Дочь михаила ульянова биография личная жизнь. Михаил Ульянов - биография, фото, личная жизнь актера: Народный маршал. «Добрых людей хватает»

20.02.2022 Тромбоз

Елена Ульянова

(дочь Михаила Ульянова)

Уроки великого отца

ИЗ ДОСЬЕ :

«Михаил Ульянов, великий русский актер. Самые известные работы Ульянова в кино - фильмы «Председатель», «Добровольцы», «Бег», «Братья Карамазова», «Ворошиловский стрелок» и, конечно, роли маршала Жукова. 20 лет возглавлял Театр имени Вахтангова. Умер в 2007 году в возрасте 79 лет. Жена актера Алла Парфаньяк любима зрителем за роль в фильме «Небесный тихоход», пережила мужа на полтора года.

Дочь актерской четы, Елена Ульянова - художник, президент благотворительного фонда «Народный артист СССР» имени Михаила Ульянова, который занимается помощью пожилым актерам».

Осенью 2012 года московский Театр имени Вахтангова вспоминал своего ушедшего худрука. В честь 85-летия Ульянова его коллеги сыграли один из самых громких и талантливых спектаклей юбилейного для Михаила Александровича года - «Пристань».

В финале, где на развевающемся белом полотнище, согласно режиссерскому решению, обычно идут фотографии членов легендарной труппы театра, в этот вечер были лишь изображения Ульянова.

Вместе со всем залом дань памяти большому актеру отдавала и его единственная дочь Елена. Мы давно с ней знакомы. А потому не попросить ее вспомнить об отце я не мог.

Мы сидели в той самой квартире, где долгие годы жил Ульянов, - в доме на Тверской, на котором сегодня висит мемориальная доска в его честь. Елена Михайловна вспоминала, а я слушал ее и пытался представить, каково это - быть дочерью признанного уже при жизни великим артиста.

То, что мой отец - великий артист, я, пожалуй, никогда не понимала. Я воспринимала отца как отца. Даже какие-то его артистические экзерсисы - работа в театре, игра в кино - на меня никакого впечатления не производили.

Смотрела практически все его спектакли и, конечно, все фильмы. Особенно странно было на спектаклях, потому что ты сидишь в зале, смотришь на сцену, и у тебя мешается образ, который он играет, с папой, которого ты знаешь. Пожалуй, был один спектакль - «Ричард III», этакий спектакль-легенда театральной Москвы. Причем, держался он много лет именно как легенда, как просто нечто высшее из области театрального искусства.

Отец играл Ричарда III. Вот там перевоплощение было полное. И я в какой-то момент переключалась от того, что на сцене отец, и уже не понимала, где нахожусь.

С кино было то же самое. У меня всегда подсознательно была мысль, что на экране - отец. Смотрела фильм, а сама все время прокручивала - вот здесь вот он сыграл хорошо, а здесь как-то немножко странновато. Я постоянно его редактировала.

И всегда потом говорила ему о своих впечатлениях. У нас было принято, что отец и меня, и маму постоянно звал на все спектакли, на все фильмы - это было обязательно. И потом очень тщательно, очень внимательно слушал наше мнение. И, наверное, прислушивался.

У меня два самых любимых отцовских фильма - «Бег» и «Ворошиловский стрелок». И есть еще один маленький кусочек из фильма Дмитрия Астрахана «Все будет хорошо». Там у отца ролишка крохотная, но это знаменитый кусок, когда он, калека, цепляется за грузовик и едет за ним под музыку, со знаменем. Вся страна рыдала, и я тоже постоянно плачу, сколько бы ни смотрела.

Особое отношение к себе как к дочери великого Ульянова я начала чувствовать с младых ногтей, как любил говорить папа. Когда я была еще очень маленькой девочкой, то часто болела и потому валялась по больницам. Был ли тогда велик отец, я сейчас даже не могу понять. Нет, наверное, он не был велик, он просто был артистом. Но меня ненавидела вся палата. А палаты были огромные, лежало человек по двенадцать. И лежали там очень подолгу - месяц, полтора месяца. И понятно, это уже был какой-то коллектив. И меня все ненавидели… Ну, не то что ненавидели - завидовали. «Ну конечно, у тебя же папа - актер! Вы же там богачи!»

Хотя мы были нищие, клянусь. На Патриарших прудах был маленький магазинчик, где «выбрасывали», как тогда говорили, ливерную колбасу, и я за ней стояла в очереди. Ну, мы были, может, не совсем нищие, но очень среднего достатка. И продолжительное время. Я уже стала взрослая, и все равно жили как-то очень скромно, потому что все вот эти дачи-квартиры - это же все было государственное, за это же тогда никто не платил. Машина у отца была «Жигули», всю жизнь - «Жигуль»-двойка, такой пикапчик. И вот их он мог менять бесплатно.

То есть в советское время деньги, конечно, имели значение, но не такое существенное, как сейчас. Да, иногда были продуктовые заказы, но чаще всего именно меня посылали в магазины. И я отстаивала эти очереди, ждала, что «выбросят». Никогда не забуду, как стоит толпа у пустого прилавка и ждет, что выбросят из подсобки - кусок сыра ли, чего-то еще, и неизвестно, тебе это достанется или нет.

Все держались на знакомствах. Самый важный знакомый в жизни - это был мясник из подвала какого-нибудь продовольственного магазина. Если у тебя был знакомый директор магазина, ты был просто король и кум королю. Ты шла к мяснику и получала кусок кости с мясом.

Гордились ли мы при этом своей страной? Это вопрос из сегодняшнего дня. Тогда же не было альтернативы. То есть была страна, была родина, и мы в ней жили. И мысль, что можно ею не гордиться… Ну, это Родина, это мать. Вот такая она, мать, что поделаешь.

Когда я подросла, то пошла в школу рабочей молодежи. Была такая знаменитая школа номер 127, которая располагалась за снесенной ныне гостиницей «Минск» на Тверской. Там я первый раз прочитала Булгакова. Мне было 16 лет. Тогда уже появилось издательство «Ардис» - американское, которое печатало книги на русском, появился Самиздат, запрещенные книжки друг другу передавали.

И один раз меня застукал отец. Он вошел в мою комнату, а я читала «Собачье сердце».

Я очень хорошо помню эту сцену. Он входит, я лежу читаю. Такой был диалог.

Что делаешь?

Что? И почему ночью?

Ну, вот мне книжку дали только до завтра.

Булгаков. «Собачье сердце».

Кто дал?!

…Скандала не было, но отец сказал: «Ты имей в виду, что я член ЦК, и ты меня можешь подставить, понимаешь?».

В общем, был такой очень неприятный разговор. Мы потом с ним его вспоминали, и я сама поняла, даже без разговора с отцом - он за меня боялся. Не за себя, а именно за меня.

Он дико за меня боялся. Когда я стала взрослеть и что-то понимать. И особенно, когда очутилась в другой среде. Не в среде своей спецшколы для детей дипломатов, французской, которая была напротив Театра имени Вахтангова, а в другой совершенно среде - детей диссидентов, писателей, которые начали меня чему-то учить.

Для меня это был вообще другой мир, когда я попала в школу рабочей молодежи… сильно рабочей. Многие сидели на наркотиках и потом погибли…

Но что я все о себе… Лучше про фильмы.

Для большинства зрителей Михаил Ульянов - это Жуков. Это так. Но отец был великим артистом - мог играть и Жукова в полную силу, и это было настолько убедительно, что вся страна его считала Жуковым и даже уже самого Жукова считали Ульяновым. Отец мне рассказывал смешную историю, как в каком-то городе поставили памятник маршалу Жукову с лицом Михаила Ульянова. И на Красной площади каменный Жуков тоже чем-то напоминает Ульянова, и это жутко смешно.

Но при этом отец мог играть Ричарда III - безумного горбатого подлеца, и мог играть какого-нибудь председателя колхоза. Он просто был грандиозный актер. Говорить «гениальный» про отца нельзя, но то, что он был грандиозный - это бесспорно. Великий.

