Средства лечебной гимнастики. Комплекс лечебной физкультуры - упражнения, польза при заболеваниях позвоночника и суставов. Для поликлиник, санаториев и на курортах

15.07.2023 Операции

Разнообразная по своим вариациям лечебная физкультура спасла ни один десяток человеческих жизней. Заниматься можно в самых разнообразных условиях: дома, в стационаре или на природе. Главное, чтобы программа была сбалансирована и направлена на устранение тех проблем, с которыми обратился пациент. И именно поэтому она всегда разрабатывается врачом! В противном случае излишняя активность может оказаться для пациента губительной.

Экскурс – что такое ЛФК в медицине

По своей сути лечебная физкультура – это комплекс мероприятий, направленных на лечение, профилактику или реабилитацию пациентов в самыми разными заболеваниями. В основе ЛФК лежит физическая активность, характер которой напрямую зависит от заболевания пациента.


Стандартный комплекс состоит из:

  • Общеукрепляющих упражнений, направленных на поддержание в тонусе всех систем организма;
  • Специальной программы, в основе которой лежит щадящее воздействие на «проблемную» зону.

Благодаря такому подходу удается увеличить подвижность суставов, разработать конечности после травм и улучшить обменные процессы в организме. При этом пациенты должны понимать, что лечебная физкультура – это не панацея, а тяжелый труд.

Заниматься нужно ежедневно, даже, если упражнения приносят дискомфорт. Конечно, если от занятий становится только хуже, пациентам настоятельно рекомендуется обратиться к врачу.

Возможно, программу придется полностью заменить или же выборочно поменять в ней упражнения. В данном вопросе очень важна расшифровка – когда пациент понимает, как расшифровывается то, чем они занимается, тогда он и начинает работать на результат.
Изначально все упражнения выполняются под руководством специалиста, который обучает пациента всем тонкостям процесса. После того, как все будет выполняться правильно, занятия можно будет перенести домой. При условии, что для них не потребуется специальный инвентарь.

Как выбрать специалиста по лечебной физкультуре

На сегодняшний день существует много «специалистов» сулящих своим пациентам быстрое выздоровление. Однако это совсем не означает, что всем обещаниям можно слепо доверять.

Инструктор ЛФК – это тот же врач, от назначений которого также зависит скорость выздоровления пациента.

Беспроигрышный вариант – обратиться за помощью в специализированное медицинское учреждение, где проходит жесткий отбор кандидатов. Однако, как это часто бывает, больницы дают лишь направление. Искать же соответствующий кабинет пациентам приходится самостоятельно.

И делать это нужно, исходя из следующих критериев:

  • Классификация заведения;
  • Разнообразие предоставляемых программ;
  • Наличие у специалистов различных категорий;
  • Возможность предварительно ознакомиться с существующими программами;
  • Наличие отзывов от других пациентов.

Физическая культура для больного – это не просто удовольствие, а самая настоящая необходимость, надежда на скорое выздоровление. Здесь категорически не допустимы ошибки, ведь излишняя активность может оказать и обратный эффект. В этом случае пациенту придется проходить длительный курс реабилитации, целью которого будет избавление не только от последствий основного заболевания, но и от осложнений неудавшейся лечебной физкультуры.

Грамотное устройство кабинета ЛФК

Оснащение кабинета ЛФК – это непосредственная задача того, кто организовывает процесс, однако совсем не пациента. Между тем, последний просто обязан ориентироваться в том, что ему предлагается. Такое занятие, как ЛФК предлагается сегодня практически повсеместно. Вопрос лишь в качестве. Поэтому разбираться в базовых понятиях нужно хотя бы для того, чтобы понять, на какие из приемов стоит походить, а какие лучше обойти стороной.


Идеальный кабинет выглядит следующим образом:

  • Просторное светлое помещение;
  • Наличие специальных защитных ковриков на периметре пола;
  • Надежные крепления всех тренажеров;
  • Комплексное устройство тренажеров для разных групп мышц;
  • Присутствие зоны отдыха;
  • Отсутствие острых углов и травмаопасных элементов конструкций.

Даже, если кажется, что все упражнения достаточно предсказуемы, пациентам категорически не рекомендуется выполнять их без присутствия врача.

Примерно первые 10 занятий, особенно детей, нужно осуществлять вместе с инструктором. А уже потом, когда будет приобретено определенное мастерство и появятся первые успехи, можно будет говорить и о самостоятельных занятиях.

Профессиональное составление приемов лечебной физкультуры

В современной медицине существует немало вариаций на тему идеальных вариантов упражнений для лечебной физкультуры.

Между тем, единственно верный может подобрать исключительно специалист, на основании следующих данных:

  • Вид заболевания пациента;
  • Форма;
  • Возможности больного;
  • Цель занятий.

Как правило, пациенты делают заданные упражнения ежедневно, на протяжении нескольких месяцев. Не стоит ждать скорых результатов, ведь для того, чтобы произошли даже незначительные улучшения, пациентам придется долго и упорно трудиться. Однако конечный итог того стоит.

