В конце 2018 года Госдума утвердила обновленную версию рекомендаций по поводу установления обновленной системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, в том числе и педагогических работников. Данное решение было определено трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. При этом правила, которые действовали до этого, утратили свою силу, и в 2019 году использоваться не будут. Сегодня поговорим об изменениях в системе оплаты труда педагогических работников и о том, как поменяется подход к данному вопросу.
Начиная с 2019 года, оплата труда педагогических работников будет рассчитываться с учетом нового показателя. Отныне при формировании дохода учителей и преподавателей в обязательном порядке учитывается среднемесячный заработок наемных сотрудников частных компаний и индивидуальных предпринимателей. С текущего года данный критерий обязательно должен учитываться при разработке планов затрат, направленных на увеличение размера оплаты труда педагогических работников и сотрудников других бюджетных сфер. В июле 2018 года правительством Российской Федерации издано постановление, в соответствии с которым Росстат был обязан подготовить вышеуказанные данные до 15.04.2019.
При обсуждении трехсторонней группой нового регламента в документ был внесен пункт о недопустимости понижения заработной платы сотрудников детских садов, школ и государственных университетов. В соответствии с данной нормой, в 2019 году уровень оплаты труда педагогических работников будет не ниже, чем в 2018. Соответственно, педагоги из детских садов получат зарплату не ниже средней по России (в прошлом году – чуть более 28 000 рублей).
Еще одной важной новостью для педагогов стал учет показателя минимального размера оплаты труда. В прошлом году данный показатель находился на уровне 6 200 рублей. Новыми рекомендациями определено, что работник образовательного учреждения не может получить заработную плату ниже установленного показателя, при условии, что он полностью выполнил установленную норму и отработал достаточное количество часов. Однако никто не застрахован от ситуаций, при которых педагог отработает меньше времени, чем ему положено. Если работнику пришлось столкнуться с такой неприятностью, расчет оплаты труда будет осуществляться исходя из фактически отработанного времени, отталкиваясь от МРОТ.
Для того чтобы обеспечить полноценное внедрение рекомендаций в учреждении, работодателю, а также представителям властей необходимо обратить внимание на некоторые аспекты. В частности, к таковым относятся:
Что касается нормы труда педагогов, теперь ее изменение в ту или иную сторону непосредственно скажется на итоговом заработке. Поэтому рекомендациями предусмотрено отражение фактической нагрузки педагога в трудовом соглашении. Данная норма коснется таких работников, как:
С учетом данных нововведений, любые изменения в рабочем времени педагога также должны отражаться в трудовом соглашении. При этом следует помнить об условиях, при которых такое может стать возможным:
Еще одним немаловажным новшеством является дополнительное внимание к педагогам, имеющим среднее специальное образование. Рекомендациями предусмотрена невозможность ущемления трудовых прав сотрудников, которые не имеют высшего образования. Соответственно, больше не могут использоваться понижающие коэффициенты по специальности, на которую требуется работник с дипломом о получении высшего образования. Таким образом, отсутствие необходимого документа больше не позволит работодателю экономить на оплате труда сотрудника учебного заведения. В этом плане он уравнивается в правах с педагогами, имеющими высшее образование.
Сегодня данные рекомендации одобрило немалое количество педагогических работников. Действительно, новый документ существенно расширил их возможности в плане оплаты труда и повысил их защищенность от неправомерных действий руководителя образовательной организации. Ожидается, что данные рекомендации будут действовать в ближайшие несколько лет и постепенно дорабатываться, чтобы доход педагогов дорос до достойного уровня.
Новый закон о зарплате учителей в 2017 году – это нововведение, которое по тем или иным причинам уже действует в настоящее время. Именно поэтому каждый из нас знает достаточно о данном законе и должен беспрекословно выполнять каждый пункт. Как известно, средняя заработная плата работника должна составлять такую сумму, которая не была бы ниже прожиточного минимума. Если же данное условие не выполняется, то это будет считаться грубейшим нарушением вышеуказанного закона и работодатель понесет за это ответственность. Подробности разберём в этой статье.
