распоряжении принимающего
    решения, имеет важное влияние на качество самого решения, и неудивительно, что
    этому вопросу уделялось большое внимание. Те, кто разрабатывают системы
    управленческой информации, пытаются дать соответствующую информацию
    соответствующему лицу в соответствующее время. Чтобы осуществить это, им нужно
    знать, какое решение будет приниматься, когда информация будет предоставлена, а
    также как скоро эта информация дойдет (если скорость является важным элементом
    принятия решений). Предоставление соответствующей информации, которое улучшало
    бы качество решений (и устраняло бы ненужную информацию, просто увеличивающую
    издержки) - весьма существенное обстоятельство.

    Каналы коммуникации

    Каналы коммуникации в организации являются важными элементами
    в процессе принятия решений, поскольку они передают требуемую информацию.
    Аналитики систем дали много полезных примеров глубокого понимания процесса
    взаимосвязи между организациями. Значительные успехи были достигнуты в изучении
    и решении проблем «шума» и помех в средствах связи, проблем перехода из одной
    системы или подсистемы с другую.

    4. Значение системного подхода в управлении

    Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры
    могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом,
    если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального
    директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое
    равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей
    организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю
    систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход
    помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет
    средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

    Современный руководитель должен обладать системным мышлением,
    так как:

  • менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный
    объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих
    решений;
  • руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы
    соотносить одно направления деятельности своей организации с другим, не
    допускать квазиоптимизации управленческих решений;
  • менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным - общее, подняться над
    повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней
    среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой
    является;
  • системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно
    реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование,
    организацию, руководство, контроль.
  • Системное мышление не только способствовало развитию новых
    представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось
    интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и
    важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических
    средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений,
    использование более совершенных систем планирования и контроля. Таким образом,
    системный подход позволяет нам комплексно оценить любую
    производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на
    уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в
    пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и
    выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать
    процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

    Несмотря на все положительные результаты, системное мышление
    все еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно
    позволит применять современный научный метол к управлению, все еще не
    реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень
    сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда
    влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри
    предприятия не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно,
    слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных
    данных, а слишком узкое - к частичному решению проблем. Нелегко будет
    сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с
    точностью информацию, необходимую в будущем. Даже если самое лучшее и самое
    логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее,
    системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.

    Системный подход - направление философии и методологии научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

    Особенность системного подхода в том, что он ориентирован на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

    Понятие "системный подход" (от англ. - systems approach) стало широко употребляться в 1960 - 1970 гг., хотя само стремление к рассмотрению объекта исследования как целостной системы возникло еще в античной философии и науке (Платон, Аристотель). Идея системной организации знания, возникшая в античные времена, формируется в средние века и получает наибольшее развитие в немецкой классической философии (Кант, Шеллинг). Классический образец системного исследования - "Капитал" К. Маркса. Воплощенные в нем принципы изучения органичного целого (восхождение от абстрактного к конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического, выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия, синтез структурно-функциональных и генетических представлений об объекте и т.п.) явились важнейшим компонентом диалектико-материалистической методологии научного познания. Теория эволюции Ч. Дарвина служит ярким образцом применения системного подхода в биологии.

    В XX в. системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании. Это связано в первую очередь с изменением типа научных и практических задач. В целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы изучения организации и функционирования сложных саморазвивающихся объектов, границы и состав которых не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Исследование таких объектов - многоуровневых, иерархических, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных, технических - потребовало рассмотрения этих объектов как систем.

    Возникает целый ряд научных концепций, для которых характерно использование основных идей системного подхода. Так, в учении В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов - глобальные системы. А. А. Богданов и ряд других исследователей начинают разработку теории организации. Выделение особого класса систем - информационных и управляющих - послужило фундаментом возникновения кибернетики. В биологии системные идеи используются в экологических исследованиях, при изучении высшей нервной деятельности, в анализе биологической организации, в систематике. В экономической науке принципы системного подхода применяются при постановке и решении задач оптимального экономического планирования, которые требуют построения многокомпонентных моделей социальных систем разного уровня. В практике управления идеи системного подхода кристаллизуются в методологических средствах системного анализа.

