Стрессы и стрессовые состояния. Причины, стадии, что происходит в организме, позитивные и негативные последствия, методы борьбы и повышения стрессоустойчивости. Реакция организма человека на стресс Реакции человека на стресс

12.07.2023 Болезни

Стресс – это психофизическая реакция на когнитивные, эмоциональные и социальные задачи, которые субъект воспринимает как чрезмерные.

Давайте посмотрим на характеристики этого явления и, в частности, возможные методы лечения (лекарственные и природные).

Что такое стресс

Стресс – это состояние умственной и физической патологии , для которого характерны тревога и озабоченность, и субъект не в состоянии выполнить задачу или решить ситуацию.

Термином «стресс», в настоящее время, много и часто злоупотребляют. Но что говорят об этом специалисты в области психического здоровья?

В.Б. Кэннон (1871-1945) был первым ученым, занимавшимся изучением стресса. Он утверждал, что все живые существа (люди и животные) в опасной ситуации реагируют изменениями преимущественно физиологического характера, в частности, увеличением артериального давления и расширением зрачка. Эти реакции, по мнению автора, имеют целью восстановить состояние нарушенного психофизического равновесия.

Но, первым придумал термин «стресс» К.Сейл, в 1936 году. В соответствии с представлениями Сейла, человек испытывает состояние стресса, когда сталкивается с необходимостью выполнения большого объема задач .

Это могут быть задачи:

  • когнитивные (например, закончить работу или учебу)
  • эмоциональные (например, важные решения, жизненные утраты или потери)
  • социальные (например, публичные выступления)

Другими словами, это дисбаланса между необходимой для выполнения задачи энергией и восприятием себя субъектом: если субъект считает, что может и знает, как правильно выполнять такую задачу, это не вызывает у него никакой реакции стресса; в случае, если субъект чувствует, что не знаете и не может (потому что, например, имеет мало времени или не хватает некоторых ресурсов) выполнить такую задачу, то возникает состояние стресса

Каковы симптомы патологического стресса

Стресс – это психофизическая реакция и, таким образом, проявляется через психологические и соматические симптомы .

С психологической точки зрения мы можем различать когнитивные симптомы , как, например:

  • трудно сосредоточиться
  • трудности с вниманием и запоминанием
  • отсутствие желания к действию
  • негативные и пессимистические мысли
  • страх перед неудачей

Эмоциональные симптомы :

  • частые слезы или желание плакать
  • нервозность
  • тревога
  • чувство одиночества
  • чувство бессилия
  • печаль и горе

Поведенческие симптомы :

  • возбуждение
  • тенденция не выполнять задачи
  • использование алкоголя и/или наркотических веществ
  • проблемы на работе или в школе
  • тенденция критиковать других
  • отсутствие аппетита или чрезмерный аппетит, соответственно, потеря или увеличение веса

С соматической точки зрения , стресс характеризуется:

  • головной болью
  • тошнотой
  • болями в мышцах, в конечностях и в спине
  • чрезмерной потливостью
  • чувством постоянной усталости

В зависимости от продолжительности стресса, можно обнаружить и другие характерные симптомы.

Не уходя далеко, следует сказать, что стресс подразделяют на острый и хронический:

  • острый стресс характеризуется немедленной реакцией на внезапную и неожиданную опасность, как, например, землетрясение, стихийное бедствие, болезнь, увольнение и др.
  • хронический стресс касается более длительного состояния – месяца или года, в течение которых субъект постоянно подвергается давлению ситуации.

В состоянии хронического стресса могут возникать также другие патологические состояния, помимо обычных симптомов, перечисленных выше.

Последствия психологического стресса

Если состояние стресса затягивается, со временем могут возникнуть важные последствия, такие как:

  • расстройства иммунной системы , такие как частые лихорадки или инфекции из-за изменений, связанных с функционированием гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы;
  • дерматологические расстройства , такие как зуд, выпадение волос или преждевременное появление седых волос, ломкость ногтей, связанная с ослаблением иммунной системы;
  • нарушения обмена веществ , такие как высокий уровень холестерина , высокий уровень сахара в крови , трудности с пищеварением, проблемы с кишечником, гастрит , язва , нарушения функций печени, вздутие живота , вызванное увеличением числа свободных радикалов;
  • сердечно-сосудистые заболевания , как повышенный риск инфаркта из-за артериальной гипертензии , связанной с изменениями функционирования гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы;
  • другие нарушения , такие как головокружение , нарушения менструального цикла у женщин, трудности с зачатием ребенка, переедание.

Причины стресса

На основании определения стресса приведенного выше, трудно точно определить причины стресса . У некоторых субъектов стресс может вызвать уборка дома, а другие будут спокойно чувствовать себя в военных окопах.

Тем не менее, мы можем сказать, что бывают ситуации, которые наиболее часто приводят к стрессу:

  • условия работы (или учебы) ;
  • необычайные негативные события жизни ;
  • события в жизни, преодоление которых требуют определенных усилий и постоянства ;
  • события в жизни, такие, как подготовка свадьбы, рождение ребенка, смена места жительства .

Лечение стресса – как почувствовать себя лучше

Долгое время, единственной возможностью лечения стресса была лекарственная терапия , она используется до сих пор. В частности, в условиях острого или хронического стресса психиатры и неврологи назначают антидепрессанты и анксиолитики.

Действительно, как говорилось выше, симптомы стресса, так или иначе связаны с тревогой и депрессией, поэтому антидепрессанты и транквилизаторы имеют существенное влияние на стрессовые ситуации. Эти препараты, по сути, восстанавливают нормальный уровень кортизола в крови и нормальную функцию нейронов.