Дома он был тихий, мягкий, спокойный, малоразговорчивый. Не замкнутый в себе, нет - мы прекрасно общались, разговаривали, но как-то… Он никогда не трепался, редко веселился, был довольно… не суров, а, в общем-то, мрачен.

После его смерти я обнаружила записные книжки. Когда стала читать, то с удивлением увидела, как он был вечно собой недоволен. Он был звездой, небожителем, имел все ордена - и каждый раз был собой страшно недоволен. То и дело говорил себе: «Миша, ты недоработал, недотрудился, недотянул, недодумал».

Наверное, поэтому он и был великим, потому что дар, талант бесспорный, некое осенение Господне, сочетались в нем с адовой трудоспособностью. Когда он начинал работать над ролью, то собирал всю литературу о своем герое, какую только можно было собрать, перечитывал все.

Я помню, он Наполеона играл в театре на Малой Бронной у Эфроса. Кстати, этот спектакль не сняли на пленку, только фотографии отдельные сохранились. Очень жалко, потому что это был грандиозный спектакль, совершенно гениальный и совершенно необычный.

Ну так вот, когда он начал репетировать роль Наполеона, то доставал какие-то книжки 1812 года издания, какие-то редкие рукописи, все это штудировал, изучал. Работал. Когда приходил домой, то обедал и шел к себе в кабинет.

Да, мы на дачу ездили, но и в машине мы с папой учили его роль. Он рулил, а мне отдавал тетрадь с расписанными репликами. Говорил мне: «Подавай реплики». И я ему их кидала, а он отвечал. Если ошибался, я его поправляла. И так продолжалось всю дорогу, пока мы ехали.

Если мы отправлялись в лес за грибами, то он гулял и опять же учил роль. Это было очень смешно. Я ему говорила: «Ты грибы собирал бы». А папа отвечал: «Да-да-да, я все вижу». А сам вдруг начинал произносить текст, в лесу же никто не услышит, а передо мной он не стеснялся.

Так что он сам себя сделал. При всей своей житейской мягкости, мягкости характера. Мама про него говорила: Миша это четыре «эн» - нет, нельзя, неудобно и неприлично. Это по отношению к жизни. А по отношению к работе это был маршал Жуков.

Родители у меня были легендарные. Папа - Михаил Ульянов, мама - Алла Парфаньяк, известная актриса, один фильм «Небесный тихоход» чего стоит. До встречи с отцом она была замужем за Николаем Крючковым, знаменитейшим человеком. Как отец смог отбить ее?

У родителей было две самых близких подруги в жизни - актрисы Театра имени Вахтангова Юлия Константиновна Борисова и Галина Львовна Коновалова. Так вот, Галина Львовна Коновалова, которая меня еще из роддома встречала, после ухода родителей стала моей лучшей подругой. Поэтому все рассказы про маму с папой я знаю от нее.

У нас в семье из-за сдержанности отца не очень принято было как-то изливать душу. Не было у нас таких посиделок из серии «А помнишь…». Мы были очень дружны, любили друг друга, у нас была какая-то взаимосвязь, теплота дома, но каждый должен был заниматься своим делом. Меня не допускали, даже когда я стала постарше, до каких-то разговоров между отцом и матерью. Мне не рассказывалось про какие-то проблемы, я уже не говорю про семейные тайны. Многое я узнала от Галины Коноваловой. В частности, историю знакомства отца с матерью.

Мама тогда была звезда в театре, молодая актриса, много играющая, красотка номер один в городе Москве, шикарно одевающаяся в какие-то невероятные шубки, носящая широкополые шляпы. Сегодня очень много звездочек, звезд. А тогда их были единицы, фильмов-то выходило на экран мало.

Мама снялась в «Небесном тихоходе», в нее безумно был влюблен Марк Бернес, там была какая-то страсть нечеловеческая. За ней ухаживал Леонид Утесов, Александр Вертинский одаривал своим вниманием. И она просто летела по жизни. Ее мужем был Николай Крючков, великий актер. В общем, она была королевой. И тут появился отец. Мама, кстати, старше его на три года.

А надо заметить, что папа приехал в Москву из глухой сибирской деревни. Именно глухой - я там бывала, так что знаю, о чем говорю. Да, папа успел отучиться в театральном училище. Но он не отесался. И главное, не разбогател. Он был нищ, как церковная крыса. В прямом смысле этого слова. Жил в общежитии и питался либо посылками из дома - это уже папа мне рассказывал, либо ходил на рынок со своими друзьями, молодыми актерами, и пробовал у всех капусту квашеную. У одного попробовал, у другого, у третьей попробовал, у четвертой - и, в общем, наелся.

В театре он появился в каких-то невзрачных и единственных штанах, какой-то рубашонке - я все это по фотографиям уже потом поняла. И сразу влюбился в маму. Она, естественно, его не замечала. Ну кто же заметит маленькую серую мышь, которая где-то там бегает.

Прошло какое-то время. Галина Львовна рассказывает: «Меня Алла подзывает и говорит: “Слушай, иди-ка сюда. Вон, видишь там, на сцене, парень?”. Я отвечаю: “Ну, вижу”. Алла спрашивает: “И как он тебе? Никак? А я с ним живу”».

Что она углядела в отце, не знаю. Они долго прожили вместе до свадьбы. И поженились в 1959 году, когда мама уже была беременна мной. Как она поняла его мощь, как доверилась его надежности мужской, как он ее завоевал - история умалчивает.

Отец был, безусловно, верным человеком. На нем просто крупными буквами с юности написано было, что он как железобетонная стена, на него можно положиться - то, чего сейчас практически у мужчин не осталось.

Была ли у них ревность? Я ее не видела. Он целовался с огромным количеством женщин в кадре, в него была влюблена Элина Быстрицкая, его обожала Людмила Зыкина. Нонна Мордюкова вообще умирала, так хотела быть женой Михаила Александровича.

Мама все это знала. Но, во-первых, она считала себя королевой, прежде всего внутренне. И потому ревновать к кому бы то ни было ей казалось смешно. А потом, мать же была актрисой, прекрасно понимала, что такое партнер в театре или в кино. Она была очень умной женщиной. Именно - очень умной.

Но в народе, конечно, ходили разные сплетни, слухи. Я однажды поймала такси и говорю: «Мне на Пушкинскую. Там есть дом, где находится кафе “Лира”». Таксист оборачивается: «Да, знаю, актерский, в нем Ульянов живет». Я отвечаю: «Да, наверное». А таксист продолжает: «А вы знаете, у него такой роман с Борисовой! Они же все время вместе!».

Как нужно было на это реагировать? Мы потом посмеялись.

Я сама актрисой не стала. Хотя росла в актерской семье. Естественно, с детства болталась по театру и за кулисами. И для меня поступление в театральное был нормальным путем, знакомая колея, и мысли свернуть в сторону просто не возникало. Да мне и нравилось это.

Когда пришла пора поступать, меня подозвал отец: «Ты кем хочешь быть?». Не дословно, конечно, так спросил, но суть заключалась в этом. Я отвечаю: «Хочу быть актрисой, папа». А он вдруг произносит: «Ты знаешь, Лена, я считаю, что не надо тебе быть актрисой».

Мы сидели в кабинете, говорили. И так как у меня не было яростного желания становиться актрисой, то я стала прислушиваться к его аргументам. И в итоге поняла, что отец прав. Он не просто сказал «Нет, я не разрешаю», а со свойственным ему мудрым - а он очень мудрый человек был - доскональным, логическим подходом очень четко разложил мне по полочкам всю аргументацию: почему не надо быть актрисой, почему он мне это не советует. И это было настолько убедительно для меня, 15-16-летней, что я с ним согласилась.

Как-то, уже после ухода отца, была о нем передача. Друзья позвонили мне: «Включай телевизор». Я включила и попала на эпизод, в котором шла речь о том, как Михаил Ульянов «испоганил жизнь своей дочери». В качестве иллюстрации этого нелепого вывода телевизионщики представили историю, как я не стала актрисой.