    Таким образом, принципы системного подхода распространяются практически на все сферы научного знания и практики. Параллельно начинается систематическая разработка этих принципов в методологическом плане. Первоначально методологические исследования группировались вокруг задач построения общей теории систем (первая программа ее построения и сам термин были предложены Л. Берталанфи). В начале 1920-х гг. молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определенные системы, обобщив свои взгляды в книге "Современная теория развития" (1929). Он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) ученый перенес общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. В 1969 г. вышла очередная книга Берталанфи "Общая теория систем". Исследователь превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых можно вывести общесистемные закономерности.

    Однако развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системного исследования существенно превосходит рамки задач общей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин "системный подход", который с 1970-х гг. прочно вошел в научный обиход (в научной литературе разных стран для обозначения этого понятия используют и другие термины - "системный анализ", "системные методы", "системно-структурный подход", "общая теория систем"; при этом за понятиями системного анализа и общей теории систем закреплено еще и специфическое, более узкое значение; с учетом этого термин "системный подход" следует считать более точным, к тому же он наиболее распространен в литературе на русском языке).

    Можно выделить следующие этапы в развитии системного подхода в XX в. (табл. 6.1).

    Таблица 6.1. Основные этапы в развитии системного подхода

    Период

    Исследователи

    Л. А. Богданов

    Всеобщая организационная наука (тектология) - общая теория организации (дезорганизации), наука об универсальных типах структурного преобразования систем

    1930-1940-е гг.

    Л. фон Берталанфи

    Общая теория систем (как совокупность принципов исследования систем и набор отдельных эмпирически выявленных изоморфизмов в строении и функционировании разнородных системных объектов). Система - комплекс взаимодействующих элементов, совокупность элементов, находящихся в определенных соотношениях друг с другом и со средой

    Развитие кибернетики и проектирование автоматизированных систем управления. Винер открыл законы информационного взаимодействия элементов в процессе управления системой

    1960-1980-е гг.

    М. Месарович, П. Глушков

    Концепции общей теории систем, обеспеченные собственным математическим аппаратом, например, модели многоуровневых многоцелевых систем

    Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции, являясь скорее совокупностью принципов исследования. Системный подход - это подход, при котором исследуемый объект рассматривается как система, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. В соответствии с общей теорией систем объект рассматривается как система и одновременно как элемент более крупной системы.

    Изучение объекта с позиции системного подхода включает следующие аспекты:

    • - системно-элементный (выявление элементов, составляющих данную систему);
    • - системно-структурный (изучение внутренних связей между элементами системы);
    • - системно-функциональный (выявление функций системы);
    • - системно-целевой (выявление целей и подцелей системы);
    • - системно-ресурсный (анализ ресурсов, требуемых для функционирования системы);
    • - системно-интеграционный (определение совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и отличных от свойств ее элементов);
    • - системно-коммуникационный (анализ внешних связей системы со внешней средой и другими системами);
    • - системно-исторический (изучения возникновения системы, этапов ее развития и перспектив).

    Таким образом, системный подход - это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов.

    Можно встретить двоякое понимание системного подхода: с одной стороны, это рассмотрение, анализ существующих систем, с другой - создание, конструирование, синтез систем для достижения целей.

    Применительно к организациям под системным подходом чаще всего понимают комплексное изучение объекта как единого целого с позиций системного анализа, т.е. уточнение сложной проблемы и ее структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.

    Системный анализ используется как один из важнейших методов в системном подходе, как эффективное средство решения сложных, обычно недостаточно четко сформулированных проблем. Системный анализ можно считать дальнейшим развитием идей кибернетики: он исследует общие закономерности, относящиеся к сложным системам, которые изучаются любой наукой.

    Системотехника - прикладная наука, исследующая задачи реального создания сложных управляющих систем.

    Процесс построения системы состоит из шести этапов:

    • 1) системный анализ;
    • 2) системное программирование, которое включает определение текущих целей: составление графиков и планов работы;
    • 3) системное проектирование - реальное проектирование системы, ее подсистем и компонентов для достижения оптимальной эффективности;
    • 4) создание программ математического обеспечения;
    • 5) ввод системы в действие и ее проверка;
    • 6) обслуживание системы.