Однако, лекарства могут оказывать дополнительные, ненужные влияния, вмешиваться в работу организма на биологическом уровне. Вот почему ещё одним важным методом лечения стресса является психотерапия и психологическая поддержка : цикл сеансов с психотерапевтом или психологом.

Существуют различные виды психотерапии, наиболее часто используемые:

  • когнитивно-поведенческая терапия . Эти методы концентрируются на мыслях и поведении, в которых обычно живет субъект и ликвидации и/или уменьшении этих негативных мыслей;
  • системная терапия . Этот подход предполагает вовлечение семьи пациента, таким образом можно будет знать и воздействовать на окружающую среду, которая, как правило, и приводит к психическому расстройству.

Какую терапию выбрать? Психологическую или фармакологическую? В тяжелых случаях врач может назначить оба типа лечения ; во всех других случаях психологической терапии может быть достаточно и она менее вредна, чем лекарственная.

Природные средства от стресса

Согласно представлениям альтернативной медицины, наиболее эффективно помогают при стрессе добавки , включающие, в частности, магний и минеральные соли. Они очень полезны для борьбы и предотвращения нервозности, перепадов настроения и чувства усталости.

В наше время слово «стресс» слышится постоянно. Выражения «у меня стресс», «я живу в постоянном стрессе» воспринимаются как cвоего рода знак отличия, свидетельство насыщенной деловой жизни. Однако не стоит относиться к стрессу так легкомысленно. Вместе с автором книги «Программа восстановления иммунной системы» давайте рассмотрим негативное влияние стрессовых ситуаций на наш организм.

Что такое стресс

Стресс определяется как реакция организма на так называемые стресс-факторы. Они могут быть эмоциональными или физическими. К тяжелым стрессовым событиям относятся смерть любимого человека, развод или разрыв, факт физического или эмоционального насилия или травмы. Менее очевидными стресс-факторами можно считать недосып, недоедание, длительную напряженную работу, чрезмерные физические нагрузки и излишнюю заботу о других в ущерб себе. Стресс-факторами могут стать и позитивно окрашенные события, как, например, свадьба, получение работы, о которой мечтали, или переезд в другой город.

Есть люди, очень восприимчивые к стрессу, сразу замечающие как его физические последствия (например, боль в желудке, головные боли или учащенное сердцебиение), так и эмоциональные (раздражительность, усталость, тяга к сладкому или соленому). Но мне часто встречаются и другие люди, с легким веселым характером, довольные жизнью, которые даже и не подозревают, что их организм, возможно, страдает или что физические симптомы, которые они ощущают, не что иное, как следствие стресса. В сущности, многие настолько привыкают жить в состоянии постоянного стресса, что просто его не замечают. А другим он просто необходим, чтобы чувствовать себя преуспевающим человеком. Тем не менее, несмотря на многообразие нюансов, все стресс-факторы запускают целый каскад процессов в организме, который называется реакцией на стресс.

Чтобы понять, что такое стресс, нужно усвоить одну важную вещь: наш организм выработал два основных механизма ответа на стресс. Первый - реакция нервной системы, второй - активация гормонов, важнейшие из которых, кортизол и адреналин, производятся надпочечниками.

Реакция нервной системы на стресс

Чтобы понять, как нервная система реагирует на стресс, давайте проясним несколько моментов. Головной и спинной мозг человека представляют собой центральную нервную систему. Остальные нервы образуют периферическую нервную систему, которая подразделяется на две части - соматическую и вегетативную. Нервы соматической нервной системы связаны с мышцами, эту часть легко контролировать сознательным мысленным усилием. Например, таким образом мы двигаем рукой, поднимаем ногу или смотрим направо или налево. Вегетативная нервная система управляет функциями организма, которые считаются автоматическими, - частотой сердечных сокращений, температурой тела, кровяным давлением, частотой дыхания, пищеварением и другими.

От вегетативной системы в значительной мере зависит, как работает наш организм. В ней имеются две уравновешивающие друг друга составляющие, которые играют роль переключателя. Одна из них - симпатическая нервная система - включается, когда мы находимся в состоянии стресса. Это один из механизмов стрессовой реакции. Вторая составляющая - парасимпатическая нервная система - своего рода выключатель, она действует как тормоз, помогая нам расслабиться и отключить стрессовую реакцию.

Вегетативная нервная система - система с жестко запрограммированной последовательностью действий. Это означает, что стрессовая реакция запускается в мозге, и далее сигнал идет через все нервы, стимулируя разные органы, включая желудок, сердце, надпочечники и лимфоидные органы, где созревают и развиваются все Т-клетки. Эта запрограммированная встроенность в иммунную систему имеет большое значение для функционирования Т-клеток.

Когда мы переживаем стресс, наша симпатическая система запускает так называемую реакцию «бей или беги». Первое ее проявление - учащение сердечного ритма. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, симпатическая нервная система стимулирует сердце напрямую, во-вторых, надпочечники выбрасывают гормон адреналин, который также увеличивает частоту сердечных сокращений. Но в нашем организме предусмотрен и антидот от этого: в дело вступает парасимпатическая нервная система, которая должна отключить реакцию «бей или беги» и тем самым помочь нам вернуться в состояние равновесия, чтобы мы недолго оставались перегруженными.

Реакция гормональной системы на стресс

Второй механизм реагирования на стресс - запуск цепи гормональных реакций в мозге. Цепная реакция начинается в гипоталамусе и гипофизе, областях мозга, которые регулируют работу гормональной системы. Они расположены рядом и тесно связаны между собой. Эти области часто рассматриваются как место, где наши эмоции, мысли и чувства преобразуются в гормональные сигналы. Гипофиз можно представить в роли дирижера оркестра, состоящего из желез внутренней секреции. Он секретирует гормоны, которые, в свою очередь, стимулируют все эндокринные железы, включая щитовидную железу, надпочечники и яичники или яички, продуцировать собственные гормоны. Когда запускается стрессовая реакция, гипоталамус начинает выделять кортикотропин-рилизинг-гормон (КРГ), затем гипофиз выделяет гормон адренокортикотропин. Это заставляет надпочечники секретировать главный стрессовый гормон - кортизол.