Почему же правительство решило, что новый закон о зарплате в 2017 году так необходим гражданам страны? Скорее всего, это случилось из-за того, что существует статистика, благодаря которой можно узнать приблизительную задолженность по зарплатам. Так вот, если обратиться к статистическим данным, то можно назвать практически точную цифру – три с половиной миллиарда рублей. И это далеко не предел, ведь также известно, что с каждым месяцем эта цифра увеличивается на 240 миллионов рублей. Если так продолжится и дальше, то можно предположить, что уже в начале следующего года, данная сумма возрастет до четырех миллиардов рублей, что плачевно скажется на бюджете страны. Именно поэтому данный закон вступил в силу уже в 2016 году, а в семнадцатом успешно продолжит функционировать.
Какие же действия будут применяться для того чтобы предотвратить повышение данной суммы? Давайте разбираться:
Теперь следует перейти к тем правам, которые будут получены работниками сразу после вступления в силу нового закона о зарплате учителей 2017 года. Итак, данный ряд прав довольно не маленький и каждый работник должен их знать:
И это далеко не все условия, которые должны выполняться работодателем. Кроме того, не забывайте, что работники также должны беспрекословно выполнять каждый пункт правил, указанный в договоре. Иначе ответственность может ожидать и их!
Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 23 октября 2018. Время чтения 8 мин.
Оклады педагогов всех уровней будут увеличены с начала 2019 г. на 6%, что обойдется бюджету дополнительным субсидированием в 109 077,8 млн руб. После индексации зарплата учителей средней школы достигнет 44 760 руб., педагогов, преподающих в вузах, – 93 000 руб., воспитателей дошкольного образования – 34 700 руб. С 2013 г. оплата труда педагогических работников выросла на 40-117%. На ближайшие 3 года запланирован дальнейший рост окладов на 5,4-6,6% ежегодно.
Педагоги, независимо от сферы деятельности, относятся к категории «майских бюджетников», то есть, их зарплата регулируется и контролируется на правительственном уровне. Это связано с катастрофически низкими доходами учителей, особенно молодых специалистов, оттоком из отрасли профессиональных работников, снижением престижности самой профессии.
Распоряжение о планомерном повышении доходов преподавателей впервые было отдано президентом страны Путиным В.В. в мае 2012 г., согласно которому, к 2018 г. зарплаты должны вырасти до 100% среднего регионального дохода у:
Кроме этого, оплата труда не должна быть ниже 100% средней з/п в сфере образования в регионе, а преподавателей дополнительного образования – 100% дохода учителей.
На протяжении 6 лет зарплаты преподавательского состава индексировались на федеральном и региональном уровне, что позволило достигнуть высоких показателей в разрезе страны. Но если рассмотреть номинальную заработную плату на уровне регионов и муниципальных субъектов, картина складывается не столь радужная.
Таблица 1. Уровень з/п педагогов по итогам I квартала 2018 г.
Специальность | Плановые показатели | Фактическая з/та | ||||
По стране | На федеральном уровне | На региональном уровне | В муниципальных учреждениях | |||
% | 100 | 88,5 | 113 | 120,9 | 86,2 | |
руб. | 36 974 | 32 718 | 41 773 | 44 716 | 31 876 | |
% | 100 | 112,4 | 197 | 161 | 100,8 | |
руб. | 37 564 | 42 226 | 73 990 | 60 466 | 37 876 | |
% | 100 | 95,2 | 115,7 | 121,3 | 90,8 | |
руб. | 41 698 | 39697 | 48245 | 50580 | 37862 | |
% | 100 | 109,5 | 109,4 | 109,6 | 69,8 | |
руб. | 37 564 | 41 146 | 41 080 | 41 171 | 26 210 | |
% | 100 | 101,7 | – | 98,8 | 122,5 | |
руб. | 37 564 | 38 201 | – | 37 101 | 46 004 | |
Преподаватели вузов | % | 200 | 230 | 230 | 270 | 137,6 |
руб. | 75 128 | 87 695 | 87 347 | 101 225 | 51 688 |
Источник: Росстат
Наиболее яркими примерами разбега заработков в федеральных и муниципальных учебных заведениях являются:
Такой разбег показателей объясняется не только региональным уровнем доходов населения, но и неспособностью некоторых субъектов обеспечить высокие зарплаты бюджетникам.
Чтобы сохранить достигнутых показателей, правительство вынуждено субсидировать регионы. Поэтому предложение Минобрнауки в марте 2018 г. о повышении всем педагогам или школьным учителям, в частности, заработной платы до 150% осталось без поддержки.