    Качество организации системы обычно выражается в эффекте синергии. Он проявляется в том, что результат функционирования системы в целом получается выше, чем сумма одноименных результатов отдельных элементов, составляющих совокупность. На практике это означает, что из одних и тех же элементов мы можем получить системы разного или одинакового свойства, но различной эффективности в зависимости от того, как эти элементы будут взаимосвязаны, т.е. как будет организована сама система.

    Организация, представляющая собой в наиболее общей абстрактной форме организованное целое, является предельным расширением любой системы. Понятие "организация" как упорядоченное состояние целого тождественно понятию "система". Понятием же, противоположным "системе", является понятие "несистема".

    Система - это не что иное, как организация в статике, т.е. некоторое зафиксированное на данный момент состояние упорядоченности.

    Рассмотрение организации как системы позволяет систематизировать и классифицировать организации по ряду общих признаков. Так, по степени сложности выделяют девять уровней иерархии:

    • 1) уровень статической организации, отражающий статические взаимоотношения между элементами целого;
    • 2) уровень простой динамической системы с заранее запрограммированными обязательными движениями;
    • 3) уровень информационной организации, или уровень "термостата";
    • 4) самосохраняющаяся организация - открытая система, или уровень клетки;
    • 5) генетически общественная организация;
    • 6) организация типа "животных", характеризующаяся наличием подвижности, целенаправленным поведением и осведомленностью;
    • 7) уровень индивидуального человеческого организма -"человеческий" уровень;
    • 8) социальная организация, представляющая собой разнообразие общественных институтов;
    • 9) трансцендентальные системы, т.е. организации, которые существуют в виде различных структур и взаимосвязей.

    Применение системного подхода для изучения организации позволяет значительно расширить представление о ее сущности и тенденциях развития, более глубоко и всесторонне раскрыть содержание происходящих процессов, выявить объективные закономерности формирования этой многоаспектной системы.

    Системный подход, или системный метод, представляет собой эксплицитное (явно, открыто выраженное) описание процедур определения объектов как систем и способов их специфического системного исследования (описания, объяснения, предсказания и т.д.).

    Системный подход при исследовании свойств организации позволяет установить ее целостность, системность и организованность. При системном подходе внимание исследователей направлено на его состав, на свойства элементов, проявляющиеся во взаимодействии. Установление в системе устойчивых взаимосвязи элементов па всех уровнях и ступенях, т.е. установление закона связей элементов, есть обнаружение структурности системы как следующая ступень конкретизации целого.

    Структура как внутренняя организация системы, отражение ее внутреннего содержания проявляется в упорядоченности взаимосвязей ее частей. Это позволяет выразить ряд существенных сторон организации как системы. Структура системы, выражая ее сущность, проявляется в совокупности законов данной области явлений.

    Исследование структуры организации - важный этап познаний многообразия связей, имеющих место внутри исследуемого объекта. Это одна из сторон системности. Другая сторона состоит в выявлении внутриорганизационных отношений и взаимоотношений рассматриваемого объекта с иными составляющими систему более высокого уровня. В связи с этим необходимо, во-первых, рассматривать отдельные свойства исследуемого объекта в их соотношении с объектом как целым, а во-вторых, раскрыть законы поведения.


    Системный подход часто упоминается в связи с задачами организационного развития: системный подход к решению проблем компании, системный подход к проведению изменений, системный подход к построению бизнеса и т.д. В чем смысл подобных утверждений? Что такое системный подход? Чем о отличается от "несистемного" подхода? Попробуем разобраться.

    Начнем с определения понятия "система". Рассел Акофф (в книге "Планирование будущего корпорации") дает следующее определение: "Система - это совокупность двух или более элементов, отвечающая следующим условиям: (1) поведение каждого элемента влияет на поведение целого, (2) поведение элементов и их воздействие на целое взаимозависимы, (3) если существуют подгруппы элементов, каждая из них влияет на поведение целого и ни одна из них не оказывает такого влияния независимо". Таким образом система - это такое целое, которое нельзя разделить не независимые части. Любая часть системы, будучи отделенной от нее, теряет свои свойства. Так рука человека, отделенная от его тела не может рисовать. Система обладает существенными качествами, которые отсутствуют у ее частей. Например, человек может сочинять музыку и решать математические задачи, но никакая часть его тела на это не способна.