Из нескольких стрессовых гормонов кортизол - самый мощный, он оказывает многостороннее воздействие на организм. Сильный и внезапный стресс приводит к повышению уровня кортизола. Кортизол вызывает повышение уровня сахара в крови, чтобы обеспечить энергию для реакции «бей или беги». Это главный противовоспалительный гормон, подавляющий клетки иммунной системы и подготавливающий организм к возможному повреждению. В случае травмы воспаление, спровоцированное клетками иммунной системы, может затруднить процесс выздоровления. Поэтому, подавляя иммунную систему, кортизол помогает предотвратить ее гиперактивацию и продукцию молекул, повреждающих ткани, которые нужно восстановить.

Проявления реакции на стресс

Разобраться в этих двух стрессовых реакциях (реакции симпатической нервной системы «бей или беги» и кортизоловой реакции) необходимо, так как они непосредственно влияют на иммунную систему. Но сначала давайте поговорим о том, какие ощущения вызывает реакция на стресс.


Реакция на стрессовую ситуацию может быть острой, но она также может длиться и после того, как ситуация разрешится. Например: если у вас были конфликты с другом или партнером или вы ухаживали за тяжело больным родственником, вы, возможно, долго не могли заснуть ночью из-за беспокойства или тревоги, чувствовали напряжение мышц, вызывающее боль в спине или шее, или учащенное сердцебиение. Могут возникнуть головная боль напряжения или другие виды головной боли, боль в желудке и синдром раздраженного кишечника, выражающийся в диарее и/или запоре. Возможны и такие симптомы, как сухой глаз, сухость во рту, холодные руки или ноги. Если подобные ощущения не проходят слишком долго, вы можете обнаружить, что начали часто болеть. Произошел сбой в работе иммунной системы.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ КОРТИЗОЛА

1. Повышенный аппетит и пищевые пристрастия.

2. Увеличение количества телесного жира.

3. Снижение мышечной массы.

4. Уменьшение плотности костной ткани.

5. Повышенная тревожность.

6. Усиление депрессии.

7. Перепады настроения (гнев и раздражительность).

8. Снижение полового влечения.

9. Нарушения в работе иммунной системы.

10. Нарушение памяти и способности к обучению.

11. Усиление симптомов ПМС, таких как задержка жидкости и раздражительность.

12. Изменение менструального цикла.

13. Усиление симптомов менопаузы, таких как приливы и ночная потливость.

Один из наиболее типичных симптомов постоянно повышенного уровня кортизола - увеличение объема талии. Исследования показали, что в состоянии стресса люди испытывают непреодолимую тягу к сладкой и жирной пище. Такие продукты стимулируют выработку инсулина, гормона, который понижает уровень сахара в крови. Сочетание высоких концентраций инсулина и кортизола вызывает отложение жира вокруг внутренних органов, что и приводит к абдоминальному ожирению. Мало того, что становится трудно застегнуть брюки, жир в области живота, или «бурый жир», выглядит и ведет себя не так, как другая жировая ткань в организме, - он вызывает многочисленные очаги воспаления. А воспаление - типичная первопричина всех аутоиммунных заболеваний и других болезней, таких как болезнь сердца, инсульт, диабет и рак.

Как уберечь себя от негативных последствий стресса и укрепить своё здоровье подскажет книга

Экология сознания. Психология: Многим из нас полезно будет узнать об эффективных методиках, с помощью которых мы можем справится с последствиями эмоционального стресса и напряжения, вернуть гармонию, баланс в свое физическое, эмоциональное и ментальное самочувствие, чувствовать себя полными сил и энергии.

Многим из нас полезно будет узнать об эффективных методиках, с помощью которых мы можем справится с последствиями эмоционального стресса и напряжения, вернуть гармонию, баланс в свое физическое, эмоциональное и ментальное самочувствие, чувствовать себя полными сил и энергии.

Подчас мы страдаем от воздействия на нас накопленных мелких стрессов, а иногда испытываем серьезную травму.

Инструкторы-кинезологи по всему миру экспериментировали с применением методик «Целебного прикосновения» для оказания помощи в ситуации незначительного и серьезного эмоционального стресса, и в данной статье обобщаются результаты их работы.

Для того, чтобы понять, как мы можем помочь сами себе справиться со стрессом, важно сначала понять основные реакции нашего организма на стресс.

Несмотря на то, что мы все разные, что причины нас расстраивающие и реакции наших организмов тоже разнятся, существуют определенные шаблоны, по которым в организме происходят изменения.

Ганс Селье, основатель исследований стресса обнаружил, что за стрессом кроется глубинный процесс – базовые реакции тела, по сути, одинаковые для всех людей. Этот процесс он назвал общим адаптационным синдромом (ОАС) и показал, что он начинает действовать на нас, как только мы понимаем, что нам нужно как-то отреагировать на изменения.

Виды реакций:

Стадия 1: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

Когда мы только сталкиваемся со стрессом, незамедлительно мозг посылает сигнал телу выброса в кровь гормона стресса из желез, где они вырабатываются и накапливаются. Эти гормоны переносятся в каждую часть тела. Они производят множество метаболических изменений, но для нас важно понять два из них:

1. Кровь начинает обходить пищеварительный тракт и обильно поступает к скелетным мышцам. Там гормоны стресса подготавливают каждую клетку к выработке большого объема энергии.