Можно ли стать врачом ЛФК

Для того чтобы стать инструктором ЛФК, потенциальным претендентам достаточно лишь посетить тематические курсы. Весь процесс занимает не более 3 месяцев, а в конце каждый обучающийся получает диплом, согласно которому можно трудоустраиваться.


Однако в действительности же идеальны врач ЛФК – это:

  • Человек с высшим медицинским образованием;
  • Инструктор, постоянно повышающий свою квалификацию;
  • В некотором роде, психолог.

Что такое лечебная физкультура (видео)

Стать инструктором ЛФК может любой желающий, имеющий желание трудиться. Составление эффективных программ, способность расшифровать назначения врача и строгая должностная инструкция – вот все, с чем придется столкнуться в процессе работы. Важно не только понимать специфику занятий, но и настрой каждого пациента. Ведь, если больной не будет настроен на работу, то и упражнения не принесут никакого результата.

К большому сожалению, даже маленькие дети не застрахованы от проблем с позвоночником, плохой осанки, потому что современные малыши все больше времени проводят с родителями дома у телевизора или с телефоном и планшетом в руках. А такой образ жизни непременно скажется на состоянии опорно-двигательного аппарата ребенка. Но если взрослым проблематично исправить искривления позвоночника, то у детей это все возможно при помощи ЛФК. Это лечебная физкультура, которая компенсирует недостаток двигательной активности. Какие особенности она имеет у детей и какую пользу приносит, разберем в нашей статье.

Что такое ЛФК

Это комплекс упражнений, который больше напоминает йогу, потому что выполняется плавно, не спеша. В основе лечебной физкультуры лежит использование основной функции нашего организма - это движение. Весь комплекс представляет собой подобранные упражнения в сочетании с правильным дыханием.

Как отдельный раздел медицины ЛФК выделили только в 20 веке, но еще Платон отмечал, что движение является такой же лечебной силой, как и лекарства. Лечебная физкультура - это не только упражнения, но и водные процедуры, обычная ходьба, игры на свежем воздухе.

Положительные стороны ЛФК

Чтобы организм нормально развивался, важно не только правильное питание, но и постоянная физическая активность. Часто взрослые забывают об этом, когда начинают ругать своих малышей за чрезмерную активность. ЛФК для детей - это не просто лечебная физкультура, она еще выполняет воспитательную роль:

  • Ребенок получает некоторые гигиенические знания.
  • Лучше узнает окружающий мир.
  • Учится соотносить себя с окружающим миром.

Что дает лечебная физкультура ребенку? Таким вопросом часто задаются родители, считая, что пользу могут принести только серьезные занятия спортом. Но это далеко не так. Упражнения ЛФК:

  • способствуют гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата;
  • правильно формируется осанка;
  • укрепляются мышцы спины;
  • при наличии асимметрии осанки происходит коррекция.

ЛФК - это комплекс, который может не допустить нарушения осанки. Лечебная физкультура развивает выносливость, силу, улучшает координацию движений.

Также благодаря ЛФК:

  • укрепляется иммунитет;
  • организм становится менее восприимчивым к различным возбудителям заболеваний;
  • ребенок лучше адаптируется к школе;
  • нормализуется работа всего организма;
  • улучшается сон и аппетит.

Особенно нуждаются дети в ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Но необходима предварительная консультация специалиста, чтобы подобрать эффективный комплекс.

Разновидности упражнений

Некоторые считают, что лечебная физкультура - это обычный комплекс гимнастики, но специалисты говорят, что к ЛФК можно отнести любой активный отдых. Часто с детьми занятия проходят в игровой форме, чтобы малышам было интересно.

Все упражнения, которые входят в комплекс, можно разделить на:

  1. Общие. Они используются для укрепления всего организма.
  2. Специальные упражнения направлены на определенную систему, например, ЛФК при переломах будет способствовать скорейшему заживлению и восстановлению подвижности поврежденной конечности. Если имеется сколиоз или плоскостопие, то упражнения подбираются для исправления этих патологий.

Все упражнения также можно подразделить на группы:

  • Активные движения.
  • Статические на удержание позы.
  • Пассивные. Эти упражнения обычно включены в комплекс для грудничков, потому что малыш еще не может самостоятельно их проделать.

Отличается и характер упражнений, они бывают:

  • Дыхательные.
  • Расслабляющие.
  • Растягивающие.
  • Корригирующие.
  • Координационные.

С учетом того, какие отклонения в опорно-двигательном аппарате у ребенка имеются, специалист подбирает комплекс упражнений.

Противопоказания для ЛФК

Несмотря на огромную пользу лечебной гимнастики, она показана не всем детям, к противопоказаниям можно отнести:

  • Наличие любых патологий в острой форме.
  • Злокачественные опухоли.
  • Частые кровотечения.
  • Порок сердца.
  • Нарушение ритма работы сердца.
  • Плохое самочувствие ребенка.
  • Высокая температура.

Даже при отсутствии противопоказаний, если ребенок заболел обычной простудой, то стоит на несколько дней прервать занятия ЛФК, после выздоровления вновь возобновить.