    При системном подходе к решению практических задач любой предмет или явление рассматриваются как система и одновременно как часть некоторой более обширной системы. Акофф определяет системный подход в познавательной деятельности следующим образом: (1) идентификация системы, частью которой является интересующий нас предмет, (2) объяснение поведения или свойств целого, (3) объяснение поведения или свойств интересующего нас предмета с точки зрения его роли или функций в целом, частью которого он является.

    Другими словами, столкнувшись с какой-либо проблемой, менеджер, мыслящий системно, не бросается искать виновного, а выясняет прежде всего какие внешние по отношению к рассматриваемой ситуации условия вызвали эту проблему. Например, если разгневанный клиент звонит по поводу срыва сроков поставки оборудования, то наиболее очевидной реакцией представляется наказание производственного персонала, своевременно не выполнившего заказ. Однако, если разобраться, то корни проблемы могут быть обнаружены далеко за пределами производственных процессов, когда требования к заказанному оборудованию не были четко определены в спецификации, неоднократно изменялись в ходе работы, а при заключении договора продавцы установили нереальные сроки, без учета специфики заказа. Кого же здесь наказывать? Скорее всего, нужно изменять систему продаж и управления заказами!

    Эта тема богата смыслами. Здесь многое можно сказать... Оставлю в качестве задела для будущей статьи.

    2. Разновидности системного подхода 7

    3. Основные принципы системного подхода 13

    4. Значение системного подхода в управленческой деятельности организации 18

    Введение

    Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.

    Проведение исследований осуществляется в соответствии с выбранной целью и в определенной последовательности. Исследования являются составной частью менеджмента организации и направлены на совершенствование основных характеристик процесса управления. При проведении исследований систем управления объектом исследования является сама система управления, которая характеризуется определенными признаками и подчиняется ряду требований.

    Рассмотрение управления как системы является одним из достижений современной науки. Это обуславливается, прежде всего, как необходимое требование учета многофакторных проявлений управления как деятельности, находящейся в сложной структуре отношений, сформированных как внутри самой системы управления, так и в отношениях с внешним миром, с внешними системами и надсистемами.

    В настоящее время четко сформировались следующие направления системных исследований: общая теория систем, системный подход и системный анализ.

    Системный подход охватывает разработку специализированной методологии исследования систем. Его задачей является выражение принципов и понятий системных исследований на уровне единой общенаучной методологии.

    Междисциплинарная системная методология - важнейший компонент современных системных исследований. Системный подход обеспечивает такую интеграцию знаний, посредством которой специальные науки сохраняют свою самостоятельность и в то же время интегрируются вокруг системных методов исследования.

    1. Содержание и характеристика системного подхода

    Примерно со средины 1950-х гг. системный подход проникает в самые разные исследовательские области, как естествознания, так и обществознания. К этому периоду уже существуют разнообразные подходы и концепции в менеджменте, уже четко обозначается «классический» период или «классическая школа» менеджмента, «школа человеческих отношений», «научный менеджмент», психологические подходы в теории управления, теории мотивации и ряд других. Другими словами, наряду с естественнонаучным, в менеджмент проникает гуманитарный идеал научности, с характерными для него антинатуралистическими, субъективистскими философско-методологическими тенденциями.

    Историю развития системных идей в менеджменте можно разделить на три этапа, различающихся с точки зрения лежащих в их основе философско-методологических принципов:

    1-й этап. Становление и развитие жесткого системного подхода (середина 1950-х-середина 1970-х годов);

    2-й этап. Становление и развитие мягкого системного подхода (середина 1970 годов - настоящее время);

    3-й этап. Комплементаризм в менеджменте (вторая половина 1980-х гг. - настоящее время).

    Имея более чем полувековую историю существования в качестве признанной дисциплины, системный подход показал свою универсальность в качестве инструмента для решения практических проблем, продемонстрировал мощный философско-методологический и мировоззренческий потенциал. Однако это развитие носило противоречивый, некумулятивистский характер, что делает историю становления и развития системных идей в управлении особенно ценной в качестве эмпирического материала для методологических исследований в области менеджмента.