2. Снижается приток крови к передней части мозга (коре головного мозга), то есть отключаются второстепенные области мозга, оптимизируются наши процессы мышления.
Теперь мы готовы к действию. Если стрессор слабый и необходимость реагирования невелика, процесс замирает на этой первоначальной стадии. Мы возвращаемся к нормальному состоянию. Но если стрессор продолжает свое воздействие или необходимость реагирования велика, то мы переходим на следующую стадию ОАС.

Стадия 2: ОТВЕТ.

Общеизвестное название этой стадии – «борьба/бегство». В ней мы пытаемся справиться со стрессором и защитить себя. В целом, наш выбор прямолинеен:

    мы принимаем изменение, если можем;

    избегаем его, если не можем его принять;

    боремся с ним, когда не можем уклониться от него;

    сдаемся ему, если вынуждены.

Предположим, что мы решаем бороться с изменением. Тогда мозг автоматически направляет больше крови к лицу, шее и груди. Так верхняя часть тела готовится к физической борьбе. По этой же причине, когда мы злимся, наше лицо краснеет.

При бегстве кровь отливает от лица, шеи и груди и подается в руки и ноги, чтобы легче было бежать. Вот почему лицо бледнеет, когда нам страшно.

Наше тело все равно мобилизуется, даже если мы просто испытываем гнев или страх не предпринимая никаких действий, поэтому после эмоциональных потрясений мы так часто остаемся с напряженными и уставшими мышцами.

При «борьбе и бегстве» кровь отводится от передней доли мозга. В этой области мозга находится наше сознательное мышление, которое помогает нам в решении наших сложных проблем. Чем в большем стрессе мы находимся, тем больше эта функция отключается. Контролируют ситуацию более ранние и примитивные центры мозга. Эти решения принимаются неосознанно, на основании наших инстинктов, основной целью которых является выживание.

К счастью, наши стрессоры зачастую рассеиваются сами по себе, или же мы справляемся с ними. Если мы эффективно реагируем, то гормоны стресса сжигаются, циркулирующие в нашем кровотоке, организм возвращается к нормальному состоянию.

Но, временами наши попытки справиться с изменениями превышают наши возможности, тогда вступает в силу другой защитный механизм.

Стадия 3: ПОТРЯСЕНИЕ.

Мы ошеломлены, потеряли равновесие, не знаем куда направиться. Мы уже не владеем собой, разваливаемся на части, теряем голову. Не можем ясно мыслить, ничего не помним, заходим в тупик и полностью теряемся. Все мы испытывали неприятные симптомы ПОТРЯСЕНИЯ.

Но не все знают из нас, что задача этого состояния - предотвратить фатальную стрессовую перегрузку, что испытываемая нами физическая, умственная дезориентация нам на самом деле помогает. Бывают моменты, когда в наш организм выбрасывается чрезмерная доза гормонов стресса. Запускаемые ими реакции – зачастую полезные – нарушают химическую структуру нашего тела.

Попытки справиться с постоянными проблемами нас выматывают и истощают. Сильный эмоциональный шок может резко повысить уровень гормонов стресса.

События могут слишком быстро следовать друг за другом. Наступает момент, когда мы должны остановиться и вернуть себе состояние внутреннего баланса. Если этого не произойдет, наши физиологические реакции нас в итоге убьют. Механизм ПОТРЯСЕНИЯ рассчитан на то, что мы вовремя остановимся.

В отличие от стадии ОТВЕТА, которая мобилизует нас на принятие изменений, ПОТРЯСЕНИЕ нас демобилизует. Кровь отводится от конечностей и направляется к органам брюшной полости, печень, легкие и почки начинают выводить из крови гормоны стресса.

В мышцах становится меньше крови, рукам и ногам становится намного труднее двигаться. Такое состояние подталкивает нас к тому, чтобы замедлиться и отдохнуть. В то же время, кровообращение в мозге снижается еще больше, чтобы снизилась наша умственная способность для того, чтобы мы не могли слишком быстро отреагировать на что-то новое.

Небольшие передозировки стресса ведут к небольшим ПОТРЯСЕНИЯМ. С нами чаще случаются неприятности, мы теряем интерес и совершаем ошибки при выполнении повседневных дел, испытываем чувство, будто отстаем, не успеваем или замечаем, что начинаем откладывать все на потом.

Более серьезное ПОТРЯСЕНИЕ проявляется в виде затуманивания мышления, откровенной невнимательности или даже головокружения. На этом уровне физическая активность требует дополнительных усилий. Мы можем чувствовать усталость, которая не уходит даже после сна. Из-за того, что в области живота накопилось много крови, можно ощущать тяжесть, возникает желание присесть или прилечь.

Высокую степень ПОТРЯСЕНИЯ можно быстро определить, если человек легко падает в обморок.

Шокирующие новости и нестерпимая боль обычно дают такой результат, что представляет собой последнюю грань защиты от слишком трудных для данного человека ситуаций.

Многие могут быть подавлены стадией ПОДАВЛЕНИЯ, потому осознают, что утратили контроль, но фактическая функция этой стадии – защита. После периода стресса необходим период восстановления, чтобы организм мог устранить повреждения и начать все заново.

Для нас наибольший интерес представляет функционирование передних отделов мозга в тот момент, когда мы находимся в состоянии стресса, поскольку теория, лежащая в основе методики Высвобождения эмоционального стресса (ВЭС), которую мы используем в «Целебном прикосновении», состоит в следующем:

Прикосновение к лобным буграм восстанавливает должное кровоснабжение передней доли мозга, чтобы мы могли справляться со стрессом сознательно, а не бессознательно.

Недавние исследования показали, что несмотря на то, что нижние нервные центры мозга контролируют большинство наших реакций на стресс, определенные реакции лежат в сфере ответственности передних отделов мозга.