Однако в мае прозвучала рекомендация президента удерживать доходы педагогов на достигнутом уровне и не допустить их снижения на фоне повышения МРОТ и роста благосостояния россиян. Президентские указы нашли отражение в проекте бюджета на 2019 г., где четко отражено, будет ли повышение зарплаты учителям.
В законопроекте предусмотрен планомерный на период с 2019 по 2021 гг., в том числе окладов воспитателей, учителей и преподавателей вузов, сузов.
Согласно пояснительной записке к проекту бюджета, зарплата учителям в 2019 году должна увеличиться на 6%. Для этих целей понадобится ассигнований на сумму 109 млрд руб. Чтобы удержать доходы на прежнем уровне и поднять оклады, субсидирование будет увеличено на 16,1%, по сравнению с прошлым годом. Такие расчеты предоставила счетная палата в Госдуму для принятия федерального бюджета.
Кроме этого, заложен и дальнейший рост оплаты труда воспитателей, учителей, педагогов среднего и высшего звена:
Прежде всего, повышение коснется учителей федеральных учебных заведений. Аналогичные шаги обязаны предпринять в субъектах РФ. Причем размер роста окладов может быть больше рекомендованных 6%.
К концу октября 2018 г. в большинстве регионов должны рассмотреть проекты или утвердить местные бюджеты, после чего будет ясно, на сколько повысят оклады учителям в региональных и муниципальных школах и других учебных заведениях.
Многие традиционно привязывают перерасчет окладов учителей к 1 сентября. Действительно, с начала учебного года часто проводится повышение на местном уровне. Так, в , а в Санкт-Петербурге оплату труда увеличили на 4 000 руб.
Однако целевое повышение на 2019 г. запланировано с начала календарного года, то есть, заработные платы по-новому педагоги должны получить уже по итогам работы января. Но это не исключает и повторных перерасчетов на протяжении года, например, к 1 сентября или дню учителя. Но такие «подарки» обычно педагоги получают от местных властей.
Система оплаты труда педагогов предусматривает применение, кроме окладов, стимулирующих выплат и прочих надбавок. Причем некоторые прибавки распределяются по решению руководства учебного заведения. Нередко педагоги, чтобы заработать достойную оплату, трудятся на 1,5-2 ставки. Даже у двух специалистов с одинаковым образованием и специальностью фактическая зарплата может существенно отличаться. Педагоги уже приспособились к новым условиям работы и сложной системе начисления зарплаты.
Но информация о среднем заработке не отражает реальной картины. К тому же повышение отразится непосредственно на окладах и надбавках, привязанных к тарифам. Поэтому фактическая оплата труда после перерасчета может вырасти на разные суммы.
Размер средних зарплат приблизится к значениям, указанным в таблице.
Таблица 2. Средняя заработная плата учителей в 2019 г.
По стране | На федеральном уровне | На региональном уровне | В муниципальных учреждениях | |
Воспитатели и педагоги дошкольного образования | 34 681 | 44 279 | 47 399 | 33 789 |
Учителя общеобразовательных школ | 44 760 | 78 429 | 64 094 | 40 149 |
Педагоги дополнительного образования | 42 079 | 51 140 | 53 615 | 40 134 |
Мастера и преподаватели профессионального образования | 43 615 | 43 545 | 43 641 | 27 783 |
Педагоги, работающие с детьми-сиротами | 40 493 | – | 39 327 | 48 764 |
Преподаватели вузов | 92 957 | 92 588 | 107 299 | 54 789 |
Повышение зарплаты учителям в 2017 году в России, последние новости: 1 сентября российским бюджетникам поднимут зарплаты.
Повышение зарплаты бюджетникам в 2017 году в России: последние новости
Российским бюджетникам с 1 сентября 2017 года повысят зарплату. Доходы вырастут у врачей, у среднего и младшего медперсонала, у социальных работников, у работников культуры, учителей в школах и учреждениях дополнительного образования, у воспитателей детских садов, педагогов, работающих с детьми-сиротами, у научных сотрудников. Всего у 10 категорий работников. Т
"Хочу сегодня подтвердить, что в рамках исполнения указов президента мы дважды в этом году инткббээ повысим заработные платы сотрудникам бюджетной сферы. Только на майское повышение мы направляем более 5,4 миллиарда рублей", - сказал губернатор Подмосковья Андрей Воробьев.