    Системный подход развивался, решая триединую задачу: аккумуляции в общенаучных понятиях и концепциях новейших результатов общественных, естественных и технических наук, касающихся системной организованности объектов действительности и способов их познания; интеграции принципов и опыта развития философии, прежде всего результатов разработки философского принципа системности и связанных с ним категорий; применения разработанного на этой основе концептуального аппарата и средств моделирования для решения актуальных комплексных проблем.

    Системный подход - это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов. Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов.

    В настоящее время системный подход все шире применяется в управлении, накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.

    "Система " - слово греческое (systema), буквально означает целое, составленное из частей; совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

    От слова "система" можно образовать другие слова: "системный", "систематизировать", "систематический". В узком смысле под системным подходом будем понимать применение системных методов для изучения реальных физических, биологических, социальных и других систем.

    Системный подход в широком смысле включает, кроме того, применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента.

    Сущность системного подхода формулировалась многими авторами. В развернутом виде она сформулирована В. Г. Афанасьевым, определившим ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход:

    Системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;

    Системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;

    Системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;

    Системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими, как по горизонтали, так и по вертикали;

    Системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;

    Системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.

    Термин "системный подход " охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций.

    Общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем. В процессе анализа система выделяется из среды, определяется ее состав,
    структуры, функции, интегральные характеристики (свойства), а также
    системообразующие факторы и взаимосвязи со средой.

    В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень абстрактного описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы описания, закономерности динамики и поведения.

    Системный подход применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а также к свойствам и интегральным характеристикам объектов. Системный подход не самоцель. В каждом конкретном случае его применение должно давать реальный, вполне ощутимый эффект. Системный подход позволяет усматривать пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи научных исследований, в отдельных случаях - путем интерполяции и экстраполяции - предсказывать свойства отсутствующих частей описания.

    К числу важнейших задач системного подхода относятся:

    1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем;

    2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем;

    3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок.

    В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Существенное значение в системном подходе придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов. Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта.

    2. Разновидности системного подхода

    Комплексный подход предполагает учитывать при анализе как внутреннюю, так и внешнюю среду организации. Это означает, что необходимо учитывать не только внутренние, но и внешние факторы - экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и др. Факторы - важные аспекты при анализе организаций и, к сожалению, учитываются не всегда.

    Например, часто социальные вопросы при проектировании новых организаций не учитываются либо откладываются. При внедрении новой техники не всегда принимаются во внимание показатели эргономичности, что приводит к повышению утомляемости рабочих и в итоге - к снижению производительности труда. При формировании новых трудовых коллективов должным образом не учитываются социально-психологические аспекты, в частности, проблемы мотивации труда. Суммируя сказанное, можно утверждать, что комплексный подход является необходимым условием при решении задачи анализа организации.

    Для исследования функциональных связей информа-ционного обеспечения систем управления используется интеграционный подход, суть которого в том, что исследо-вания осуществляются как по вертикали (между отдель-ными элементами системы управления), так и по гори-зонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта).

    Под интеграцией понимается объединение субъектов управления для усиления взаимодействия всех элементов системы управления конкретной организации. При та-ком подходе появляются более прочные связи между от-дельными подсистемами организации, более конкретные задания.

    Например, управляющая система задает служ-бам и подразделениям организации конкретные показа-тели их деятельности по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и т.д. На основе выполнения этих по-казателей достигаются поставленные цели.

    Интеграция по стадиям жизненного цикла продукта по горизонтали требует формирования единой и четкой информационной системы управления, которая должна включать, прежде всего, показатели качества и количест-ва затрат по стадиям научно-исследовательской, конструкторской и технологической подготовки производства, а также показатели собственно производства, внедрения, эксплуатации и снятия изделия с производства.

    Такая согласованность показателей по стадиям жиз-ненного цикла продукта позволяет создать структуру управления, обеспечивающую оперативность и гибкость управления.

    Интеграция по вертикали представляет собой объеди-нение юридически самостоятельных организаций для наилучшего достижения поставленных целей. Это обес-печивается, во-первых, объединением усилий людей, т.е. синергетическим эффектом, во-вторых, созданием новых научно-экспериментальных баз, внедрением новых тех-нологий и нового оборудования. Это, в свою очередь, создает условия для улучшения связей по вертикали ме-жду федеральными, муниципальными органами управ-ления и отдельными организациями, особенно в произ-водственной и социальной сферах деятельности.