Абсолютная глупость. Да, я стала не актрисой, а художником. И очень этому рада. Все, чего возможно было добиться, я сделала сама, отец мне никогда не помогал. И всю жизнь я говорю про себя: «Папа, спасибо тебе огромное, что ты тогда меня убедил». Потому что из меня бы получилась очень средненькая актриса. Меня всю жизнь сравнивали бы с отцом и всегда - не в мою пользу. И вот тогда жизнь у меня была бы действительно сломана.

Говорят же, что бомба в одну воронку два раза не падает. Хватит одного актера с фамилией Ульянов. Я безмерно благодарна отцу за тот разговор и до сих пор низко кланяюсь ему в ноги.

Какой главный урок преподал мне отец? Сложно сказать. Потому что ничего он мне не преподавал, а основное воспитание заключалось именно в разговорах с ним. Учить он меня не учил - это делай, а это не делай. Нет, я была, конечно, не подарком в детстве, а уж в юности, я бы даже сказала, совсем не подарком. И, конечно, он иногда на меня повышал голос, говорил, что я позорю его имя. Но нравоучений не читал, были беседы.

Он вызывал меня в свой домашний кабинет и говорил: «Начинаем проработочку». Не орал, не кричал, а приводил массу аргументов, уходя в какие-то исторические экскурсы, доказывал, что я категорически не права в своем поведении. И я все понимала…

Когда он уже уходил, это был страшный момент в моей жизни. Я была очень близка с отцом всю жизнь. С мамой близости было меньше, хотя у нас сложились прелестные отношения, особенно во второй половине ее жизни. А с папой случилось действительно кровное родство, ниточки какие-то нас соединяли, мы друг друга понимали без слов. Этого не объяснишь.

Мы долго вместе боролись с его болезнью. В конце концов, он оказался в реанимации, куда я приходила постоянно, меня без разговоров пропускали.

Папа уже несколько дней находился без сознания. В тот день я была дома и подумала: надо бы к отцу съездить. Ну просто съездить, постоять возле него. И тут вдруг звонит Лиза, моя дочь, и спрашивает, что я делаю. «Думаю поехать к деду», - отвечаю. Мы его, когда Лиза родилась, стали звать дедом. Она его звала дедулином, а я и мама - дедом, и ему это очень нравилось.

И тут Лиза предлагает: «А поехали вместе». Я даже удивилась - дочь вообще больниц сторонится, у нее к ним какое-то боязливое отношение.

И мы поехали. Пришли, постояли возле его постели. И тут я вдруг поняла, что он мучается. И неожиданно для себя сказала: «Слушай, пап, ну вот смотри - и Лизка здесь, и я. Да и в целом все хорошо, и правнуки у тебя родились». Надо сказать, что за три недели до этого Лиза родила двойню - девочку и мальчика.

«Ничего, пап, справимся, иди, не майся…» Сказала все это, мы еще постояли, поплакали и уехали. А через час мне позвонила врач из реанимации: «Все, Елена Михайловна, ушел».

О том, что было потом, помню плохо. Первые полгода после смерти отца - для меня такой белый лист. Как-то жила, что-то делала. А потом родилась идея фонда «Народный артист СССР». И жизнь словно началась заново.

Вообще, после ухода отца у меня такое ощущение, что меня кто-то по жизни ведет. Раньше такого не было, вроде сама и сама. А сейчас чувство, словно плывешь по какому-то течению, и тебя кто-то немножко подталкивает, поправляет, направляет. И вот эта история с фондом…

Где-то через полгода после ухода отца на Патриарших прудах ночью я столкнулась с Александром Филиппенко. Ну, привет - привет. Он спрашивает, как я. Я ответила, что никак. И Саша вдруг предлагает: «А сделай фонд имени отца. Он все-таки это заслужил, наверное». Сказал, и мы разбежались. А потом все завертелось, и еще через полгода я была президентом Благотворительного фонда «Народный артист СССР» имени Михаила Ульянова.

Я подумала: отец всю жизнь всем помогал. У него на стене в передней висел такой листик - списочек добрых дел назывался. И там было написано: Иванова - в больницу, Петрова - в санаторий, Сидорову - квартиру, этому - то, тому - это, кому-то билеты, кому-то еще что-то. И так до бесконечности. И он ходил и за всех просил. Только, пожалуй, за меня никогда не ходил, потому что так меня воспитывал. И вот, наверное, единственное, что он мне всегда внушал: «Ты должна быть самостоятельной». Ну, я и стала самостоятельной.

Когда появился фонд, я понимала, что он должен быть артистическим и помогать старикам. Потому что в последние особенно годы старики-актеры мучаются, зачастую у них безумно тяжелая жизнь - я это все видела. И это трагедия для каждого из них, потому что похожую трагедию переживал отец - не в такой степени, как большинство сейчас живущих, но все равно переживал.

Я рада, что могу быть полезной. Не всем, конечно, это просто невозможно. Но если хоть кому-то в этой жизни помогу, хоть немного сделаю ее лучше - значит, все не зря.

И еще, через эту ниточку помощи старикам я чувствую связь с отцом. И, думаю, эта связь взаимна…

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга I автора Биркин Кондратий

Из книги Илья Николаевич Ульянов автора Трофимов Жорес Александрович

Основные даты жизни и деятельности И. Н. Ульянова 1831, 14 июля - В семье астраханского портного Николая Васильевича Ульянова и его жены Анны Алексеевны (урожденной Смирновой) родился сын Илья.1843, 7 сентября - Илья Ульянов после окончания уездного училища поступил в

Из книги Ленин в жизни автора Гусляров Евгений

НАЧАЛО: ОТ УЛЬЯНОВА ДО ЛЕНИНА Реальный Ленин? Это нереально, это несвоевременно! Еще слишком бушуют страсти, еще слишком тянется психика к безмерно, циклопически грандиозному в положительном или отрицательном смысле, чтобы могла соблюдаться в оценках мера вещей. Тем

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

УЛЬЯНОВА Инна УЛЬЯНОВА Инна (актриса театра и кино: «Карнавальная ночь» (1956; гостья на празднике), «Цветы запоздалые» (Калерия Ивановна), «В Москве, проездом…» (официантка) (оба – 1970), «Чудак из пятого «Б» (1972; учительница пения Марья Николаевна), т/ф «Семнадцать мгновений

Из книги Розы на снегу автора Кринов Юрий Сергеевич

Елена Зимина УРОКИ МУЖЕСТВА Отложив стопку тетрадей в сторону, Елена Александровна, улыбаясь, рассказывает о вчерашней поездке к матери:- Вообще получилось немножко забавно. По дороге наш автобус сломался. А было уже темно, да и снегу поднавалило. И все же решила

Из книги Красные фонари автора Гафт Валентин Иосифович

Антиюбилей М. Ульянова Ну что сказать мне вам, Ульянов, Повторы, знаю, слушать лень, Что вы полны идей и планов, Газеты пишут через день. А вот о чем они молчали, Об этом я вам расскажу, Позвольте коротко вначале Простые факты изложу. Вот вы недавно были в Штатах, Беседы с

Из книги У стен Ленинграда автора Пилюшин Иосиф Иосифович

Из книги Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания Статьи. Стихотворения автора Злобин Владимир Ананьевич

Перед судом (По поводу статьи Н. Ульянова «Десять лет») В своей пространной статье «Десять лет»* [ «Русская мысль». 1959. № 1328, 1330, 1331. (Перепечатка из «Н<ового> р<усского> с<лова»>.)] Н. Ульянов, отмечая свойственное русской литературе ритмическое чередование эпох

Из книги Дмитрий Ульянов автора Яроцкий Борис Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Д. И. УЛЬЯНОВА 1874, 4 августа - В Симбирске в семье директора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова родился сын Дмитрий.1883 - Поступил в Симбирскую гимназию.1887 - После казни старшего брата Александра вместе с