Лобная кора головного мозга регулирует сердечный ритм и силу сокращений сердца, в момент стресса перенимает некоторые другие функции организма от нижних нервных центров мозга. Однако лобная доля может вызвать чрезмерную реакцию на стресс, что, в некоторых случаях, может привести к инфаркту и смерти.

Данные исследований свидетельствуют, что, по крайней мере, у 15% людей, умерших от инфаркта, не было закупорки корональных артерий, следовательно, причиной смерти этих людей явилось нечто иное, а не недостаточный приток крови.

Доктор Джеймс Скинер из Медицинского колледжа Бейлора на основании своих исследований показал, что животные могут умереть от фибрилляции сердца (нерегулярного сокращения сердечных мышц) даже в том случае, если приток крови к сердцу достаточен.

По его данным, у животных с недостаточным притоком крови к сердцу не возникает фибрилляции, если они не находятся в состоянии стресса. Сердце ни в коем образе не реагирует на стресс, если удалена передняя доля головного мозга или если деятельность лобной коры блокирована («Физиология сегодня», июль 1980г., с. 124)

Что мы можем для себя понять из этого исследования?

Изменения в притоке крови к лобной коре головного мозга в состоянии стресса являются одним из факторов, который не только снижает нашу способность думать и сознательно справляться со стрессом, но также и непосредственно провоцировать некоторые чрезмерные реакции систем нашего организма.

Используя методики «Целебного прикосновения» мы можем нормализовать функции головного мозга и вернуться к нормальной способности мыслить и нормальным реакциям организма, даже несмотря на то, что мы испытываем стресс. опубликовано

по материалам работ Н. Джокел и Л. Уайт Фергюсон

Стресс! Само звучание этого английского слова, кажется, доносит до нас энергию некой мрачной, полной угроз стихии. Так же как и в русском слове «смерч», слышатся неодолимые, слепые и беспощадные силы природы. Стресс – это угроза, беда, напасть. Служащий страдает от несправедливых придирок своего шефа, и его язва желудка, скорее всего следствие стресса. Стресс – это комплекс боли и страха у человека, когда бормашина высверливает полость в больном зубе, стресс – это автомобильная авария.

Диспетчер огромного аэропорта, знающий, что минутное ослабление внимания – это, возможно, сотни погибших авиапассажиров; спортсмен-штангист, до предела напрягающий каждую мышцу и безумно жаждущий победы на олимпийских играх; журналист, старающийся вовремя поспеть в редакцию с сенсационным материалом; муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, - все эти люди испытывают стресс и его тяжелые последствия. Новой заботой психиатров на Западе стал, говорят «инфляционный стресс»; они теперь все больше беседуют с пациентами о деньгах, пытаясь чуть ли не планировать их расходы

Ученые изучают стресс у зимовщиков Антарктиды, у людей, работающих на Памире в условиях высокогорья, у рабочих, «привязанных» к ленте конвейера, у трудящихся в ночную смену. Исследователи в лабораториях стараются имитировать стресс в опытах с животными. Испытываются самые различные вызывающие стресс факторы – «стрессоры». Стрессором для собаки, грызущей хвост, может быть даже ласковое прикосновение руки хозяина. Стрессором для зайца в лесу – свежие следы лисицы

В экспериментах подопытную крысу заставляют часами бежать во вращающемся колесе, захлебываясь водой, плавать с грузом или без него в бассейне. Стресс у кроликов вызывают, например, обездвиживанием, крепко привязывая его на сутки к столу.

Даже растения, как полагают, переживают стрессовые состояния. Впервые, по-видимому, стресс у растений отчетливо наблюдали в Берлине, когда там было введено газовое освещение. При этом погибли столетние липы на знаменитой Унтер ден Линден.

В Москве, Санкт-Петербурге и других больших городах физиологи растений стараются установить зоны толерантности (терпимости) растений к ухудшению внешних условий, очертить область температур, влажности, силы света, те контуры, где растения находятся в комфортных условиях и где для них начинается стрессовая зона.

Словом «стресс» вовсю пользуются экологи. Они сделали смелый шаг – вывернули этот термин наизнанку, применив понятие «стресс» к результатам воздействия человека на окружающую среду. И попытка оказалась удачной – появилась возможность ввести меру «давления» техногенных факторов на природу. Так возник «индекс стресса». На его основе была составлена таблица, в которой первые, но отнюдь не почетные места занимает пестицидная, углекислотная, тепловая и прочая химическая и промышленная «нечисть». Подверженность к стрессу зависит и от профессии человека. Считается (оценки сделаны за рубежом), что наибольший стресс испытывают шахтеры – 8,3 условного балла, полицейские – 7,7, репортеры – 7,5. Наименьшие же потери несут астрономы – 3,4 балла, музейные работники – 2,8 и библиотекари – 2. Немалый стресс испытывает человек во время защиты диссертации. Используя телеметрические системы, удалось «скрытой камерой» зарегистрировать сердечную деятельность диссертанта. Временами частота сердечных сокращений увеличивалась у него до 160 ударов в минуту (как после быстрого бега!), резко «пульсировала» форма зубцов электрокардиограммы

На представительных научных форумах обсуждаются всевозможные виды стресса. Стресс физический, болевой, холодовой, эмоциональный, стресс военный, индустриальный, психический, медицинский, спортивный, космический. Начать – не перечесть!. Специального внимания заслуживают стрессовые ситуации, возникающие в школе и имеющие отношение к учёбе ребёнка: контрольные работы, домашние задания, отметки, экзамены (как в традиционной форме, так и в форме ЕГЭ).

1 Что такое стресс?