Особенности детской ЛФК

Так как занятия проводятся с детьми, то инструктор должен основательно подготовиться. Важно подобрать как можно больше упражнений в игровой форме. Но еще необходимо учитывать следующие моменты:

  • Возраст малышей.
  • Уровень физического развития.
  • Состояние психики.
  • Развитость мелкой моторики.

Лечебная гимнастика способствует не только правильному формированию осанки у ребенка, укреплению организма, но и нормализации работы сердечнососудистой системы.

Некоторые правила при занятиях ЛФК

Это комплекс, который необходимо выполнять с соблюдением некоторых правил, способных сделать занятия более эффективными:

  • Перед первым занятием необходимо посетить врача, потому что при наличии серьезных патологий опорно-двигательного аппарата может потребоваться и медицинская помощь.
  • Проводиться занятия должны специалистами, которые могут адекватно оценить состояние ребенка.
  • Нагружать малыша необходимо постепенно.
  • Упражнения ЛФК не должны доставлять боль ребенку при выполнении.
  • Чтобы малышам было интереснее, необходимо подбирать разнообразные упражнения, включать игровые моменты.
  • Приступать к выполнению комплекса не стоит сразу после еды, должно пройти не менее 45 минут.

  • Заниматься необходимо в помещении, которое хорошо проветривается.
  • Если комплекс делается с грудничком, то начинаться и заканчиваться он должен приятным поглаживанием, а вот у более старших деток в начале комплекса и в конце делаются расслабляющие и дыхательные упражнения.
  • Некоторые считают, что комплекс ЛФК не требует разминки, но это не так. Он также делится на вводную часть, основную и заключительную.
  • Курс ЛФК обычно назначает врач, повторяться в течение года он может несколько раз.

Особенности ЛФК при сколиозе у ребенка

Учитывая, что наши дети сейчас гораздо больше времени проводят за мониторами компьютеров, чем в активном движении, не удивительно, что многие уже в начальной школе имеют неправильную осанку. Если все еще не так запущено, то есть все шансы вернуть прямую спинку ребенку.

Для этого важно подобрать правильные упражнения, а сделать это со знанием дела сможет только ортопед, которого необходимо посетить. В серьезных случаях может потребоваться не только гимнастика, но и использование специального корсета.

В зависимости от типа искривления позвоночника и подбираются упражнения:

  1. Если поставлен диагноз кифоз грудного отдела, то ЛФК для детей обязательно должна включать упражнения на укрепление мышц плечевого пояса, а также на растяжение мышц груди.
  2. При наличии плоской спины необходимо так подобрать упражнения, чтобы равномерно укреплялись мышцы спины, ног, плечевого пояса.
  3. Сколиоз требует выполнения упражнений на увеличение подвижности позвоночника, улучшение координации движений, растяжение позвоночного столба.

ЛФК отдела плечевого, поясничного - это не важно, требует, чтобы упражнения выполнялись регулярно. Если заниматься всего пару раз в неделю, то эффекта не будет.

Примерный комплекс для дошкольников

Уже отмечалось, что для малышей необходимо в комплекс включать много игровых моментов, но можно выделить основные упражнения:

  1. Начинать комплекс необходимо с разминки. Можно начать с ходьбы с высоким подниманием колен в течение нескольких секунд, на носочках, пяточках.
  2. Делая взмахи руками в стороны, одновременно подниматься на носочках.
  3. Упражнение с гимнастической палкой. Поднять ее с пола, поднять вверх на вытянутых руках и опять положить на пол.
  4. Махи ногами из положения лежа на животе, таз при этом не должен отрываться от пола.
  5. Упражнение "ласточка".
  6. Полуприсесть, согнув ноги в коленях, и отвести руки назад, вернуться в исходное положение. Спина во время выполнения упражнения должна быть прямой.
  7. Упражнение на координацию движений: по очереди стоять на одной ноге с разведенными в сторону руками.

Упражнения можно делать с использованием различных гимнастических снарядов, например, скакалок, мячей, обруча.

Примерный комплекс для школьников

После разминки можно приступить к выполнению следующих упражнений:

  1. Опускать и поднимать руки с мячом, при этом локти должны быть разведены в сторону.
  2. Держа спину прямо, необходимо опускать и поднимать мяч за голову.
  3. Одну руку завести за спину сверху, а другую снизу и попытаться скрепить их в замок.
  4. Наклоны в сторону с разведенными в сторону руками.
  5. Занять положение, лежа на полу, и прогибать спину, не отрывая таз.
  6. Из положения стоя на коленях с упором на руки прогибать и округлять спину.
  7. Лечь на живот и одновременно поднимать ноги и плечи, задерживаясь на несколько секунд.
  8. Упражнение "велосипед".

После окончания комплекса обязательно надо походить, выполнить дыхательные упражнения. Во время занятий тренер должен обязательно следить за правильностью выполнения упражнений, дыханием и положением спины ребенка.

Нарушение осанки - это еще не приговор. Если своевременно родители обратят на это внимание, то специальный комплекс не только быстро вернет ребенку ровную спинку, но и укрепит весь организм.