Из книги Шарлотта Корде автора Морозова Елена Вячеславовна

Из книги Другой Ленин автора Майсурян Александр Александрович

Основные даты жизни Владимира Ульянова (Ленина) (до февраля 1918 года приводятся по старому стилю)10 (22) апреля 1870 - родился.Август 1879 - поступил в классическую гимназию.12 января 1886 - скончался отец, Илья Николаевич.1 марта 1887 - арестован старший брат, Александр Ильич.8 мая 1887

Из книги Королевы смеха. Жизнь, которой не было? автора Капков Сергей Владимирович

«Я человек, ироничный и в лирике, не очень интересна» Инна Ульянова Сообщение о смерти Инны Ульяновой в июне 2005 года шокировало дважды. Сначала – самим фактом, а днями позже – шумихой вокруг завещания актрисы и ее последними днями. Свои и чужие в прямом эфире начали

Из книги Гумилев без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Сын Лев и дочь Елена Павел Николаевич Лукницкий. Из дневника:АА (Ахматова. – Сост.) и Николай Степанович находились тогда в Ц. С. (Царском Селе. – Сост.). АА проснулась очень рано, почувствовала толчки. Подождала немного. Еще толчки. Тогда АА заплела косы и разбудила

Из книги Александр Ульянов автора Канивец Владимир Васильевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А. И. УЛЬЯНОВА 1866, 31 марта - В Нижнем Новгороде в семье преподавателя гимназии Ильи Николаевича Ульянова родился сын Александр.1869 - Летом Саша с матерью и сестрой Аней ездил на родину отца, в Астрахань.И. Н. Ульянов получает место

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Притяжение Андроникова автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

ВЕРА УЛЬЯНОВА. И. Л. Андроников и лермонтовские «Тарханы» В июле 2011 года в музей-заповедник «Тарханы» от тамбовского коллекционера С. Н. Денисова поступило несколько интересных предметов. При этом, как это часто случается в процессе поиска и сбора музейных предметов,

Если бы Михаил Ульянов появился на свет в сибирском поселке Бергамак годом раньше, неизвестно, как повернулась бы его судьба. По страшной военной статистике, ребята 1922-1926 годов рождения были уничтожены войной почти подчистую. В 10 классе будущий актер получил повестку в военкомат. Но вышедший к мальчишкам офицер сказал: «Езжайте по домам, ваш 1927 год решили пока не призывать».
Сын председателя колхоза и домохозяйки Ульянов пережил настоящее потрясение, побывав на спектакле Тобольского театра. Поэтому, когда эвакуированные актеры Львовского театра имени Заньковецкой организовали в Таре драматический кружок, юный Миша стал там самым прилежным и талантливым учеником. В конце концов режиссер театра Евгений Просветов посоветовал Ульянову поступать в Омский театральный институт.

Известность пришла к Уль­янову благодаря кино. На счету Михаила Александровича более 70 ролей, среди которых «Дом, в котором я живу», «Добровольцы», «Простая история», «Председатель», «Бра­тья Ка­рамазовы», «Бег», «Тема», «Част­ная жизнь», «Мас­тер и Мар­гарита», «Сочинение ко Дню Победы», «Во­роши­ловский стрелок», «Анти­киллер», «Охота на изю­б­ря». Но сердце его принад­лежало Театру имени Вах­тангова, куда он пришел после окончания первого послевоенного курса в Театральном училище имени Щукина да так и остался.
На вахтанговской сцене Ульянов сыграл Бригеллу в «Принцессе Турандот», Серегина в «Иркутс­кой истории», Сталина в «Уроках мастера», Марка Антония в «Антонии и Клеопатре», Цезаря в «Мартовских идах» и Ричарда III. Последние 20 лет Михаил Алек­сан­д­ро­вич являлся художественным руководителем театра.

Ульянов был однолюбом и в личной жизни. Несмотря на при­писываемые ему романы с красавицами-партнершами - в том числе с блистательной Юлией Борисовой, - у него была только одна женщина - актриса Алла Парфаньяк. В 2004 году Михаил Александрович и Алла Петровна отпраздновали золотую свадьбу. Секретом их семейного долголетия сам Ульянов считал «огромную любовь, которая с годами не угасает, а усиливается».
Михаил Ульянов умер весной 2007 года, не дожив до 80-летия. За три недели до кончины у актера родились правнуки - двойняшки Игорь и Анастасия. Считается, что человек, дождавшийся правнуков, попадает сразу в рай. Близкие артиста уверены, что сейчас он находится именно там...

Об отце рассказывает дочь Михаила Александровича художник и журналистка Елена Ульянова.

«НА РОЛЬ МАРШАЛА ЖУКОВА ОТЦА БЛАГОСЛОВИЛИ ДОЧЕРИ ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА»

Елена Михайловна, сейчас, когда вашего отца не стало, маршала Жукова играют разные актеры, но родственники Георгия Константиновича недовольны и в один голос твердят: «Это не он!». А вот к трактовке образа, которую пред­ложил Михаил Александрович, сыгравший Жукова в двух десятках фильмов, похоже, ни у кого претензий не возникало?
- Когда отцу первый раз предложили сыграть Жукова, ему очень важно было с маршалом встретиться. Но оказалось, что это не так просто. Вроде бы Жуков не возражал, но каждый раз что-то не складывалось - будто злой рок мешал. Или кто-то из них заболевал, или еще что-то происходило. А в последний раз, когда папа собирался в гости к Жукову, тот умер. И отца на эту роль благословили дочери Георгия Константиновича. Я с ними, к сожалению, не знакома, но папа общался. Он много читал о маршале Победы - наша библиотека была забита книгами о войне.
Отец вообще очень серьезно относился к каждой своей роли. Он ничего не умел делать вполсилы: дескать, как сыграю, так и будет. Когда папы не стало, я нашла на антресолях тетрадки, связанные веревочкой, - это были его дневники. Я даже не знала о том, что он их ведет.

Это был не банальный пересказ жизненных событий о том, что «Саша любит Машу, а Маша любит Петю», а рассуждения о творчестве и жизни. Он анализировал спектакли, в которых играл, и фильмы, в которых снимался: «Председатель», «Бег», «Братья Карамазовы». Выбрав самое интересное, я выпустила книжку.

Михаил Александрович всю жизнь проработал в одном театре, что, учитывая специфику театральных коллективов, очень и очень непросто. Как это ему удалось?

Конечно, во все подробности его театрального существования я не посвящена, но многое знаю по разговорам дома, по рассказам актеров Владимира Этуша и Юрия Яковлева. Прискорбно, но факт: театральная жизнь тяжела - в ней слишком много зависти, злобы и негатива.
«Когда я была совсем маленькой, отец просто любил меня - слепо, а когда подросла, все делал, чтобы вырастить из меня личность», 1964 год
Не хочу сказать, что отец был выше этих чувств и эмоций, но он умел им не поддаваться. В отличие от других актеров никогда не поддерживал интриг, более того, ненавидел их.

Многие актрисы, которые выросли при Ульянове (например, Маша Аронова, Марина Есипенко), рассказывают, что он держал их на ладошке, как птенцов: оберегал от театрального негатива, не давал упасть, помогал «опериться», чтобы потом сказать: «А теперь, деточка, лети!». Сегодня в театре работает целое поколение замечательных актеров (среди них - Сережа Маковецкий и Максим Суханов), которое, по большому счету, вырастил папа, будучи художественным руководителем театра. Они вспоминают о нем с благодарностью, потому что таких, как отец, больше нет.

Насколько я знаю, не менее уважительно он относился и к театральным старикам?

«МЫ С АНТОШЕЙ ТАБАКОВЫМ НАБИРАЛИ ПО БАГАЖНИКУ ПРОДУКТОВ И ОТВОЗИЛИ ДОМОЙ - У НАС ЭТО НАЗЫВАЛОСЬ «КОРМИТЬ СЕМЬЮ»

Вы очень похожи на Михаила Александровича - признайтесь, были папиной дочкой?