Сообщается, что с 1 сентября 2017 года на 6% подняли зарплату врачам, на 19% - медсестрам и на 10% 0 младшему медицинскому персоналу. Педагоги школ, детсадов, учреждений дополнительного образования, педагоги, работающие с детьми-сиротами, а также работники учреждений культуры будут получать на 5% больше. А вот учебно-вспомогательному персоналу детских садов (няням) зарплату подняли на 70%. Таким образом, средняя зарплата педагогов школ в среднем вырастет до 51,1 тысячу рублей, воспитатели детсадов - 58,9 тысячи, у нянь - 23,4 тысячи рублей в месяц. Зарплата работников сферы культуры составит 42,3 тысячи рублей в государственных и 39,2 тысячи - в муниципальных учреждениях культуры.
Были введены и стимулирующие выплаты директорам подмосковных школ.
1,8 миллиарда выплат, как ожидается, будут обеспечены за счет оптимизации деятельности учреждений, остальные деньги будут взяты из бюджета области. Ощутимее всего повышение будет у младших воспитателей в детских садах. Их зарплата с 1 сентября вырастет на 70%.
Современную экономическую обстановку нельзя назвать процветающей и способной оказать существенные финансовые вливания в образовательную систему, ввиду чего каждый 2-й учитель жалуется на уровень своего дохода, который не всегда позволяет приобрести самые необходимые товары и услуги.
В государстве в целом, а также в отдельных ведомствах, очень обеспокоены поиском возможных вариантов исправления ситуации.
Школьный учитель никогда не мог похвастаться высоким уровнем официального дохода, во все времена спасала только частная практика – платное репетиторство. При определении статуса и престижности профессии, материальная часть занимает далеко не последнюю роль, следовательно, все меньше людей стремятся стать учителями .
Статистические данные непоколебимы и говорят о том, что гражданин, практикующий преподавание в школьном учреждении общеобразовательного уровня, ежемесячно зарабатывает примерно 20 тыс. руб . В связи со столь плачевными значениями, правительство страны приняло решение о том, что увеличение научной нагрузки должно положительно отразиться на уровне стабильного дохода.
В 2012 году случилось подписание указа, в котором Президент утвердил так называемую «дорожную карту», в соответствии с которой к 2019 году уровень ежемесячного официального дохода граждан, обучающих подрастающее поколение в стенах школы, должен повыситься минимум в 1,5 раза.
На основании только что подписанного документа и поручения руководства страны, было решено провести индексацию заработных плат учителей , на что федеральный бюджет выделил достаточно крупную денежную сумму. Правда, следом наступили кризисные времена, и скорость реализации вышеуказанных мероприятий существенно снизилась, а в некоторых регионах и вовсе остановилась.
Процент индексации, заложенный на текущий год, равняется 4% , что само по себе не плохо, так как уровень инфляции не должен превысить 6% , соответственно, подобный пересмотр ежемесячного дохода позволит практически полностью перекрыть повышение цен на необходимые товары и услуги.
В попытках найти способ повышения заработной платы учителям, государственная верхушка правления пришла к тому, что нужно начать применение «эффективных контрактов» . Существенная разница с обыкновенным договором, регулирующим взаимоотношения руководителя и подчиненного, таится во внедрении критериев, оценивающих качество и эффективность трудовой деятельности.
То есть, на высокий уровень официального дохода может рассчитывать только тот гражданин, который очень серьезно и скрупулезно подходит к выполнению своих обязанностей , закрепленных в должностной инструкции, и делает все возможное для регулярного самосовершенствования.
По сути принимаемые на государственном уровне изменения сводятся к тому, что для увеличения суммы ежемесячного дохода педагог должен постоянно повышать свою квалификацию: работать над диссертациями, активно участвовать в научной работе и т.д. Подобная деятельность может значительно повысить статус школы и положительно отразиться на качестве предоставляемых образовательных услуг.
Власти заботятся о том, чтобы преподавательский состав был высококвалифицированным, то есть учитель должен уметь:
Вышеперечисленные обязанности подвластны далеко не всем специалистам, ведь не зря говорят, что педагогом нужно именно родиться. При этом следует помнить о том, что учитель, как и любой другой гражданин, заинтересован в достойном уровне оплаты. Качество предоставляемых образовательных услуг напрямую зависит от получаемого заработка: преподавание будет в радость только в том случае, если у учителя не будет болеть голова о том, где найти дополнительный источник дохода.