    Такая интеграция обеспечивает наилучший контроль и регули-рование в процессе реализации новых указов, постанов-лений и другой регламентирующей документации. Ин-теграция дает организациям дополнительные возможно-сти для повышения их конкурентоспособности за счет расширения сотрудничества. Появляется более широкий простор для развития и внедрения новых идей, выпуска более качественной продукции, оперативность в реали-зации принятых решений.

    1. Системный подход (2)

      Реферат >> Менеджмент

      Систем вызвало формирование нового подхода в науке - системного подхода . Системный подход как обще методический принцип... .  С учётом сказанного определим понятие системного подхода : Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, ...

    2. Системный подход к экономическому анализу

      Учебное пособие >> Экономика

      Системный подход к экономическому анализу Общие принципы системного подхода Понятие системности , комплексности и целостности – результат... функционирования. Системный подход к методике экономического анализа Главными задачами системный подхода являются...

    3. Системный подход в менеджменте (5)

      Контрольная работа >> Менеджмент

      Системный подход в менеджменте В этой... об управлении исключительно системами; о системном подходе к управлению; о существовании реальной системы... 3.2.2, 3.2.3. и 3.2.4. материалы можно назвать системным инструментарием и с его помощью представить уровневое...

    Системный подход в исследовании управления можно представить с помощью совокупности принципов, которым необходимо следовать и которые отражают как содержание, так и особенность системного подхода (рис. 2.16).

    Рис. 2.16.

    1. Принцип целостности заключается в выделении объекта исследования целостным образованием, т.е. в отграничении его от других явлений, от среды. Это можно сделать только посредством определения и оценки отличительных свойств явления и сравнения этих свойств со свойствами его элементов. При этом объект исследования не обязательно должен носить название системы (система управления, система работы с персоналом и т.д.). Это может называться механизмом, процессом, решением, целью, проблемой, ситуацией и т.п. Напомним, что системный подход – это установка на изучение, это комплекс принципов и методов исследования.

    Целостность – это не абсолютная характеристика, она может выражаться в определенной мере. Системный подход предполагает установление этой меры. В этом он отличается от подходов аспектного, многоаспектного, комплексного, репродукционистского, концептуального, в рамках которых целостность выступает не как реальное и объективное свойство, а следовательно, и характеристика объекта, а как некоторое условие его изучения. Здесь целостность имеет условный характер.

    2. Принцип совместимости элементов целого. Система только тогда может существовать в качестве целого, когда совместимы между собой составляющие ее элементы. Именно их совместимость и определяет возможность и наличие связей, их существование или функционирование в рамках целого. Системный подход требует оценить с этих позиций все элементы целого. При этом совместимость следует понимать не просто как свойство элемента как такового, а как его свойство в соответствии с положением и функциональным статусом в этом целом, его отношение к системообразующим элементам.

    Системообразующим элементом для социально-экономической системы является человек. Его отношения с другими людьми по самым различным поводам (техника, технология, информация, социальная принадлежность, психология, стоимость, деньги и т.д.) характеризуют и связи в социально-экономической системе, и ее целостность. Управление, так же как и производство, общество, фирма и т.д., т.е. некая общность людей, объединенных одной из их потребностей, является социально-экономической системой. В исследовании этой системы можно использовать как аспектный, так и системный подходы.

    3. Принцип функционально-структурного строения целого заключается в том, что при исследовании систем управления необходимо анализировать и определять функциональное строение системы, т.е. видеть не только элементы и связи между ними, но и функциональное содержание каждого элемента. В двух идентичных системах с одинаковым набором элементов и одинаковым их строением может быть различным содержание функционирования этих элементов и их связи по определенным функциям. Это часто оказывает влияние на эффективность управления. Например, в системе управления могут быть неразвитыми функции социального регулирования, прогнозирования и планирования, связей с общественностью.

    Особенностью использования этого принципа является фактор развитости функций и степень их обособления, которая в определенной мере характеризует профессионализм ее реализации.