Стопроцентно! Когда я была совсем маленькой, отец просто любил меня - слепо и, безусловно, когда подросла, все делал для того, чтобы вырастить из меня личность - серьезную, самодостаточную. И когда в результате эта личность выросла, он уже не только любил, но и уважал меня. К тому же со временем мы с ним поменялись местами - он стал стареньким и слабым, а я - сильной. Уже не он тащил меня на себе, а я его.

Правда, что в последние годы вы даже решали все его финансовые вопросы?

Папа был человеком непрактичным и отстаивать свои интересы не умел категорически.
Михаил Александрович с Аллой Петровной, Еленой и внучкой Лизой
Когда режиссер Валера Ахадов предложил отцу сыграть в его фильме «Подмосковная элегия», я поначалу не вмешивалась - все-таки я не специалист в этих делах. Но когда жизнь стучит тебе по голове, ты очень быстро всему учишься: увидев, что съемочный день папы оценен в 100 (!) долларов, я поняла, что нужно что-то делать, - времена были уже совсем другие, даже средние актеры получали гораздо больше. «Пап, - спросила я его, - это что?! Ты же народный артист СССР, Герой Соцтруда, твое имя стоит очень дорого». На что он беспомощно ответил: «Я не умею торговаться...».

Тогда я позвала своего друга, бывшего директора Киностудии имени Горького, мы пошли к продюсеру, постучали кулаком по столу, хотя я не умею этого делать. Нам удалось выбить Ульянову ставку в тысячу долларов за съемочный день, хотя, наверное, она могла бы быть и больше - для нынешних актеров это не такие уж и большие суммы.

Отец никогда в жизни не гонялся за деньгами - материальная сторона была для него далеко не на первом месте в жизни. И добытчиком в общепринятом смысле он не был. Очень хорошо помню, как в 90-е годы я в магазине в соседнем переулке выстаивала огромные очереди за ливерной колбасой. В то время это была норма, как и то, что мы ели сосиски из туалетной бумаги, а мама готовила на три-четыре дня кастрюлю постного борща, потому что мяса не было. А еще мы с моим хорошим приятелем, ушлым человеком Антошей Табаковым, сыном Олега Павловича Табакова,
С Нинелью Мышковой в фильме «Дом, в котором я живу», 1957 год
перед праздниками садились на свои «жигули» (у него была «восьмерка», у меня - «девятка») и объезжали все кафе и рестораны, где работали какие-то наши знакомые директора, набирали по багажнику продуктов и отвозили домой. У нас это называлось «кормить семью».

Вы ведь отцу и роли помогали учить?

Он любил это делать в машине, по дороге на дачу: я подавала ему реплики, он на них отвечал. «Ричарда III» до сих пор помню наизусть.
- Как ваш отец отнесся к тому, что произошло с людьми и страной в 90-е годы?

Он чудовищно тяжело все это переживал, и самой большой его болью была моя дочь Лиза. Ей тогда было 15-16 - самый тяжелый подростковый возраст. Как раз в это время Станислав Сергеевич Говорухин снял «Ворошиловского стрелка», в котором отец сыграл самого себя. Хотя он там и не играл - про­сто жил. Папа ужас­но боялся, что с Лизой может произойти то же, что и с внучкой его героя. В этом фильме он показывал, как это страшно, когда надругались над близким тебе человеком, а ты ничего не можешь сделать. Он тоже ничего не смог бы, несмотря на то, что был Михаилом Ульяновым и народным артистом Советского Союза. Бог нас миловал, с Лизой ничего не случилось, но я помню, как отец не спал ночами и звонил по 10 раз на дню: «Где Лиза?! Куда она пошла?! Она еще не при­шла?!».

«КОГДА ПАПА ПОЗНАКОМИЛСЯ С МАМОЙ, ОН БЫЛ ОБОРВАНЦЕМ - ТАКОГО ПОНЯТИЯ, КАК БОМЖ, ТОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛО»

Ваш папа отбил вашу маму, красавицу-актрису Аллу Парфаньяк, - страшно сказать! - у самого Николая Крючкова!

Многие истории из жизни нашей семьи я знаю не от родителей, а от Галины Львовны Коноваловой - актрисы, а впоследствии завтруппой Театра имени Вахтангова. Сейчас ей 96 лет, а когда-то она выносила меня из роддома и всю жизнь была подругой мамы и папы. Моя мама была очень красивой женщиной, за ней ухаживали Вертинский, Утесов, Бернес. Первый раз она была замужем за знаменитым Николаем Крючковым, с которым снималась в фильме «Небесный тихоход», но ее женская судьба с ним не сложилась.

Когда папа познакомился с мамой, он был, как бы это помягче сказать, оборванцем - такого понятия, как бомж, тогда не существовало. «Кто я был для нее? - писал потом папа в своих воспоминаниях. - Сибирский малообразованный мужичок, у которого не было ни кола ни двора?». Но мама его заметила и, как говорится, положила на него глаз.

Галина Львовна вспоминала, как однажды, когда они стояли в холле театра, мама, показав на папу, вдруг спросила ее: «Как тебе этот актер?». Тетя Галя пожала плечами: «Да никак, актер и актер». И вдруг услышала: «А это почти мой муж!». Тетя Галя, конечно, обалдела, но в 59-м году они сыграли свадьбу, а вскоре родилась я.

Уйти от звезды советского кино к никому тогда еще не известному актеру - это поступок!

Мама была человеком решительным, с серьезным женским характером. Если она говорила: «Да!», это значило «да», если говорила: «Нет!», значило «нет». Никаких полутонов и подтекстов в ее словах не существовало.

С Анатолием Папановым, «Живые и мертвые», 1963 год

Зато папа был в крайней степени мягким. Мама в шутку называла его человеком «четырех «н»: нет, нельзя, неудобно, неприлично. Это были главные слова, которыми Михаил Ульянов руководствовался в жизни. На сцене он мог играть суровых маршалов и императоров, а в жизни был абсолютно безотказным.
- Ваши родители прожили вместе более 50 лет. Это были счастливые годы?

Конечно. Хотя они, как все, - и ссорились, и мирились. Когда-то давно мама ради папы бросила свою актерскую карьеру: она понимала, что в семье может быть только один состоявшийся актер. А отец каждый год на мамин день рождения обязательно посвящал ей стихи. Он не был поэтом, и каждая строчка давалась ему не­просто - сочинял их по ночам и очень мучился.

В последние годы жизни он сильно болел, а мама была уже очень старенькой, она ведь на несколько лет его старше. Папа постоянно ложился в больницу. И как только это происходило, моя слабенькая и немощная мама собирала себя в кулак, заказывала в театре машину и ехала к нему. А ведь к тому времени она вообще на улицу уже не выходила - ей просто не хватало на это сил.

«Ворошиловский стрелок», 1999 год. «В этой картине отец сыграл самого себя»

У отца была болезнь Паркинсона, а таким больным нельзя лежать - это верная смерть, ему нужно было много ходить. У меня до сих пор стоит перед глазами эта картина: маленькая, сухонькая мама держит папу под руку и, приговаривая: «Миша, и - раз, и - раз!», тащит его по больничным коридорам... Формально она пережила мужа на полтора года, на самом деле - на два месяца. После тяжелейшего инсульта, который сразил ее вскоре после его смерти, она так и не пришла в сознание и вскоре умерла.

Вы успели попрощаться с отцом?

К счастью, да. Я же постоянно ездила к нему в больницу, для меня в тот момент это было самым главным в жизни. А потом произошла очень странная история... С утра я вдруг неожиданно для себя решила: «Поеду к папе!». Хотя папа к тому времени уже был без сознания и необходимости в этом не было. Тут же позвонила моя дочь Лиза: «Что ты сегодня собираешься делать?». - «Да вот, - говорю, - к деду собираюсь». - «Я с тобой». Лиза заехала за мной, мы с ней пришли к нему в реанимацию, постояли около него. И я вдруг поняла: «А ведь он уходит...». Так вдруг стало страшно и жутко! Попрощались мы с ним и уехали. А через полчаса мне позвонила реаниматолог и сказала, что отец ушел.