Лечебная физическая культура

Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод лечения , состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма - движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания.

Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы , и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры , и структуру здравоохранения .

ЛФК - раздел клинической медицины

Термин «лечебная физкультура» прежде всего обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).

С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры , в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

Вместе с тем лечебная физкультура - это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность: «лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии», имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это - медицинские науки. То есть специалистом в области лечебной физкультуры может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета медицинского института. Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях.

ЛФК в России

Уклад жизни и мировоззрение русского народа создали своеобразную систему физической культуры, оптимальную для данного антропогенного типа и климатических условий. Русская физическая культура (спортивные игры и состязания, такие, городки , чиж, лапта), русская борьба, кулачные и палочные бои, стрельба из лука, бег взапуски, метание бревна или копья) была, как и у других народов, средством поддержания и совершенствования физической подготовки к предстоящим походам и сражениям. В древней русской культуре физическое здоровье считалось основой внешней красоты.

Известный путешественник, арабский купец Ибн-Фадлан писал о своих наблюдениях во время путешествия ( -):

Я видел русов, - когда они пришли со своими товарами и расположились на Волге. Я не видел людей более совершенных по телосложению, - как будто это были пальмовые деревья.

Была у древних славян и своеобразная форма гигиены и лечебной физической культуры, существующая с начала нашей эры, - банный ритуал. В бане лечили и восстанавливали силы после тяжелых походов и болезней. Англичанин Вильям Тук, член императорской Академии наук в Петербурге , в г. писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также большая продолжительность жизни русских людей объясняются именно положительным влиянием русской бани.

Наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться в России со второй половины XVIII века после создания в 1755 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым Московского университета , в составе которого был и медицинский факультет. Теперь - это Московская медицинская академия. Первые профессора медицины Московского университета были активными сторонниками физических упражнений и природных факторов для лечения и профилактики болезней.

Старайтесь, чтобы ни один день не был без телодвижения… Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет, портится, гниет.

Он наставлял:

После ночного сна не залеживаться, а скорее прибегнуть к умыванию, телодвижениям, ибо утреннее время ко всяким трудам, подвигам и наукам есть наиспособнейшее.

Вообще довольно забавно видеть, до какой степени иногда человек может увлечься какой-нибудь idée fixe. Так, например, почтенный доктор говорит, что нужно с четырехлетнего возраста заниматься гимнастикой и мальчикам и девочкам, и что отец, мать, учитель и гувернер должны сами делать движения для примера…

Пожилой человек, выполняющий упражнения на растяжку в тренажерном зале

учёный автор до того увлекается своей наукой, что даже не щадит и седовласой старости. Автор нападает на бедных старух свыше шестидесятилетнего возраста (кажется, их можно было бы пощадить) и советует им переминаться на одном месте …, вертеть ногами …, наклонять туловище вперед и назад… и приседать. .

Такое мнение о пользе гимнастики можно нередко услышать и в наше время. Вместе с тем, за последние 100 лет лечебная физкультура, пройдя трудный путь, который можно разделить на несколько этапов, оформилась в самостоятельную лечебную и научную дисциплину.

Большой вклад в создание лечебной физкультуры внесли советские учёные Н. А. Семашко , В. В. Гориневский, Валентин Николаевич Мошков, В. В. Гориневская, Древинг, А. Ф. Каптелин, В. И. Дикуль и многие другие.

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура быстро развивалась. Перед медиками встала проблема быстрого восстановления бойцов после травм и ранений, и ЛФК приобрела особое значение как один из мощных факторов восстановления труда и боеспособности раненых и больных. Знания и практический опыт, приобретённый в те годы, не потеряли своего значения до настоящего времени. Особенно широко лечебная физическая культура применялась при ранениях опорно-двигательного аппарата, грудной клетки,

ЛФК– лечебная физическая культура, т.е. обучение человека с помощью физических упражнений приносить себе пользу, делать себя более здоровым.

Таким образом, при большинстве болезненных состояний при помощи определённого комплекса упражнений можно помочь самому себе. Трудно найти область медицины, где нет ЛФК.

Показания к применению ЛФК в медицине

Чаще всего ЛФК находит применение:

  • при остеохондрозе на разных стадиях проявления (от проявлений в виде боли в определённом месте до различного рода корешковых нарушений при протрузиях и грыжах межпозвонковых дисков);
  • у пациентов после разного рода травм (конечностей, нервов, головного и спинного мозга, внутренних органов, мышц, связок и т.д.);
  • при ортопедических проблемах (сколиоз, кривошея, нарушение осанки, плоскостопие и др.);
  • бронхолёгочные заболевания (бронхиты, пневмонии, бронхиальная астма);
  • сердечно-сосудистые нарушения (колебания артериального давления, стенокардия, инфаркт миокарда);
  • нарушения зрения (астигматизм, близорукость, дальнозоркость, катаракта);
  • в восстановительном периоде после инсульта;
  • для снятия стресса;
  • в борьбе с лишним весом;
  • перед операциями и после них на внутренних органах, сосудах ног;
  • во время и после беременности;
  • при лечении гинекологических и урологических проблем.