Итак, стресс (от англ. stress – давление, нажим, напряжение) – состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды. Понятие «стресс» было введено канадским эндокринологом, психологом Гансом Селье. Он разработал теорию стресса, которая имела сначала чисто медицинское значение и описывала реакции организма на любое повреждение (механическое, инфекцию и т. д.). Селье говорит, что стресса невозможно избежать. Жизнь – это постоянный стресс (т. е. необходимость приспосабливаться). Мы испытываем стрессы разной интенсивности в любых ситуациях. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный – эустресс и вредоносный – дистресс. Поэтому под стрессом понимают реакции организма на негативные воздействия внешней среды. Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил. Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий: например, положительный эмоциональный фон.

В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму – дистресс. Дистресс (в переводе с английского distress – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) – это перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера.

Основные реакции человека на стрессовую ситуацию

1. Реакция стресса

Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т. е. стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней - это так называемая плохая адаптация. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

2. Пассивность

Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

3. Активная защита от стресса

Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т. п.)

4. Активная релаксация (расслабление)

Повышает природную адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую.

Факторы, влияющие на развитие стресса.

1. Генетическая предрасположенность

2. Тип высшей нервной деятельности

3. Детские неврозы

4. Различные факторы среды, в том числе биологические и социальные.

Таким образом, стресс – состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды. Очевидно, что повышение стрессоустойчивости может оказать серьёзное влияние на состояние физического и психического состояния учащихся и успешность обучения в школе, а следовательно при сдаче экзаменов.

Методика и испытуемые.

Данное исследование проводилось на базе школы МОУСОШ п. Коммунистический в первом полугодии 2008-2009 учебного года. Исследование проводилось в 9-11 классах. В исследовании участвовало 57 человек. Для получения результатов использовались методики: диагностика «САН» и «Шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга».

Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

Цель: Оперативная оценка самочувствия, активности и настроения.

Описание методики:

Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния. Итоговый показатель по каждой категории может находиться в диапазоне от 1 до 7 баллов. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.

Шкала ситуативной тревожности.

Ситуативная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озадаченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, в данном случае экзамен, и может быть разной по интенсивности и динамичности во времени. Эта методика была создана Ч. Д. Спилбергом. Цель: Выявить уровень ситуативной тревожности во время экзамена.

Описание методики:

Бланк шкалы включает в себя инструкцию и 20 вопросов-суждений. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности Итоговый показатель по шкале может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше показатель, тем выше уровень ситуативной тревожности. При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая; 31-44 балла – умеренная; 45 и более – высокая.

Анализ данных и выводы.

Таким образом, анализируя полученные результаты по 2 методикам всех учащихся нашей школы 9-11 классов по отношению к экзамену можно разделить на три группы:

I группа учащихся, экзамен не является для них стрессом (т. к. они не испытывают волнения).

II группа, они находятся на грани между стрессовым и не стрессовым состоянием.

III группа. Экзамен является для них стрессом.

Поэтому при правильно организованном педагогическом процессе подготовка к экзаменам может приносить радость, а сдача экзаменов служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки. В нашей школе имеется антистрессовая программа производственной фирмы”Аматея “, которая позволяет сгладить тревожные переживания и сопутствующие им реакции во время подготовки к экзаменам. Учащиеся нашей школы с удовольствием посещают такие занятия.

Кроме того существуют специальные приёмы релаксации по снижению экзаменационного стресса.

Смехотерапия.

Давно известно, что смех - это лучшее лекарство, которое особенно хорошо действует против стресса. Смех является сигналом центрам стрессового синдрома отключить свою защитную аварийную систему. Какой это прекрасный инструмент для преодоления стресса! Когда Вы смеетесь, отдыхают лицевые мышцы, падает эмоциональное напряжение. Как это сбрасывает напряжение, когда человек способен посмеяться над существующими проблемами, когда о тревожащих мыслях высказываются откровенно, когда видят перспективу изменения своего положения. Поэтому, когда возникнут трудности, вспомните анекдоты, смешные истории, позовите друзей и смейтесь на здоровье!

Релаксационные упражнения

Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и снижает душевное равновесие.

Танцевальная терапия.

При творческом отношении танец приобретает свойства, позволяющие высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движений, развивает подвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне.

Также я предлагаю следующую Стратегию сдачи экзамена.

Спать ложитесь пораньше, а с утра ни в коем случае не возобновляйте зубрежку. Психологи говорят, что тогда в памяти остается лишь материал, отработанный утром. Не опаздывайте на экзамен, не одевайтесь вызывающе. Получив билет, назовите его номер. Комментировать содержание радостными или скорбными репликами не стоит. Не стоит также, прочитав билет и поняв, что вы плохо подготовлены по нему, просить экзаменационную комиссию заменить его. Помните, что вторая попытка оценивается на балл ниже.

Сев на место, успокойтесь, сосредоточьтесь и постарайтесь вникнуть в содержание вопросов. За время, отведенное на подготовку (а это 20 – 25 минут), не стремитесь записать ответ на вопрос слово в слово, а лучше постарайтесь составить подробный план, запишите формулировки, примеры. Отшлифуйте и зафиксируйте начало ответа, оно должно быть содержательным и безупречным. Помните, что методички, справочники и т. п. , находящиеся в вашем распоряжении во время экзамена, - ваши прямые помощники, так как в них содержится значительная часть информации, необходимой для ответа.

Ответ советую начать с плана. В этом случае преподаватель сразу оценит не только круг вопросов, которые вы собираетесь изложить по билету, но и вашу способность логически мыслить и грамотно строить ответ. Ваше выступление должно быть логичным и последовательным. Демонстрация неограниченных возможностей вашей памяти непременно должна сопровождаться обобщениями, выявлением взаимосвязей различных явлений и закономерностей. Держитесь уверенно, но не вызывающе, отвечайте ровным, четким, но не громким голосом. При благоприятном стечении обстоятельств ваш ответ на каждый вопрос должен продолжаться не более 5 – 7 минут. Кроме того, не исключено, что произведенное на преподавателей впечатление будет настолько сильным, что они не будут задавать вам дополнительные вопросы. Надеюсь, что данные советы помогут вам хорошо подготовиться к экзаменам и сдать их только на «5».