Всегда хочется верить, что любимые люди не уходят от нас насовсем. Папа помогает вам?

Не то слово! Каждый мой жест, каждое мое движение, каждое мое дело как будто продиктовано отцом. Сегодня разговаривала с журналистом, который спросил: «Почему вы занимаетесь памятниками?». - «Понимаете, - говорю, - дружочек, это не я, меня просто к этому кто-то сверху подталкивает, подсказывает мне: «Ленка (именно так называл меня папа), а займись-ка ты этим!». И знаете, удивительная штука: у меня всегда все получается. Находятся деньги, находятся люди, которые приходят на помощь. «Господи, - думаю я, - меня же кто-то ведет!». И этот кто-то - мой папа.

Имя: Михаил Ульянов (Mihail Ulyanov)

Возраст: 79 лет

Место рождения: село Бергамак, Россия

Место смерти: Москва

Деятельность: актер театра и кино, кинорежиссер

Семейное положение: был женат

Михаил Ульянов - биография

Для миллионов зрителей в актерской биографии Михаил Ульянов навсегда останется маршалом Жуковым . И хотя сам актер считал, что в реальной жизни между ним и главнокомандующим нет ничего общего, это не так: их роднили упорство, несгибаемая воля и верность своему слову.

В сибирском селе Бергамак Муромцевского района, где родился Михаил Ульянов, артиста всегда принимали как родного человека и не раз на полном серьезе предлагали должность председателя колхоза. Тот вежливо отказывался, и тогда его именем, несмотря на все возражения («Я ведь актер, а не писатель!»), назвали местную библиотеку. Такова народная любовь! За долгую жизнь - 79 лет -актер сыграл множество ролей в своей творческой биографии самого разного диапазона - от волевых и жестких руководителей до мелочных крестьян и бытовых трусов. А ведь идти в актеры когда-то даже не думал...

Михаил Ульянов - детство и юность

Неласковый сибирский климат определял и систему воспитания, и характер детей, которые на лыжах стояли крепче, чем на ногах, умели на раз-два сшибать шишки с высоких кедров, играли вырезанными из дерева лошадками и никогда не ныли. Отец Мишки Ульянова руководил небольшой деревообрабатывающей артелью, а мать занималась домом и детьми - помимо сына, в семье росла дочь Маргарита. Семья переезжала из села в село, пока не обосновалась в маленьком городке Тара. Никаких культурных развлечений, а уж тем более театра, там не было. Разве что маленький кинотеатр, в котором по сто раз крутили один и тот же фильм. Но мальчишки с удовольствием пересматривали его, переживали все действо шаг за шагом, как будто видели его впервые...


Мише исполнилось тринадцать, когда началась война. Отец ушел на фронт, был политруком, получил серьезное ранение. В 10-м классе и Михаилу пришла повестка из военкомата, но вскоре было принято решение, что юноши его года рождения на фронт не призываются. Повезло... Целое поколение ребят всего на год-два старше Ульянова, ушедших защищать Родину, война выкосила практически полностью.

В военные годы в Сибирь было эвакуировано много театров. Когда Михаил впервые пришел на спектакль, был поражен. Это даже не кино, а намного лучше! Актеры настоящие, живые - вот они, перед тобой, можно дотронуться... Ульянов записался в школьный драмкружок, стал участвовать в спектаклях. Невысокому, худому, с голодными глазами подростку приходилось играть старца, но чем сложнее задача, тем интереснее. Руководитель студии заметил талант Ульянова и посоветовал после школы поступать в театральный.

Михаил Ульянов - учеба

Так Миша оказался в Омске. В его кармане лежало рекомендательное письмо руководителю областного театра, а из пожитков был мешок картошки - все, что сумела достать мать. Два года Ульянов учился в студии при театре, выходя на сцену только в массовке. Мысль уйти на фронт, как отец, не покидала его, и Михаил записался в школу летчиков-истребителей. К счастью, к тому времени война закончилась...

Чтобы свести концы с концами, требовалась подработка, и знакомые помогли ему устроиться диктором на радио. Там Михаил научился работать с микрофоном и управлять своим голосом - сначала по-юношески звонким, потом завораживающе приглушенным. Мало кто знает, что «фирменной» ульяновской хрипотцы в голосе актер добивался сам: морозными вечерами выходил на балкон и орал что есть мочи. Соседи собирались писать заявление участковому, но, узнав, что это молодой диктор репетирует, сразу успокоились.

Вернувшийся с фронта отец заявил, что нечего его сыну делать в Омске - раз есть талант, нужно ехать покорять столицу. Однако и в Щепкинское училище, и в студию при МХАТе вступительные экзамены Михаил провалил. Не возвращаться же с таким позором домой!

Ульянов шел по Арбату, погрузившись в невеселые думы, когда его кто-то окликнул. Оказалось, приятель из Омска. Узнав о неприятностях земляка, друг дал ему совет обратиться в Щукинское училище при Театре Вахтангова, где как раз набирали первый послевоенный курс. Училище во время войны было эвакуировано в Сибирь, так что омскому пареньку там не откажут. И точно - приняли! «Судьба была благосклонна ко мне, - писал в воспоминаниях о своей биографии Михаил Ульянов. -А будь я из Хабаровска или Уфы, точно получил бы от ворот поворот...»

Михаил Ульянов - театр

Выпускникам училища открывалась прямая дорога в вахтанговский театр, пусть поначалу и в массовку. Первой работой в биографии Ульянова на большой сцене стал спектакль «Крепость на Волге», где ему предложили сыграть Кирова вместо заболевшего актера. Михаил пребывал в растерянности: с драматической частью он справится, а что делать с внешностью? Тощая шея, запавшие щеки, изможденная послевоенным и студенческим голодом фигура отдаляли его от образа коренастого и упитанного советского политрука.

Для него даже пригласили гримера с телевидения, который извел огромное количество грима. Из проклеенной ваты соорудил артисту щеки, лоб и скулы, из-под которых едва виднелись маленькие глазки, - в итоге Ульянов казался себе похожим на бурундука. Играть в такой маске было трудно: кожа потела и чесалась. В довершение всего прямо посреди спектакля все приклеенные детали отошли от головы и торчали, как огромные уши.


За кулисами метался режиссер театра, произнося совсем не интеллигентные слова. Но сибирская выдержка позволила Ульянову доиграть сцену, незаметно отодрать «уши» и продолжить спектакль уже худосочным юношей-Кировым - к большому удивлению зрителей. Конечно, на следующий день в газетах появились ругательные рецензии и заявления, что актер Ульянов до таких серьезных ролей еще не дорос. Михаилу уже не хотелось ничего - ни больших ролей, ни актерской карьеры. Но прошло время, и все забылось...

Михаил Ульянов - личная жизнь

Еще в театральном училище у Михаила завязался длительный и серьезный роман с однокурсницей -будущей актрисой Ниной Нехлопоченко. Но после окончания учебы влюбленных разлучили километры: Ульянов остался в столице, а его невеста вернулась на родину в Одессу. Считая себя серьезным мужчиной и однолюбом, Михаил Ульянов долгое время никаких отношений не заводил, пока не влюбился. Заглянул к своему знакомому на съемочную площадку картины «Небесный тихоход» и увидел самую прекрасную женщину на свете - исполнительницу роли журналистки Вали Петровой Аллу Парфаньяк. На его беду, красавица Аллочка уже была замужем. Да не за кем-нибудь, а за исполнителем главной роли майора Булочкина - Николаем Крючковым, и у супругов рос сын.

Четыре года Ульянов ненавязчиво ухаживал за Парфаньяк, но не настаивал ни на чем: не хотел разбивать семью. А однажды, как он позже признавался друзьям, ему явилось откровение. Возвращался с актерской тусовки сильно навеселе - настолько, что не помнит, как оказался лежащим на проезжей части. Очнулся, а рядом с его ногой колесо чудом остановившегося трамвая. И первой мыслью актера было: «Все, пора делать Алле предложение!»