Преимущества занятия физкультурой

  • Происходит улучшение газообмена за счёт дыхательных упражнений. Кровь насыщается кислородом, уменьшаются явления гипоксии во всех органах и тканях.
  • Снимается мышечное напряжение, следовательно, уходят проявления боли (острые и хронические), происходят статодинамические изменения в конечностях и позвоночнике.
  • Улучшается перистальтика, моторика желудка и кишечника, желчного пузыря, улучшаются процессы пищеварения
  • Меняется тонус мышц матки и мочевого пузыря, уходят проблемы с мочеиспусканием (энурез, недержание мочи или затруднения мочеиспускания).
  • Нормализуется тонус крупных и мелких сосудов, а значит, улучшается кровоснабжение всех групп мышц и органов, кожных покровов, головного и спинного мозга.
  • Улучшается или полностью восстанавливается нервная проводимость, формируется правильная регуляция всех жизненно важных систем и органов.
  • Уходят явления застоя в органах малого таза и брюшной полости, восстанавливаются трофические нарушения за счет восстановления механизмов регуляции обменных процессов.
  • Происходят изменения в кислотно-щелочном и водно-солевом, электролитном составе крови.
  • Увеличивается объём движений в суставах, исчезают контрактуры, восстанавливаются и закрепляются утраченные навыки.
  • Во время движения происходит выброс гормонов отвечающих за чувства радости и спокойствия, нормализуются эмоции, сон.
  • Улучшаются процессы адаптации организма, устойчивость к стрессам.

Виды лечебной физкультуры

Зависят от цели проведения и от комплекса используемых упражнений:

  1. Утренняя гимнастика. Представляет собой минимальную нагрузку и проводится для подготовки организма после сна, выполнять тот или иной род деятельности. Она даёт заряд бодрости на целый день. Во время её проведения улучшается выработка веществ необходимых для участия в обменных процессах, происходит активация кровоснабжения, улучшается газообмен и усвоение кислорода. Улучшается тонус мышц, что способствует выносливости при выполнении физических нагрузок в течение дня.
  2. Лечебная гимнастика. Она уже имеет определённую цель и от этого зависит комплекс используемых упражнений. Проводится индивидуально или групповые занятия.

Включает в себя:

  • разминка: несколько простых подготовительных чаще, дыхательных упражнений в течение 1-2 минут$
  • основная часть: конкретные упражнения для растяжения мышц, увеличения объёма движений в суставах, силовые упражнения, на координацию. На выносливость и т.д. По длительности зависит от первоначального уровня здоровья занимающегося и составляет от нескольких до 20-30 минут$
  • заключительная часть: для восстановления ритма дыхания, пульса, артериального давления и расслабления мышц, участвующих в нагрузке. Около 5-8 минут.

Виды гимнастики

  1. Дозированная ходьба. Выполняется с разной скоростью движения по ровной местности. От 3 км/ч до 6,5 км/ч. Она определяется врачом по лечебной физкультуре. Назначается пациентам после инфаркта миокарда, перенесенной пневмонии или при бронхиальной астме, после длительного постельного режима, ослабленным после инфекционных болезней. Её задача – улучшить дыхательную и сердечнососудистую системы, наладить обменные процессы в организме, улучшить настроение пациентов.
  2. Лечебное плавание. Основные показания к назначению – остеохондрозы позвоночника, нарушение осанки, сколиоз, ожирение, неврозы и депрессии. Стили плавания при этом различаются. Также имеет значение возраст пациента, его умение держаться на воде. Поэтому могут использоваться различного рода приспособления (плавательный круг, нарукавники, ласты и т.д.). Проводится плавание обязательно под присмотром медицинского персонала. Разновидностью плавания является гидрокинезотерапия, когда в воде проводятся силовые упражнения. Особенно это касается людей с физическими недостатками (детский церебральный паралич, аномалии развития конечностей, ампутации конечностей на разных уровнях).
  3. Гимнастика для беременных. У этой категории пациентов подход к занятиям особый, зависит от срока беременности. Подбирается строго индивидуально. Включает в себя упражнения для тренировки экономного дыхания, для растяжения и укрепления мышц таза, профилактики запоров.
  4. Гимнастика для людей старшего возраста направлена на профилактику нарушений координации, поддержания общего тонуса организма и психологического настроя
  5. Лечебная гимнастика для детей. Начинать можно с четырёх месячного возраста. Проводится в виде игры и только индивидуально, время занятий зависит от желания ребёнка. После первого года кругозор ребёнка увеличивается, объём упражнений увеличивается и кроме общих укрепляющих упражнений, подключаются и другие для решения конкретной проблемы.
  6. Отдельно выделяется реабилитационная лечебная физкультура. Конкретно для восстановления утраченной функции.
  • гимнастика для глаз
  • мимические упражнения
  • разработка конечностей после переломов для профилактики контрактур суставов

Примечание! Пассивная гимнастика проводится у пациентов с нарушением сознания, у резко ослабленных больных, когда выполнять движения самостоятельно они не могут. Эти упражнения направлены на профилактику пролежней и развитие контрактур.