Стресс – это реакция организма на сильные эмоции (они могут быть отрицательными и положительными), суету и перенапряжение. В этот период организм человека начинает вырабатывать гормон адреналин – ему же нужно найти выход! Многие уверяют, что стресс – обязательная составляющая жизни каждого человека: без таких эмоций, «встрясок» и волнений жизнь будет слишком скучна и пресна. Но следует понимать, что если стрессовых ситуаций очень много, то организм устает, начинает терять силы и способности решать даже сложные проблемы.

Стресс очень хорошо изучен учеными и врачами, были даже выделены механизмы развития такого состояния – задействуются нервная, гормональная и сосудистая системы. Рассматриваемое состояние негативно влияет на общее здоровье (снижается иммунитет, развиваются заболевания желудочно-кишечного тракта, со временем начинается ), поэтому необходимо не только знать все о стрессе, противостоять ему, но и понимать, какими методами можно вернуть свое состояние на здоровый уровень.

Причины развития стресса

По сути, причиной развития стрессового состояния может стать абсолютно любая ситуация, которая может оказать сильное воздействие на человека. Например, для многих потеря перчаток считается пустяком, легкой досадой, но есть люди, которые расценивают такую потерю с другой стороны – переживания, расстройство, настоящая трагедия. Очень большое влияние на эмоциональный фон человека оказывают и такие внешние раздражители, как смерть близкого человека, постоянные скандалы на работе. Если говорить о внутренних раздражителях-причинах, то речь идет о пересмотре каких-то жизненных позиций, убеждений, самооценке человека. Стрессам подвергаются и мужчины, и женщины разного возраста, независимо от их социального положения и финансового благополучия. И если в небольшом количестве стрессы даже полезны организму, то постоянное пребывание в таком состоянии приведет к серьезным патологическим изменениям. В некоторых случаях понятие «стресс» применяют к определению какого-то конкретного раздражителя – например, к физическим раздражителям относят длительное воздействие холода или жары. Вообще же различают три основных вида рассматриваемого состояния :

  • химический стресс – реакция на воздействие различных токсических веществ;
  • психический – воздействие на организм положительных/отрицательных эмоций;
  • биологический – провоцируют перегрузки на мышцы, травмы, различные типы заболеваний.

Симптомы стрессового состояния

Что можно рассматривать как стрессовое состояние? Ответ на этот вопрос можно получить, зная основные признаки стресса :

  1. Раздражительность и/или подавленное настроение . Причем, эти явления считаются симптомами стресса только в том случае, если возникают без каких-либо причин на это.
  2. Плохой сон. Даже при максимальной усталости, после тяжелого трудового дня и необходимости раннего подъема человек, находящийся в стрессе, не сможет крепко спать.
  3. Ухудшение самочувствия . Речь идет о постоянных не интенсивного характера, хронической усталости и нежелании вообще что-либо делать.
  4. Нарушение мозговой деятельности . Признаками стресса могут стать и снижение работоспособности, и нарушение концентрации внимания, и . Склероз не разовьется, да и амнезией назвать состояние нельзя, но к невозможности полноценно заниматься учебой и умственным трудом стресс может привести.
  5. Апатия . В стрессовом состоянии человек теряет интерес к окружающим, перестает общаться с друзьями и родственниками, старается уединиться.
  6. Плохое настроение . Это понятие включает в себя повышенную слезливость, жалость к себе, тоска, пессимистичный настрой, плач, переходящий в истерику.

В стрессе человек отмечает нарушения аппетита – он может вовсе пропасть или же, наоборот, разыграться до регулярного . Кроме этого, при прогрессировании стресса появляются нервные тики, характерные однотипные движения – например, человек может постоянно покусывать губы, грызть ногти. Также развивается недоверие к окружающим. Вышеперечисленные симптомы рассматриваемого состояния позволят сразу определить, находится ли человек в стрессе. Можно пройти один из многочисленных стресс-тестов, которые имеются на просторах интернета, но лучше обратиться за помощью к профессионалам. Опытные психологи сразу же дают возможность пройти действительно грамотные тесты, определяют уровень стрессового состояния и подбирают лечение.

Стадии развития стресса

Вышеперечисленные признаки рассматриваемого состояния не могут появиться вдруг и сразу – стресс, как и всякая патология, имеет поступательное развитие.Врачи различают несколько стадий прогрессирования стресса :

  1. Первая – организм мобилизуется, внутреннее напряжение растет, у человека отмечается четкость познавательных процессов, повышенная способность запоминать информацию.
  2. Вторая стадия – стресс переходит в более скрытое состояние, как бы прячется внутри организма. Переход в эту стадию происходит только при затянувшемся стрессе первой стадии развития - человек входит в период дезадаптации. Характерные особенности второй стадии стресса:
  • снижение качества деятельности любого вида;
  • неорганизованность в поведении;
  • полученная недавно информация теряется в памяти;
  • совершаются поступки, о последствиях которых человек не задумывается.
  1. Третья – происходит спад внутренней энергии, характеризуется нервным истощением. Результатом может стать неадекватное поведение, что при длительном течении может привести к серьезным заболеваниям.

Обратите внимание: первая и вторая стадия стресса не обязательно требует помощи врачей – организм человека очень сильный, у него есть мощный потенциал, который и нужно задействовать при стрессовых состояниях. А вот третья стадия требует привлечения к решению проблемы специалистов – психологов, психоневрологов, терапевтов.