К удивлению многих, Парфаньяк согласилась стать его женой и, забрав сына, ушла от звездного мужа. В том же году она родила Ульянову их единственную дочь Леночку. Жить стали в крохотной квартире родителей Аллы. Личная жизнь Ульянов и Парфаньяк продлилась почти полвека.

Он стал не только заботливым мужем, но и трепетным отцом. В своей Леночке души не чаял! Сам выбирал платья и игрушки в магазинах. А когда Леночка выросла, всю свою любовь и нежность перенес на внучку Лизоньку. Часами ползал с ней по полу, играл в куклы и кубики.

Ульянову, как и многим видным актерам в его биографии, часто приписывали романы с партнершами по фильмам: Ириной Купченко , Юлией Борисовой и другими. Но Алла Петровна была в супруге уверена и даже на этот счет шутила: «Если меня не станет, пусть уж лучше Миша женится на своей первой любви Нине Нехлопоченко. Она хохлушка, готовит хорошо!» Поводов к ревности Ульянов не давал. Все знали, что супругу он обожает. На каждый день рождения Аллы сочинял в ее честь стихи: рифмы находил с трудом, мучился ночами, но традиции не изменял. Впрочем, совместная жизнь Ульянова и Парфаньяк все же не была абсолютно гладкой.

Михаил Ульянов - пьянство

Долгие годы своей биографии Михаил Ульянов, по его собственному признанию, пил, пил и пил... Даже встреча с Аллой и рождение дочери спасли его от пагубной привычки лишь на короткое время. Поначалу оправдывал себя: изнурительная работа в театре в качестве актера, режиссера, а потом и руководителя требовала снятия стресса. Помимо этого, он был активным общественным деятелем, депутатом, занимал высокие должности в Союзе кинематографистов и Союзе театральных деятелей. А там - банкеты, чествования. Да и в хорошей компании как не выпить?.. Его коллега и друг предостерегал: «Миша, не пей! Другим ничего, а тебе нельзя!» Но Ульянов слушал советы, соглашался - и снова пил.

Супруга очень страдала от пагубной привычки Ульянова. Ведь алкоголь стал причиной ее развода с первым мужем: она видела, как водка превращает уважаемого человека, известного актера в животное. Нужно было что-то делать. Однажды, когда Ульянов снова вернулся домой пьяным, Алла распахнула окно, встала на подоконник (а жили они на восьмом этаже) и прокричала: «Выбирай - или водка, или я!» В ее глазах и голосе было столько решимости, что Михаил разом протрезвел. Поклялся, что завяжет, и слово сдержал: с того дня больше не брал в рот ни капли. Так же было и с табаком: ради семьи бросил курить в один день.

В своей биографии актер писал, что именно сила воли и поддержка супруги спасли не только его актерскую карьеру, но и жизнь: «Алла руку протянула... вытянула меня из омута в тот момент, когда я уже пускал пузыри и почти перестал за себя бороться. Многие тогда махнули на меня рукой, мол, пропал парень. И действительно, настал трагический край - меня выгнали из театра за развеселую жизнь. Но тут Алла подняла на ноги товарищей и заставила их просить за меня...»

Михаил Ульянов - другая жизнь

Так актер вернулся на подмостки театра и в кино, чтобы радовать нас сильными работами в фильмах «Добровольцы», «Простая история», «Председатель», «Живые и мертвые», «Блокада», «Освобождение», «Ворошиловский стрелок» и многих других. Семь раз Ульянову поручали играть роль Ленина, и двадцать два - маршала Жукова.


Несмотря на богатую биографию, высокие должности, многочисленные награды и премии, Михаилу Ульянову за всю жизнь так и не удалось скопить больших денег. Весьма посредственная квартира в центре Москвы и скромная дача - вот все, на что хватило его гонораров. Сбережения сгорели в дефолт. Вместе с женой Михаил Александрович колесил по гастролям, чтобы заработать копейки, а требовать достойной оплаты своего труда никогда неумел. Многие режиссеры этим пользовались и «кидали» его. Зато актер всегда был готов прийти другим на помощь.

Его дочь Елена вспоминает: «Заставить что-либо делать Ульянова удавалось немногим. Но достаточно было только попросить, поплакать в жилетку - и вот он уже со своим харизматичным лицом идет выбивать кому квартиру, кому машину, кому роль. А чтобы для себя, так это неприлично. Мама называла его "Четыре «Н» - Нет, Нельзя, Неудобно, Неприлично". Он не мог никому отказать. Для себя ничего не сделал. В результате они с мамой всю жизнь прожили в своей мерзопакостной квартире на Пушкинской площади».

Михаил Ульянов - последние годы

Здоровье сильно подводило Михаила Александровича - у него диагностировали болезнь Паркинсона, но ни от ролей в театре, ни от должности худрука его не освобождали: заменить-то некем. И как человек ответственный, он соглашался, хотя приходил домой, по воспоминаниям родных, сине-зеленым от усталости. Потом у актера обнаружили рак и еще целый букет заболеваний, последовала череда операций.

Но, даже находясь на больничной койке, он умудрялся помогать другим. Так, его разыскал земляк из Омска, попросил протекции: дочери нужна была срочная операция, вопрос жизни и смерти. И благодаря ходатайству Ульянова девочку вскоре успешно прооперировали. Но сам себе помочь Ульянов уже не мог. Он скончался в столичной клинике 26 марта 2007 года, накануне Всемирного дня театра.

Ведь сам Ульянов именно так и играл, тем и запомнился: на сцене и на экране был правдив до последней ноты, вживался в чужую кожу, был настолько точен в передаче, что, например, после роли Тевье-молочника зритель «требовал ответа»: «Скажите, вы всё-таки еврей или как?» А после того как Ульянов сыграл бывшего мужа в «Без свидетелей», клеймил его: «Подонок, негодяй!» В образе маршала Жукова был раз 25 — никого другого в той роли уже не видели, и сколько раз в бесконечных очередях того времени кто-нибудь нет-нет да и спросит: «А что скажет товарищ Жуков?» «Ворошиловского стрелка» — старика, мстящего за поруганную честь внучки, — играл как самого себя: в те годы подрастала его собственная внучка Лиза . И зритель откликался — на правду.

Сейчас отклика ждёт уже его дочь. Нет, не дочь великого артиста — дочь великого человека.

«Миша, ты неправ!»

— Когда 7 лет назад не стало отца, у меня как будто отрезали половину тела, — вспоминает Лена Ульянова .

Трудно было жить, дышать, ходить. Бессмысленно, как в тумане, прошли полгода. И только тогда развиднелось, задышалось, когда ей в голову пришла мысль: создать фонд помощи пожилым актёрам имени отца — «Народный артист СССР»: «В тот момент я почувствовала, что меня будто кто-то ведёт, управляет моими поступками свыше... И я в утешение себе думаю, что это всё он. Ведь то, что я делаю сейчас, — это продолжение того, что начал делать папа.

У нас дома всегда рядом с его расписанием спектаклей висел лист бумаги, как я его называла, «список добрых дел»: имя, фамилия, чем помочь. Кому-то выбить квартиру, кого-то устроить к врачу. Отец никому не отказывал и вычёркивал имя из списка, только когда проблема была решена. Говорил: «Кто, если не я?» Тогда это ещё не называлось «благотворительностью»... Просто отец так жил. Когда работал председателем Союза театральных деятелей, построил поликлинику для актёров (сейчас от неё осталось 3 комнатки), выбил старикам пенсии — те на него буквально молились! Ведь, когда развалился СССР, многие актёры, особенно в провинции, оказались в нищете, жили буквально как бомжи... Из труппы Театра им. Вахтангова, которым руководил, отец не уволил никого из пенсионеров, несмотря на то что роптала молодёжь. А сам, невзирая на то что имел доступ ко всем привилегиям цековской «кормушки», ничем не пользовался. Считал, главное — не это.