Истории наших читателей!
"Вылечила больную спину самостоятельно. Прошло уже 2 месяца, как я забыла о боли в спине. Ох, как же я раньше мучалась, болели спина и колени, в последнее время толком ходить нормально не могла... Сколько раз я ходила по поликлиникам, но там только дорогущие таблетки да мази назначали, от которых не было толку вообще.

И вот уже 7 неделя пошла, как суставы спины ни капельки не беспокоят, через день на дачу езжу работать, а с автобуса идти 3 км, так вот вообще легко хожу! Всё благодаря этой статье. Всем у кого болит спина - читать обязательно!"

Противопоказания к занятиям лечебной физкультурой

Их не так много, часть из них можно отнести к относительным противопоказаниям. Можно всегда найти замену комплекса упражнений:

  1. Острая стадия инфекционного заболевания.
  2. Лихорадочные состояния.
  3. Выраженный болевой синдром при обострении остеохондроза или артроза, артрита.
  4. Дыхательная или сердечная недостаточность в стадии декомпенсации.
  5. Нестабильность частоты дыхания и пульса при выполнении нагрузок.
  6. Злокачественные новообразования.
  7. Период после состоявшихся кровотечений или при угрозе их повторения.
  8. Сильно ослабленные и истощённые пациенты.

Примечание! В любом случае, решение о необходимости проведения и вида комплекса упражнений, времени выполнения этих упражнений, принимает лечащий врач и ответственный врач по лечебной физкультуре в индивидуальном порядке с последующей коррекцией комплекса упражнений.

Нужна ли ЛФК здоровым людям?

В современном ритме уходят на второй план умеренные физические нагрузки, потребность в ходьбе всё меньше и меньше. Человечество начинает вести «сидячий образ жизни» во время работы за компьютером, для передвижения даже на маленькие расстояния есть автомобиль.

На фоне гиподинамии идёт рост эмоциональных стрессов, переживаний. Фраза «Движение — это жизнь» теряет свою актуальность.

Уменьшение двигательной активности приводит к постепенной гипотрофии всей мышечной системы организма, люди всё чаще начинают страдать от проявлений остеохондроза, в виде хронических болей в спине на всех уровнях (шейный, грудной, пояснично-крестцовый).

На фоне этого появляется общая слабость, меняется настроение в худшую сторону, человек не может противостоять стрессу. Теряется интерес к жизни. Возникает вопрос, что делать. Здесь на помощь приходит ЛФК.

Противостоять этому и сохранить своё здоровье помогают упражнения на расслабление, увеличения ёмкости лёгких, снятия эмоционального напряжения. Лучше проводить групповые занятия или в виде игр, переходящих в соревнования, что будет способствовать приятному живому общению.

Лечебная физкультура является одним из ведущих методов лечения и профилактики большого количества заболеваний. Начинать пользоваться ею можно с грудничкового возраста и достаточно преклонного. Эта методика может использоваться как самостоятельно, так и в комплексе с массажем, физиотерапевтическими процедурами. Может разрабатываться для индивидуального использования или группового.

Средства ЛФК. Общие требования к методике применения физических упражнений

Основными средствами в лечебной физической культуре являются:

Физические упражнения;

Природные факторы (солнце, воздух, вода);

Лечебный массаж;

Двигательный режим.

Кроме того, применяются дополнительные средства: трудотерапия и механотерапия.

Под трудотерапией понимается восстановление нарушенных функций с помощью избирательно подобранных трудовых процессов .

Механотерапия - это восстановление утраченных функций с помощью специальных аппаратов . Она применяется главным образом для предупреждения и разработки контрактур (тугоподвижности в суставах).

В спортивной практике после повреждений опорно-двигательного аппарата механотерапию можно использовать для увеличения амплитуды движений в суставах; для укрепления мышц эффективны занятия на различных тренажерах.

Лечебный массаж (классический, точечный, сегментарно-рефлекторный, аппаратный, гидромассаж) применяется в комплексе с физическими упражнениями в процессе как лечения, так и реабилитации.

Классификация и характеристика физических упражнений, применяемых в ЛФК

Физические упражнения, применяемые с лечебной целью, делятся на гимнастические, идеомоторные, спортивно-прикладные, упражнения в посылке импульсов к сокращению мышц, дозированные игры и др.

Гимнастические упражнения . Представляют собой специально подобранные сочетания естественных для человека движений, разделенных на элементы. Применяя гимнастические упражнения, избирательно воздействуя на отдельные мышечные группы или суставы, можно совершенствовать общую координацию движений, восстанавливать и развивать такие физические качества, как сила, быстрота движений и ловкость.

Гимнастические упражнения классифицируются по нескольким основным признакам: анатомическому; по признаку активности; принципу использования гимнастических предметов и снарядов; по видовому признаку и характеру выполнения.

По анатомическому признаку - упражнения для мышц шеи, туловища, плечевого пояса, верхних конечностей, брюшного пресса, тазового дна, нижних конечностей.