Методы лечения стресса

Рекомендуем прочитать:

Если наступили тяжелые дни, чувствуется постоянное напряжение внутри, мучает бессонница и беспричинное раздражение, то не спешите принимать лекарственные препараты. Конечно, в аптеке можно приобрести успокоительные препараты, но сначала нужно попробовать решить проблему силами собственного организма.

Что можно сделать самостоятельно

При первых симптомах стресса, да и вообще в период решения многочисленных проблем, стоит периодически отвлекаться от суеты. Для этого можно почитать книжку, пересмотреть любимые фильмы, посетить друзей и устроить спокойный вечер встречи. Главное – не увлекаться в это время спиртным и шумными заведениями, потому что это не снимет напряжение, а только добавит неприятных ощущений. Врачи рекомендуют при желании снять стресс отправиться… на водные процедуры. Причем, это может быть и обычный душ в квартире (в идеале – контрастный), и плавание в бассейне, и отдых на открытом водоеме. Даже по мнению экстрасенсов и народных целителей вода способна очищать энергетическое поле, восстанавливать уровень энергии в организме. Когда стресс еще не развился в тяжелые состояния, можно избавиться от него с помощью , оказывающие успокоительное действие. И для этого совсем необязательно употреблять какие-то специальные сборы – достаточно заварить мяту, мелиссу или душицу обыкновенную в виде чая и пить в течение дня вместо напитков и кофе. При бессоннице поможет стакан отвара мяты – 1 столовая ложка сухих листьев растения на 200 мл кипятка. Выпивать это «лекарство» нужно за час-полтора до сна, каждый день. Но учтите, что слишком увлекаться заваренной мятой не стоит – достаточно 5-7 приемов для восстановления полноценного сна. Для снятия напряжения можно использовать и ванны с отваром из лекарственных растений. Приготовить отвар просто: возьмите по 50 г розмарина, полыни горькой и липового цвета, залейте 3 литрами воды и проварите на неинтенсивном огне 10 минут. Затем полученное средство выливается в ванну - в результате должна получиться теплая вода. Схема приема успокоительных ванн – два раза в неделю по 20 минут перед сном.

Что может сделать врач

Если чувствуете, что самостоятельно справиться с признаками стресса не удается, напряжение только возрастает, окружающие раздражают, то следует обратиться за профессиональной помощью. Можно сразу отправиться на прием к психологу – специалист не только выслушает, но и подскажет пути решения проблемы, при необходимости направит на консультацию к психиатрам и неврологам. Важно: лекарственные препараты из группы транквилизаторов и ноотропов самостоятельно употреблять категорически нельзя – их должен назначить врач после обследования.

Влияние стресса на организм

Стресс – это не просто плохое настроение и эмоциональное потрясение. Такое патологическое состояние обязательно окажет негативное влияние и на здоровье человека, и на социальную составляющую жизни.

Стресс и здоровье

Никто не утверждает, что периодически вспыхивающие периоды раздражительности и равнодушия обязательно навредят организму – периодически испытывать сильные эмоции (они, кстати, не всегда должны быть положительными!) полезно каждому. Но затянувшийся стресс может привести к следующим последствиям :

  • происходят нарушения в работе сердечно-сосудистой системы – инфаркты, стенокардия, устойчивое ;
  • у человека могут развиться и воспаление поджелудочной и щитовидной желез;
  • у женщин нарушается менструальный цикл, может преждевременно наступить климактерический период;
  • страдает желудочно-кишечный тракт – могут быть диагностированы колиты, и и двенадцатиперстной кишки.

Не стоит думать, после 2-х стрессов обязательно проявятся вышеуказанные заболевания – рассматриваемое состояние врачи называет «бомбой замедленного действия». Ведь нельзя же существует присказка – все болезни от нервов! Регулярные стрессы провоцируют высокую концентрацию глюкокортикоидов – это приводит со временем к мышечной дистрофии, а поглощение кальция большим количеством гормонов, «выбрасываемых» во время стресса, заканчивается развитием остеопороза.
В любом случае, последствия стресса для здоровья действительно серьезные – важность профилактики рассматриваемого состояния даже не стоит обсуждать.

Влияние стресса на полноту жизни

Собственно стресс никак не влияет на окружающих – им нельзя заразиться. Но плохое настроение, плаксивость, регулярные истерики, раздражение и приступы немотивированной апатии могут расстроить не только общение с друзьями и родственниками. По причине частых стрессов распадаются семьи – кому захочется терпеть рядом с собой неуравновешенную личность? После перенесенного стресса рекомендуется проделать следующее :

  1. «Выпустите пар» . Выберите уединенное место, уедьте из города на природу или просто пойдите на пустырь – вам понадобится громко кричать. Именно крик поможет «выплеснуть» из себя накопившиеся отрицательные эмоции. Кричать можно любое слово или звук, обычно достаточно двух-трех мощных криков, чтобы почувствовать сильное облегчение.
  2. Дыхательная гимнастика . Давно установлена прямая связь между дыханием и эмоциональным состоянием человека – например, при сильном испуге дыхание «перехватывает». При наступившем раздражении можно быстро успокоиться путем глубокого вдоха через нос, задержки на 2-3 секунды, глубокого выдоха через рот.

Подробную информацию о методах борьбы со стрессом при помощи дыхательной гимнастики вы найдете в видео-обзоре:

  1. Физическая активность . Чтобы свести к минимуму последствия стрессового состояния, нужно заняться любой физической активностью – пробежка на свежем воздухе, занятия на силовом тренажере, уборка в доме, прополка огорода.
  2. Поддержка близких . Это очень важный момент в лечении стресса – переживая свое состояние наедине, человек будет только нагнетать тревогу, появятся совсем уж мрачные мысли. Чаще всего нужно всего лишь выговориться кому-то, поделиться наболевшим, поплакать – от стресса не останется и следа, да и психоэмоциональное состояние восстановится быстро.