Он ведь у меня сибиряк, омич, тот ещё характер. Настоящий, сильный, русский дух! Представьте только: из глухой деревушки, в голодные военные времена — 44-й год! — он отправился покорять областной город Омск, затем Москву. Простой крестьянский парень в том аду, в котором жил (10 человек в избушке «два колышка, три досточки»), он нащупал в себе эту творческую жилку, потянулся к свету... И ведь нашёл в себе мужество, сохранил этот творческий полёт и прошёл путь от омской Тары до сцены Вахтанговского театра! Это ведь ярчайший, редкостный пример того, что можно из самых низов прорваться наверх, если сильно напрячься, это такой стимул для тех, кто сейчас не верит в свои силы, не рискует, боится!.. Но вот он смог переломить судьбу. И потом, уже на вершине славы, обласканный и признанный, сам себе не давал покоя, требовал и понукал. Уже после смерти отца я нашла его дневники, где ни слова о нас с мамой: он с 1946 по 2000 год, больше полувека, пишет одно и то же: «Миша, ты недоработал! Миша, ты схалтурил! Ты неправ! Можно было бы лучше!» Отец считал, что нет ничего страшнее, чем купаться в собственном жире и почивать на старых лаврах... Даже в последние годы, когда уже был поставлен диагноз неизлечимой болезни Паркинсона, были пройдены все столичные профессора, китайские целители и наши шаманы, уже порой отказывали ноги, отец продолжал работать: ходил в театр, учил роли, озвучивал радиопостановки...

Артист Театра им. Евг. Вахтангова Михаил Ульянов с женой Аллой и дочерью Леной, 1967. Фото: РИА Новости / Михаил Озерский

Чуждые почести

Хоронили Михаила Ульянова с воинскими почестями. Жена, Алла Парфаньяк (аристократка, профессорская дочка, которую «папа — единственные топорщащиеся на коленках брюки, рубашонка, ни денег, ни жилья — папа смог её буквально завоевать»), пережила мужа на 2 года, почти всё время пробыв в коме после инсульта, случившегося вскоре после ухода Ульянова. Ушла почва из-под ног...

— Я видела отца редко, но помню это ощущение, которое не оставляло меня и во взрослые мои годы. Всеобъемлющая любовь... А ещё он был страшно надёжен, я знала, что могу прийти к нему со своей бедой в любую секунду. Уже стариком, в болезни, когда я приезжала в больницу и бросалась к нему буквально со стоном: «Па-па!», он отвечал своё неизменное: «Погоди, сейчас разберёмся». С тех пор никто и никогда больше так мне не говорил...

Продолжение дела Михаила Ульянова, фонд его имени «Народный артист СССР», который возглавляет дочь Елена, уже сделал много добра пожилым актёрам, прозябающим в бедности и безвестности, никому не нужным: «Кому-то я помогаю издавать книги, кому-то привожу корзины продуктов к празднику или просто помогаю деньгами, устраиваю благотворительные концерты в пользу кого-нибудь из актёров. Одна из важных моих задач — это увековечивание памяти об ушедших кумирах, дело многотрудное и очень дорогостоящее... И здесь без отзывчивости десятков тысяч читателей «АиФ» не обошлось. Я уверена: если человек столь много сделал для страны, то и страна должна вспоминать о нём не холмиком земли с покосившимся крестом...»

Ведь на народные — вами, читатели «АиФ», собранные деньги уже поставили памятники на могилах Жжёнова , Старыгина , Невинного , Ивлевой , Моисеева . За последние годы фонд открыл мемориальные доски Целиковской , Жжёнова , Горина и других. И теперь мечта дочери Михаила Ульянова — поставить достойный памятник отцу перед драмтеатром в Омске, городе, давшем Михаилу Александровичу творческие крылья.

— На сооружение памятника фонд перечислит все средства, которые есть на его счету, но этих денег не хватает... Папа начинал свой «список добрых дел», когда ещё был молод и здоров, в самой силе. Но почему-то уже тогда понимал, что все мы не вечны, что болезнь и трагедия — вот они, поджидают рядом, за углом... И он всегда жил с этим ощущением, — говорит его дочь. А я думаю: она не права, когда её душа кричит о том, что Михаила Ульянова забудут. Нет, не забудут. Будут помнить не только его Жукова и Ворошиловского стрелка — будут помнить список, висящий рядом с репертуаром, будут помнить его «Кто, если не я?».

— Но всё же памятник — это некий символ, к которому можно прийти и положить цветы с благодарностью, — считает Елена Ульянова.

Памятник — ведь он не для Ульянова, которому и при жизни не нужна была слава и чужды были почести. Он — для нас. Чтобы было на кого равняться.

Открытие сезона в Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова. Художественный руководитель театра, народный артист СССР Михаил Ульянов выступает с речью на сборе труппы. 2001 год. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Тем, кто хочет помочь

Перевести деньги на создание памятника можно по реквизитам Общественного фонда содействия и помощи ветеранам кино и театра им. М. Ульянова «Народный артист СССР»:

  • ОГРН 1097799003928
  • ИНН 7710477739
  • КПП 771001001
  • р/с 40703810000070000103 в АКБ «Банк Москвы» (ОАО)
  • к/с 30101810500000000219
  • БИК 044525219

Алла Парфаньяк (жена Михаила Ульянова) была одной из самых красивых актрис кино и театра советской эпохи. В молодости на нее обращали внимание многие знаменитости, в том числе Марк Бернес и Александр Вертинский. Михаил Ульянов с женой прожили почти 50 лет, после их смерти осталась дочь, внучка и два правнука.

Жена Михаила Ульянова – краткая биография

Жена актера Михаила Ульянова, Алла Парфаньяк, родилась 09.08.1923 в семье профессора математики из Минска. Ее мать была полячкой благородного происхождения. Родители старались привить девочке любовь к искусству и хороший вкус. Отца в тридцатые годы репрессировали, но это не помешало Аллочке закончить Щукинское училище и устроиться в театр Вахтангова.

Красивую актрису всроке заметили кинематографисты, первой ролью стала Валя Перова из фильма «Небесный тихоход». Во время съемок Алла познакомилась с актером Николаем Крючковым, ее личная жизнь изменилась. В последствии популярный актер развелся с женой и женился на Алле. В браке родился сын Николай (в 1949 году), Алла продолжала играть в том же театре.


Крючков пользовался популярностью, хорошо зарабатывал. Парфаньяк ездила в театр на «Москвиче» с водителем, что в то время считалось роскошью. Наряды для нее шили лучшие портные, шляпки – самые популярные мастера. Семейная жизнь с Николаем закончилась разводом и разделом имущества из-за пристрастия актера к алкоголю и увлечения молоденькой Зоей Кочановской. Алле осталась двухкомнатная квартира и сын девяти лет.


Новые отношения

После развода за Аллой ухаживали многие знаменитости, но она выбрала сибиряка Михаила Ульянова. Эти отношения считались мезальянсом, так как сын колхозников из Тары (не далеко от Омска) был бедным. Поэтому Михаил Ульянов не являлся лучшим вариантом для начитанной дочери профессора с хорошими манерами. Аллу ждала прекрасная карьера, она по праву считалась одной из самых завидных невест столицы.


Михаил Ульянов переселился в квартиру Аллы, в 1959 году у них с женой родилась дочь Елена. Парфаньяк почти перестала играть и выходить в свет с мужем. Причиной считалась болезнь почек их с Михаилом дочери, требующая повышенного внимания к девочке. В 70-х и 80-х годах Алла иногда снималась в кино, но только в эпизодах. Потом жена Ульянова решила заниматься только домом, начала выращивать цветы и овощи.


Дети Алле Парфаньяк доставляли не только радость. Сын Коля, от первого брака, в детстве был любознательным, поступил на физмат, но после первого курса из-за увлечения диссиденством учебу бросил. Брать деньги от матери он отказался, жена Михаила Ульянова передавала их через подругу Галину Коновалову. Потом Николай попытался отказаться от гражданства, но его отправили в психиатрическую больницу. После развала Советского Союза он попал в Германию, но и там не смог ужиться.