По признаку активности - активные (выполняемые самим больным), пассивные (выполняемые инструктором ЛФК с волевым усилием больного), активно-пассивные упражнения (выполняемые самим больным с помощью инструктора ЛФК).

По принципу использования гимнастических предметов и снарядов - упражнения без использования предметов и снарядов; упражнения с предметами (гимнастической палкой, резиновым, теннисным или волейбольным мячом, набивным мячом, с булавами, гантелями, эспандерами, скакалкой и др.); упражнения на снарядах (гимнастической стенке, наклонной плоскости, гимнастической скамейке, кольцах, механотерапевтической аппаратуре, брусьях, перекладине, бревне); упражнения на тренажерах и т.п.



По видовому признаку и характеру выполнения - порядковые и строевые, подготовительные (вводные), корригирующие, на координацию движений и в равновесии, в сопротивлении, дыхательные, висы, упоры, подскоки и прыжки, ритмопластические упражнения и др.

Порядковые и строевые упражнения . Организуют и дисциплинируют больных, вырабатывая у них необходимые двигательные навыки (построение, перестроение, ходьба, повороты на месте, другие упражнения).

Подготовительные (вводные) упражнения. Подготавливают организм к предстоящей нагрузке.

Корригирующие упражнения . Уменьшают дефекты осанки, исправляют деформации отдельных частей тела. Нередко сочетаются с пассивной коррекцией (вытяжением на наклонной плоскости, ношением корсета, массажем). К ним относят любые движения, выполняемые из определенного исходного положения, обусловливающего строго локальное воздействие. При этом используется сочетание силовых напряжений и упражнений на растягивание. Например, при выраженном грудном кифозе (сутулости) корригирующее воздействие оказывают физические упражнения, направленные на укрепление мышц спины, растягивание и расслабление грудных мышц, а также мышц голеней и стоп.

Упражнения на координацию движений и в равновесии . Применяются для тренировки вестибулярного аппарата (при гипертонической болезни, неврологических и других заболеваниях). Выполняются в следующих исходных положениях: основная стойка, стоя на узкой площади опоры, стоя на одной ноге, на носках, с открытыми и закрытыми глазами; с предметами и без них. К упражнениям на координацию относят также упражнения, формирующие бытовые навыки, утраченные в результате того или иного заболевания: застегивание пуговиц, шнурование обуви, зажигание спичек, открывание замка ключом и др. Широко используются также лепка, сборка детских пирамидок, составление узоров из мозаики и т. п.

Упражнения в сопротивлении . Применяются в восстановительном тренировочном периоде ЛФК. Способствуют укреплению мышц, повышению их эластичности; оказывают стимулирующее влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, обмен веществ.

Дыхательные упражнения (статические, динамические, дренажные). Используются при всех формах ЛФК. Благотворно влияют на функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стимулируют обменные и пищеварительные процессы. Их успокаивающее действие используют при нарушении нервной регуляции различных функций организма, для более быстрого восстановления при утомлении и др.

Статические дыхательные упражнения выполняют в различных исходных положениях (без движений ног, рук и туловища); динамические дыхательные упражнения выполняют в сочетании с движениями конечностей и туловища. К дренажным упражнениям относят дыхательные упражнения, специально направленные на отток экссудата из бронхов; они используются при различных заболеваниях органов дыхания. Следует различать дыхательные дренажные упражнения и позиционный дренаж (специально заданные позиционные исходные положения, также направленные на отток экссудата по дыхательным путям, - по принципу «желоба»).

Висы, упоры, подскоки, прыжки . Разновидности гимнастических упражнений, которые включаются в занятия лечебной физической культурой в период выздоровления. Выполняются строго дозированно, под наблюдением инструктора ЛФК.

Ритмопластические упражнения . Используются на санаторном и поликлиническом этапах реабилитации - для окончательного восстановления функции опорно-двигательного аппарата, а также при лечении неврозов, заболевании сердечно-сосудистой и других систем; выполняются под музыкальное сопровождение, с заданными ритмом и тональностью (в зависимости от функционального состояния больного и типа высшей нервной деятельности).

Упражнения на растягивание мышц (стретчинг). Применяются для увеличения эластичности мышечно-связочного аппарата и расслабления мышц. Также способствуют восстановлению работоспособности мышц после физических нагрузок.

Упражнения в воде (гидрокинезотерапия). Находят все большее применение в ЛФК. Теплая вода бассейна или ванной способствует расслаблению мышц, размягчению мягких тканей, повышению их эластичности, уменьшению спастики. Кроме того, вода снижает вес тела и отдельных его частей, облегчая выполнение упражнений. Физические упражнения в воде и плавание показаны при травмах ОДА, остеохондрозах и спондилезах, нарушениях осанки и сколиозах, при параличах и парезах и других страданиях.

Идеомоторные упражнения также используются в ЛФК (особенно на больничном этапе). Выполняемые мысленно, они не только вызывают слабое сокращение мышц, но и улучшают их функциональное состояние, оказывают трофическое действие. Эти упражнения применяются при параличах и парезах, при длительной иммобилизации, когда больной не может активно выполнять упражнения.