Законопроекты направлены на достижение следующих целей:
В настоящее время заработная плата учителя напрямую зависит от средних показателей, действующих в области. Перед каждым субъектом власти поставлена задача: увеличить официальный уровень дохода учителя доступными и законными способами.
Предвыборная кампания В.В. Путина в 2012 года базировалась на гарантировании повышения доходов специалистов, посвятивших трудовой отрезок своей жизни, работе в бюджетной сфере. Сразу после вступления в должность Президент заверил своей подписью 11 указов, касающихся повышения заработной платы граждан, трудящихся в государственном или бюджетном секторе. Повысить ежемесячный доход педагогического и медицинского персонала планировалось поэтапно в 2018 году, причем в следующем порядке:
В соответствии с официальными статистическими данными, в настоящее время в стране действуют следующие средние значения:
Пересмотр заработных плат работников бюджетной сферы, в том числе и учителей, производится регулярно . Размер плановой прибавки обычно зависит от величины базовой инфляции. Ждать существенного роста в регионах не приходится, так как в последнее время наблюдается отрицательная динамика – финансирование сферы образования регулярно сокращается.
Практически все граждане заметили тяжелое экономическое положение страны, поэтому многих интересует не столько увеличение дохода, сколько сохранение настоящего положения. Причина проста: рост заработной платы педагогов напрямую связан со средними значениями дохода в регионе .
В 2017 году руководящий состав страны изменил подход к определению данного показателя: в расчете теперь участвуют не только сотрудники учреждений, но и граждане, трудящиеся по найму. Внедрение вышеописанных изменений привело к тому, что при наличии планового увеличения бюджетных средств на оплату труда, реальная заработная плата учителя снижается .
Труд учителей является очень важным, ведь именно эти люди делятся с подрастающим поколением имеющимися знаниями и опытом. Их влияние существенно отражается не только на интеллектуальном, но и на духовном развитии школьников.
Всегда считалось, что педагог – это представитель интеллигенции. Эту профессию стремились освоить, так как она являлась очень престижной. Лишь на протяжении последних десятилетий образовательные учреждения испытывают дефицит в квалифицированных кадрах, а педагогические факультеты страдают от недостатка абитуриентов .
Упрямые статистические цифры говорят о том, что средний уровень дохода российского учителя составляет 30 000 руб. Вроде бы неплохое значение подумают многие. Но, все становится гораздо печальнее после пристального рассмотрения отдельных регионов:
Как уже упоминалось выше, Президент в 2012 году подписал Указ, в соответствии с которым заработные платы школьных педагогов должны были вырасти к 2018 году в 1,5 раза. Но, кризисная обстановка 2014 года значительно замедлила процесс и вынудила руководящий состав страны приступить к поиску дополнительных источников финансирования программы.
При расчете среднего показателя стали использовать итоговые цифры заработных плат не только учителей, трудящихся в государственном секторе, но и тех, которые занимаются преподаванием в частных школах. Ежемесячный доход, конечно, увеличился, но только формально.
В следующем году Правительство планирует внедрить новый профессиональный стандарт педагогов , в соответствии с которым учитель должен обладать умениями работы с детьми-инвалидами, с одаренными школьниками или с теми, кто не владеет русским языком.
Будет ли проводиться индексация окладов специалистов образовательной сферы в 2017 году? Последние новости говорят о том, что повысить ежемесячный доход учитель можно посредством следующих способов:
Повышение заработной платы педагогического состава является частью президентской дорожной карты, утвержденной в 2012 году, на основании которой Правительство разработало специальную программу, гласящую о том, что оклад учителя нужно ежегодно увеличивать на значение коэффициента инфляции.
Будет ли проводиться сокращение штатов в общеобразовательных учреждениях? Подобные сведения регулярно озвучиваются в СМИ, но официальное подтверждение отсутствует. Даже если подобные мероприятия планируются, грядущие выборы Президента, вероятнее всего отсрочат неприятные события.
Данное видео содержит подробную информацию о новой системе начисления зарплат учителям с 1 января 2017 года.