    Исследование функционального содержания системы управления обязательно должно включать и выявление дисфункций, т.е. наличие таких функций, которые не соответствуют функциям целого и тем самым могут нарушить устойчивость системы управления, необходимую стабильность ее функционирования. Дисфункции – это как бы лишние функции, иногда потерявшие свою актуальность, но в силу инерции еще существующие.

    • 4. Принцип развития. Все характеристики любой системы управления определяются особенностями уровня и этапа ее развития. И это нельзя не учитывать при проведении исследования. Необходимо проводить сравнительный анализ прошлого состояния системы, ее настоящего и возможного будущего. Конечно, здесь возникают проблемы информационного характера – наличие, достаточность и ценность информации. Но эти трудности могут быть уменьшены при систематическом исследовании системы управления, позволяющем накапливать необходимую информацию, определять тенденции развития и экстраполировать их в будущее.
    • 5. Принцип лабильности (подвижности, неустойчивости) функций. Оценивая развитие системы управления, нельзя исключать возможность изменения ее общих функций, приобретения ею новых функций целостности при относительной стабильности внутренних, т.е. их состава и структуры. Такое явление характеризует понятие лабильности функций системы управления. В реальной действительности приходится нередко наблюдать лабильность функций управления. Она имеет определенные пределы, но во многих случаях может отражать как положительные, так и отрицательные явления. Конечно, это должно быть в поле зрения исследователя.
    • 6. Принцип полифункциональности. Система управления может обладать функциями полифункционального назначения. Это функции, соединенные по определенному признаку для получения какого-либо специального эффекта. Его можно иначе назвать принципом функциональной совместимости. Но совместимость функций определяется не только содержанием функции, как нередко принято считать, но и целями управления и совместимостью исполнителей. Ведь функция – это не просто вид деятельности, но и практическая реализация се человеком, зависящая от понимания им содержания этой функции. Часто функции, казалось бы несовместимые по своему содержанию, оказываются совместимыми в деятельности определенного специалиста. И наоборот. При исследовании полифункциональности нельзя забывать о человеческом факторе управления.
    • 7. Принцип итеративности. Любое исследование является процессом, предполагающим определенную последовательность операций, использование различных методов, оценку предварительных, промежуточных и конечных результатов. Это характеризует итерационное строение процесса исследования. Его успех зависит от того, как мы выберем эти итерации, как будем их комбинировать.
    • 8. Принцип вероятностных оценок. В процессе исследования не всегда существует возможность достаточно точно проследить и оценить все причинно-следственные связи, иначе говоря, представить объект исследования в детерминированном виде. Многие связи и отношения имеют объективно вероятностный характер, многие явления можно оценить лишь вероятностно, если учитывать современные уровень и возможности изучения явлений социально-экономического и социально-психологического плана. Поэтому исследование управления должно быть ориентировано на вероятностные оценки. Это означает широкое использование методов статистического анализа, методик расчета вероятности, нормативных оценок, гибкого моделирования и ир.
    • 9. Принцип вариантности вытекает из принципа вероятности. Сочетание вероятностей дает различные варианты отражения и понимания действительности. Каждый из таких вариантов может и должен быть в фокусе внимания исследования. Любое исследование может быть ориентировано либо на получение единственного результата, либо на определение возможных вариантов отражения реального положения дел с последующим анализом этих вариантов. Вариантность исследования проявляется в разработке не единственной, а нескольких рабочих гипотез или разнообразных концепций на первом этапе исследования, в выборе аспектов и методов исследования, различных способов, скажем, моделирования явлений.

    Но эти принципы системности только тогда могут быть полезны и эффективны, отражать действительно системный подход, когда они сами будут учитываться и использоваться системно, т.е. во взаимозависимости и в связи друг с другом. Возможен такой парадокс: принципы системного подхода не дают системности в исследовании, потому что используются спорадически, без учета их связи, субординации, комплексности. Принципы системности надо использовать тоже системно.

    Связь принципов системного подхода показана на рис. 2.16. Эго один из возможных вариантов представления связей функций. Вообще их использование отражает не только научный подход к исследованию, но и искусство исследователя. Так или иначе, надо стремиться к пониманию связей принципов и реализации этого понимания в конкретной исследовательской работе.