Изометрические (статические) упражнения . Больному предлагается сокращать и расслаблять мышцы иммобилизированного сустава при мысленном представлении выполняемого движения. Эти упражнения применяются при иммобилизации конечностей для профилактики атрофии мышц, улучшения в них кровообращения и обмена веществ (например, при наложении гипсовой повязки на бедро и коленный сустав больной активно сокращает четырехглавую мышцу бедра, не производя движений в коленном суставе, и т.п.

Упражнения на тренажерах находят все большее применение в ЛФК при реабилитации больных и инвалидов. Использование тренажеров позволяет точно дозировать нагрузку и развивать необходимые физические качества: выносливость, силу мышц и др. Для тренировки сердечно-сосудистой системы применяются: велотренажеры (ножные и ручные), гребные тренажеры, тредбаны («бегущая дорожка»), лыжный тренажер и др. Для развития силы различных групп мышц существуют разнообразные тренажеры: блоковые, Кеттлера, Давида и др. В нашей стране разработаны тренажеры нового поколения профессора В.К. Зайцева.

Спортивно-прикладные упражнения . Из этой группы упражнений в ЛФК наиболее часто используют дозированные ходьбу, бег, прыжки; метания и лазания; упражнения в равновесии; поднимание и переноску тяжестей; дозированные греблю, ходьбу на лыжах, катание на коньках, езду на велосипеде, лечебное плавание.

Применение в ЛФК спортивно-прикладных упражнений способствует окончательному восстановлению поврежденного органа и организма в целом; воспитывает у больных сознательное отношение к занятиям ЛФК и уверенность в своих силах.

Дозированная ходьба. Укрепляет мышцы не только нижних конечностей, но и всего организма за счет ритмичного чередования их напряжения и расслабления. В результате улучшаются крово- и лимфообращение, дыхание, обмен веществ, оказывается общеукрепляющее воздействие на организм.

Дозированный бег. Равномерно развивает мускулатуру тела, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшает обмен веществ и функцию дыхания. На занятиях лечебной гимнастикой бег применяется для достаточно тренированных к нему больных с индивидуальной дозировкой (при тщательном врачебно-педагогическом контроле).

Дозированные прыжки . Относятся к кратковременным интенсивным упражнениям, применяемым в период выздоровления с индивидуальной дозировкой (с контролем пульса).

Упражнения в метании . Помогают восстановить координацию движений, улучшают подвижность суставов, развивают силу мышц конечностей и туловища, увеличивают скорость двигательных реакций. На занятиях лечебной гимнастикой используются набивные мячи, диски, мячи с петлей, гранаты.

Лазания по гимнастической стенке и канату . Способствуют увеличению подвижности в суставах, развитию силы мышц туловища и конечностей, координации движений.

Упражнения в равновесии . Применяются при поражении вестибулярного аппарата, при ампутации нижней конечности, заболеваниях и повреждениях нервной системы.

Дозированная гребля . В ЛФК применяется с целью общей тренировки организма, выработки ритмичности движений, способствующих углублению дыхания, развитию и укреплению мышц верхних конечностей и туловища, подвижности позвоночника. Повышение внутрибрюшного давления при гребле положительно влияет на процесс пищеварения и тканевый обмен. Применение гребли в условиях чистого, ионизированного воздуха, насыщенного водяными парами, оказывает оздоровительное влияние на организм.

Занятия греблей назначаются в дозированной форме, с указанием кратковременных пауз для отдыха и глубокого дыхания (при врачебно-педагогическом контроле).

Дозированная ходьба на лыжах . Активизирует работу мышц всего тела, улучшает обмен веществ, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренирует вестибулярный аппарат, повышает мышечный тонус, улучшает настроение, способствует нормализации состояния нервной системы.

Дозированное катание на коньках. Тренирует сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, улучшает обмен веществ, развивает координацию движений, укрепляет вестибулярный аппарат. Назначается в период выздоровления хорошо тренированным лицам, умеющим кататься на коньках (при врачебно-педагогическом контроле).

Дозированное лечебное плавание. Повышает теплоотдачу, улучшает обмен веществ, кровообращение и дыхание, укрепляет мышцы всего тела, нервную систему, закаливает организм.

Дозированная езда на велосипеде. Применяется с общеоздоровительной целью, для укрепления мышц и развития движений в суставах нижних конечностей; тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, вестибулярный аппарат.

Упражнения в посылке импульсов к сокращению мышц (к выполнению движений) применяются при параличах и парезах, когда активные движения отсутствуют или резко ослаблены. Рекомендуется сочетать посылки импульсов с пассивными движениями - это способствует улучшению проводимости по центростремительным и центробежным нервам.

Дозированные игры (на месте, малоподвижные, подвижные и спортивные) применяются в ЛФК для воспитания у больного решительности, настойчивости, сообразительности, ловкости, смелости, дисциплинированности; положительно воздействуют на деятельность всех органов и систем. Игры включают в занятия на этапе выздоровления. Проведение всех видов игр осуществляется при врачебно-педагогическом контроле.